Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Откуда берутся снег и лед?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: познакомить со свойствами снега и льда; развивать творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся проводить опыты по исследованию снега и льда и формулировать выводы; наблюдать за формой снежинок.

Оборудование: рисунок снеговика на доске, конверт с загадками (конверт украшен снежинками), бумажные снежинки (для каждого ученика); лед, молоток, карточки со словами «снег», «лед», «белый», «рыхлый», «непрозрачный», «хрупкий», «бесцветный», «прозрачный», «тает», приз от снеговика; у учащихся — форма для льда, стаканы со снегом, стаканы со льдом (по одному на парту), стаканы с водой (по два на парту), листы цветной бумаги (один лист на двоих), цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

— Откуда ты?

Вода в ответ:

— Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна.

— Откуда ты? — спросил росу.

— Поверь, и я из океана!

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

— Откуда ты? Ты кто такой?

— И я, дружок, из океана!

— Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донесся шепот:

— Знай, малыш, и я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

— Кто узнал о реке, которая протекает в нашей местности? Куда она впадает? (Ответы детей.)

— Кто хочет показать классу рисунок моря или реки? (Учитель вывешивает рисунки.)

— Чем река отличается от моря?

(Можно использовать КИМы (тест 19, с. 32).)

III. Самоопределение к деятельности

— У нас на уроке — гость. Отгадайте, кто он.

В голове снег,

В животе снег,

И в ногах снег,

И в руках снег.

Что за чудо-человек? (Снеговик.)

(На доске появляется рисунок снеговика, к которому прикреплен конверт с загадками. Конверт украшен снежинками. Учитель достает из конверта карточки с загадками.)

Наш гость принес конверт. Что же в нем?

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег.)

 

Рыбам в зиму жить тепло:

Крыша — толстое стекло. (Лед.)

(Учитель выставляет карточки со словами-отгадками.)

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О снеге и льде.)

- Прочитайте тему урока на с. 68 учебника. (Откуда берутся снег и лед?)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

- Откуда же все-таки берутся снег и лед? (Ответы детей.)

- Давайте воспользуемся загадками из учебника на с. 68. Может быть, они нам помогут ответить точнее на этот вопрос.

(Дети читают загадки, отгадывают их.)

— Кто теперь может сказать, откуда берутся снег и лед? (Ответы детей.)

- Что общего у снега и льда? (Снег и лед при таянии превращаются в воду.)

— Верно. А если вода замерзнет, что она образует? (Лед.)

- Где вы видели лед? (На реке, в луже.)

- Можно ли дома увидеть лед? (Ответы детей.)

- Как в домашних условиях можно воду превратить в лед? (Поставить воду в морозильную камеру.)

— А когда из воды образуется снег? (Зимой. Это снежинки, которые падают с неба.)

- Давайте проверим, правильно ли мы ответили на вопросы. Прочитаем вывод на с. 69 учебника.

(Читает учитель или хорошо читающий ученик.)

V. Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.

(Показать нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Покружиться.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Взмахи руками.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в группах

(Работа выполняется по заданиям учебника (с. 68-69) и по плану, данному в рабочей тетради (с. 45, № 1).)

Опыт 1

- Рассмотрите снег и лед. Попробуйте из снега сделать горку, ямку. А теперь то же самое сделайте изо льда. (Учитель ударяет по льду молотком.)

- Что вы заметили? (Ответы детей.)

Вывод: снег рыхлый, а лед хрупкий.

Опыт 2

— Какого цвета снег? А лед? Сравните его с листами цветной бумаги. Что вы заметили?

Вывод: снег белый, а лед бесцветный.

Опыт 3

— Положим снег и лед на лист цветной бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А подо льдом?

Вывод: снег непрозрачный, а лед прозрачный.

Опыт 4

— А теперь положите снег в один стакан с водой, а лед - в другой. Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом? (Они растаяли.)

Вывод: в тепле снег и лед тают. Образуется вода.

— А почему же снег и лед зимой на улице не тают? (Зимой на улице холодно, мороз.)

— Сделайте вывод.

(При проверке работы на доске под карточками со словами «снег» и «лед» появляются соответствующие признаки (слова- помощники).)

Снег                                     Лед

Рыхлый                               Хрупкий

Белый                                  Бесцветный

Непрозрачный                    Прозрачный

В тепле тает                        В тепле тает

Учитель от имени снеговика благодарит детей за работу и дарит снежинки тем, кто выполнил работу правильно. Обычно с работой справляются все дети, поэтому снежинку получит каждый.

ученик.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№2 (с. 46).

_ Прочитайте слова в левом столбике. Это свойства снега или льда? Соедините стрелками.

- Прочитайте слова из правого столбика. А это свойства снега или льда? Соедините стрелками.

№3 (с. 46).

— Рассмотрите рисунки. Что общего у всех снежинок? {Шесть лучей.)

- Выполните задание.

3. Конкурс «Отгадай-ка»

— Отгадайте загадки.

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)

— Где вы видели сосульки?

- Когда они появляются?

- Что такое сосулька? (Это замерзшая вода.)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина. (Град.)

- Когда можно наблюдать это явление? (Летом.)

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек —

Тонких, как стекло.

Звездочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки.)

 

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет. (Снег.)

 

На всех садятся,

Никого не боятся. (Снежинки.)

 

По снегу покатите — я подрасту.

На костре согрейте — я пропаду. (Снежный ком.)

(Победитель конкурса получает приз от снеговика.)

Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 69, в рамке).)

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Для чего мы проводили опыты?

— Какие свойства имеют снег и лед?

Рекомендации для занятий дома

Рабочая тетрадь: № 4 (с. 46—47).

Дополнительный материал

Загадки

— О каких свойствах снега или льда говорится в загадках?

Одеяло белое

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось —

С неба на землю свалилось. (Снег.)

 

Белые мухи на поле сели. (Снежинки.)

 

На дворе горой,

А в избе водой. (Снег.)

 

Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед.)

Сказка

Однажды где-то в северных краях Ветер-ветрило здорово продрог. Сидел он, дрожал и думал о том, что зима ему уже порядком надоела. И вообще, слишком она длинная. А что, если устроить дождик? Хороший ливень сразу смоет снежное покрывало. Расползется оно на клочки, а ручьи быстро унесут остатки зимы в реки, сразу зазеленеет трава, прилетят птицы, и получится самая настоящая весна.

Сказано — сделано. Полетел Ветер на юг, к океану, собрал над ним целое стадо облаков и помчал их на север. Совсем выбился из сил, но доставил тучу в зимнее царство.

Прилетел Ветер на лесную поляну, сел на еловую лапу, ногами болтает и ждет, когда же, наконец, дождик хлынет. Между тем увидел тучу Мороз-морозило, потрогал за краешек и обрадовался: «Материал получился что надо! Сейчас мы такую метелицу соорудим — любо - дорого!»

И стал Мороз студить тучу. А надо тебе сказать, что крохотные капельки, из которых состоят тучи, облака, туман и пар (это все, в общем, одно и то же), на холоде сливаются друг с другом, растут и, наконец, превращаются в видимые белые клубы. Чтобы увидеть, как растут капельки, принеси в комнату с мороза чистое стеклышко. Оно сразу запотеет. Это оттого, что, попав на холодную поверхность, капельки-невидимки сразу же стали сливаться друг с другом. Подышишь на холодное стекло, и капельки станут такими большими, что ты их сразу заметишь.

Вот так сидел себе Ветер на еловой лапе, ежился от холода и на тучу поглядывал: «Когда же, наконец, пойдет дождик?»

А наверху в это время вот что происходило: капельки сливались, росли и уже собрались падать на землю дождем, да Мороз-морозило росли до Капли. А к ним со всех сторон потянулись другие капли, которые тоже застывали, превращаясь в острые ледяные иголочки. Так получились снежинки. Разные, непохожие, одна красивее другой.

Очень удивился Ветер, когда из тучи вместо дождя повалил снег.

- Как же так?! - сердито воскликнул Ветрило. - Работал, работал, весна не начинается. Видно, не те облака пригнал. Надо другие собрать.

Много раз пригонял он пушистые облачные караваны, много раз пытался своим дыханием растопить сугробы и, наконец, добился своего: пошел из тучи первый дождь.

- Ура-а! - закричал Ветрило и помчался над землей, кувыркаясь от радости. - Я принес весну! Я одолел зиму!

- Карр!.. Карр!.. И вовсе не ты! - крикнул Ветру старый Ворон. - Эго земля Солнышку свой зимний бок подставила. Вот Солнышко и прогнало зиму.

- Чушь! Без меня Солнцу ни за что бы с Морозом не справиться, — обиделся Ветер.

— Без тебя? — усмехнулся Ворон. - Да ведь как раз Солнышко и гоняет все ветры по белу свету. Не будь его — не было бы на свете даже самого маленького ветерка.

...Не поверил Ветер старой птице. До сих пор так и думает, что это он один весну делает.

Автор: Максимова Т. Н.

Похожие статьи:

Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Луна бывает разной? Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков

Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс

Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!