Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Откуда берутся снег и лед?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цели: познакомить со свойствами снега и льда; развивать творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проводить опыты по исследованию снега и льда и формулировать выводы; наблюдать за формой снежинок.
Оборудование: рисунок снеговика на доске, конверт с загадками (конверт украшен снежинками), бумажные снежинки (для каждого ученика); лед, молоток, карточки со словами «снег», «лед», «белый», «рыхлый», «непрозрачный», «хрупкий», «бесцветный», «прозрачный», «тает», приз от снеговика; у учащихся — форма для льда, стаканы со снегом, стаканы со льдом (по одному на парту), стаканы с водой (по два на парту), листы цветной бумаги (один лист на двоих), цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
— Откуда ты?
Вода в ответ:
— Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
— Откуда ты? — спросил росу.
— Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
— Откуда ты? Ты кто такой?
— И я, дружок, из океана!
— Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
— Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
— Кто узнал о реке, которая протекает в нашей местности? Куда она впадает? (Ответы детей.)
— Кто хочет показать классу рисунок моря или реки? (Учитель вывешивает рисунки.)
— Чем река отличается от моря?
(Можно использовать КИМы (тест 19, с. 32).)
III. Самоопределение к деятельности
— У нас на уроке — гость. Отгадайте, кто он.
В голове снег,
В животе снег,
И в ногах снег,
И в руках снег.
Что за чудо-человек? (Снеговик.)
(На доске появляется рисунок снеговика, к которому прикреплен конверт с загадками. Конверт украшен снежинками. Учитель достает из конверта карточки с загадками.)
Наш гость принес конверт. Что же в нем?
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег.)
Рыбам в зиму жить тепло:
Крыша — толстое стекло. (Лед.)
(Учитель выставляет карточки со словами-отгадками.)
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О снеге и льде.)
- Прочитайте тему урока на с. 68 учебника. (Откуда берутся снег и лед?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
- Откуда же все-таки берутся снег и лед? (Ответы детей.)
- Давайте воспользуемся загадками из учебника на с. 68. Может быть, они нам помогут ответить точнее на этот вопрос.
(Дети читают загадки, отгадывают их.)
— Кто теперь может сказать, откуда берутся снег и лед? (Ответы детей.)
- Что общего у снега и льда? (Снег и лед при таянии превращаются в воду.)
— Верно. А если вода замерзнет, что она образует? (Лед.)
- Где вы видели лед? (На реке, в луже.)
- Можно ли дома увидеть лед? (Ответы детей.)
- Как в домашних условиях можно воду превратить в лед? (Поставить воду в морозильную камеру.)
— А когда из воды образуется снег? (Зимой. Это снежинки, которые падают с неба.)
- Давайте проверим, правильно ли мы ответили на вопросы. Прочитаем вывод на с. 69 учебника.
(Читает учитель или хорошо читающий ученик.)
V. Физкультминутка
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Показать нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Покружиться.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Взмахи руками.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Практическая работа в группах
(Работа выполняется по заданиям учебника (с. 68-69) и по плану, данному в рабочей тетради (с. 45, № 1).)
Опыт 1
- Рассмотрите снег и лед. Попробуйте из снега сделать горку, ямку. А теперь то же самое сделайте изо льда. (Учитель ударяет по льду молотком.)
- Что вы заметили? (Ответы детей.)
Вывод: снег рыхлый, а лед хрупкий.
Опыт 2
— Какого цвета снег? А лед? Сравните его с листами цветной бумаги. Что вы заметили?
Вывод: снег белый, а лед бесцветный.
Опыт 3
— Положим снег и лед на лист цветной бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А подо льдом?
Вывод: снег непрозрачный, а лед прозрачный.
Опыт 4
— А теперь положите снег в один стакан с водой, а лед - в другой. Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом? (Они растаяли.)
Вывод: в тепле снег и лед тают. Образуется вода.
— А почему же снег и лед зимой на улице не тают? (Зимой на улице холодно, мороз.)
— Сделайте вывод.
(При проверке работы на доске под карточками со словами «снег» и «лед» появляются соответствующие признаки (слова- помощники).)
Снег Лед
Рыхлый Хрупкий
Белый Бесцветный
Непрозрачный Прозрачный
В тепле тает В тепле тает
Учитель от имени снеговика благодарит детей за работу и дарит снежинки тем, кто выполнил работу правильно. Обычно с работой справляются все дети, поэтому снежинку получит каждый.
ученик.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№2 (с. 46).
_ Прочитайте слова в левом столбике. Это свойства снега или льда? Соедините стрелками.
- Прочитайте слова из правого столбика. А это свойства снега или льда? Соедините стрелками.
№3 (с. 46).
— Рассмотрите рисунки. Что общего у всех снежинок? {Шесть лучей.)
- Выполните задание.
3. Конкурс «Отгадай-ка»
— Отгадайте загадки.
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)
— Где вы видели сосульки?
- Когда они появляются?
- Что такое сосулька? (Это замерзшая вода.)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град.)
- Когда можно наблюдать это явление? (Летом.)
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек —
Тонких, как стекло.
Звездочки холодные,
А земле тепло. (Снежинки.)
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет. (Снег.)
На всех садятся,
Никого не боятся. (Снежинки.)
По снегу покатите — я подрасту.
На костре согрейте — я пропаду. (Снежный ком.)
(Победитель конкурса получает приз от снеговика.)
Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 69, в рамке).)
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Для чего мы проводили опыты?
— Какие свойства имеют снег и лед?
Рекомендации для занятий дома
Рабочая тетрадь: № 4 (с. 46—47).
Дополнительный материал
Загадки
— О каких свойствах снега или льда говорится в загадках?
Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось —
С неба на землю свалилось. (Снег.)
Белые мухи на поле сели. (Снежинки.)
На дворе горой,
А в избе водой. (Снег.)
Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед.)
Сказка
Однажды где-то в северных краях Ветер-ветрило здорово продрог. Сидел он, дрожал и думал о том, что зима ему уже порядком надоела. И вообще, слишком она длинная. А что, если устроить дождик? Хороший ливень сразу смоет снежное покрывало. Расползется оно на клочки, а ручьи быстро унесут остатки зимы в реки, сразу зазеленеет трава, прилетят птицы, и получится самая настоящая весна.
Сказано — сделано. Полетел Ветер на юг, к океану, собрал над ним целое стадо облаков и помчал их на север. Совсем выбился из сил, но доставил тучу в зимнее царство.
Прилетел Ветер на лесную поляну, сел на еловую лапу, ногами болтает и ждет, когда же, наконец, дождик хлынет. Между тем увидел тучу Мороз-морозило, потрогал за краешек и обрадовался: «Материал получился что надо! Сейчас мы такую метелицу соорудим — любо - дорого!»
И стал Мороз студить тучу. А надо тебе сказать, что крохотные капельки, из которых состоят тучи, облака, туман и пар (это все, в общем, одно и то же), на холоде сливаются друг с другом, растут и, наконец, превращаются в видимые белые клубы. Чтобы увидеть, как растут капельки, принеси в комнату с мороза чистое стеклышко. Оно сразу запотеет. Это оттого, что, попав на холодную поверхность, капельки-невидимки сразу же стали сливаться друг с другом. Подышишь на холодное стекло, и капельки станут такими большими, что ты их сразу заметишь.
Вот так сидел себе Ветер на еловой лапе, ежился от холода и на тучу поглядывал: «Когда же, наконец, пойдет дождик?»
А наверху в это время вот что происходило: капельки сливались, росли и уже собрались падать на землю дождем, да Мороз-морозило росли до Капли. А к ним со всех сторон потянулись другие капли, которые тоже застывали, превращаясь в острые ледяные иголочки. Так получились снежинки. Разные, непохожие, одна красивее другой.
Очень удивился Ветер, когда из тучи вместо дождя повалил снег.
- Как же так?! - сердито воскликнул Ветрило. - Работал, работал, весна не начинается. Видно, не те облака пригнал. Надо другие собрать.
Много раз пригонял он пушистые облачные караваны, много раз пытался своим дыханием растопить сугробы и, наконец, добился своего: пошел из тучи первый дождь.
- Ура-а! - закричал Ветрило и помчался над землей, кувыркаясь от радости. - Я принес весну! Я одолел зиму!
- Карр!.. Карр!.. И вовсе не ты! - крикнул Ветру старый Ворон. - Эго земля Солнышку свой зимний бок подставила. Вот Солнышко и прогнало зиму.
- Чушь! Без меня Солнцу ни за что бы с Морозом не справиться, — обиделся Ветер.
— Без тебя? — усмехнулся Ворон. - Да ведь как раз Солнышко и гоняет все ветры по белу свету. Не будь его — не было бы на свете даже самого маленького ветерка.
...Не поверил Ветер старой птице. До сих пор так и думает, что это он один весну делает.
Автор: Максимова Т. Н.
Похожие статьи:
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Луна бывает разной? Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Нет комментариев. Ваш будет первым!