Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Урок окружающего мира в 1 классе. Как зимой помочь птицам? Школа России
Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.
Оборудование: различные виды кормушек, таблица «Зимующие птицы», школьный словарик «Птицы России», шапочки для сценки; у учащихся - пакеты из-под молока (по одному на парту), ножницы, линейка, карандаш, веревка, цветные карандаши.
Предварительная подготовка: сценка.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Тест
1. Чем питается лиса?
а) насекомыми;
б) травой;
в) мышами; +
г) зернышками;
д) орехами;
е) лягушками.
2. Чем питается белка?
а) насекомыми;
б) травой;
в) мышами;
г) орехами, грибами +
3. Чем питается заяц?
а) насекомыми;
б) травой, корой, ветками; +
в) мышами;
г) зёрнышками;
д) орехами;
е) лягушками.
4. Чем питается лягушка?
а) комарами: +
б) травой;
в) мышами;
г) зёрнышками;
д) орехами.
5. Докажите, что животные — живые существа.
а) они двигаются;
б) они рождаются, растут, питаются, приносят потомство умирают; +
в) они очень милые;
г) они относятся к живой природе.
6. Что необходимо животным для жизни?
а) хорошее отношение;
б) солнце, воздух, вода, пища; +
в) леса и поля;
г) вкусная еда.
— О жизни каких животных вы узнали? (Ответы детей.) (Можно использовать КИМы (тест 22, с. 35).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки Муравьишки.
Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По полям шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
— Где вы видели этих птиц? (В городе, рядом с человеком.)
- Сейчас зима. Как вы думаете, легко ли приходится этим птицам? (Нет.)
— А можем ли мы им помочь и как? (Ответы детей.)
Морозы жестокие
В этом году...
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку —
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Е. Благинина
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.)
— Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Как зимой помочь птицам?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях. (Ответы детей.)
— Рассмотрите птиц на рисунке на с. 74. Прочитайте их названия. Найдите отличительные признаки каждой птицы.
Свиристель — птица с хохолком на голове.
Снегирь — птица с красной грудкой. Ее так и называют — красногрудая птица. Прилетает с первым снегом.
Красный фрак на птичке этой,
И зимой она приметна,
Как рябина на снегу.
Я ей кормом помогу.
Воробей — маленькая серенькая птичка.
Синица имеет желтую грудку.
Поползень — птица-акробат, лазает по деревьям.
— Муравьишка что-то прячет у себя за спиной. Угадайте, что это.
Здесь и гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, что это? (Кормушка.)
(Учитель показывает кормушку.)
— Вот какую кормушку смастерил Муравьишка. Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц.
(Учащиеся рассматривают нижний рисунок на с. 74 и обсуждают разные виды кормушек.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с. 52).
— Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание.
№2 (с. 52).
— Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке?
— Выполните задание.
V. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Практическая работа в парах
Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две.
- Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой? (Подкармливать птиц.)
- У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают? (Ответы детей.)
Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета.
(Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции в рабочей тетради (с. 53, № 3). Затем учитель организует выставку кормушек.)
- Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Рассмотрите рисунок снизу. Чем можно подкармливать птиц?
- Выполните задание.
Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел гонец весенний —
Путешественник-скворец...
Вот и зимушке конец.
3. Александрова
2. Сценка
(Учащиеся выходят к доске в шапочках птиц.)
- Ребята, вот какой разговор подслушал наш Муравьишка. Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!
Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Учитель. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке.
Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.
— Какой же корм им нужен? (Ответы детей.)
(Учитель показывает корм и объясняет, для каких птиц он подходит.)
Семена подсолнечника — лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Конопля — универсальный корм для всех птиц.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки — корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
А уж на сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.
3. Беседа, работа по учебнику
— Прочитайте текст на с. 75, чтобы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.
— А теперь рассмотрите рисунок ниже. Каких птиц вы видите? (Это дрозды-рябинники.)
- Придумайте историю по этому рисунку. (Ответы детей.)
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха — тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей, дрозды-рябинники. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить.
Прикормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
4. Работа со школьным словариком «Птицы России»
— Найдите и прочитайте информацию о зимующих птицах.
— Что нового вы узнали? Поделитесь своими знаниями с одноклассниками.
(Эту работу можно провести в группах. Хорошо читающий ученик читает для всей группы статью. Затем учащиеся от каждой группы выходят к доске и рассказывают о том, что узнали. Также можно попросить нескольких учеников заранее почитать словарик дома с родителями, а в классе выступить с небольшим сообщением.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 75, в рамке).)
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
- Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать птиц? Узнайте птиц на картинке.
(Учитель показывает таблицу «Зимующие птицы», предварительно закрыв названия птиц.)
- Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать для них корм? (Ответы детей.)
Птицы — это песнь и полет! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы — дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы — верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы — это тайна и красота. Птицы — наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 54).
2. С родителями смастерить кормушку и повесить ее недалеко от своего дома. Положить в кормушку подходящий корм.
3. Прочитать информацию на страничках для любознательных в учебнике (с. 76—77).
Дополнительный материал
Снегирь
Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание — жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно улетели на юг? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «теплые края»: летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима теплой.
Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.
Снегири — птицы солидные. Не торопясь, перелетают они стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам лучшие гроздья рябины.
Весной снегири будут уже далеко на Севере — на родине. Совьют там гнезда, выведут и вскормят птенцов. И лишь поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю... жю... жю... — мы прибыли!» Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные.
(Ю. Дмитриев)
Воробей
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей...
Так начинается стихотворение поэта про дерзкую, славную и умную птицу, которая живет даже в шумных городах. Стой! только появиться весеннему солнышку, как веселые воробьи занимают крыши, деревья в парках, на бульварах, прыгают в воде оттаивающих луж и громко чирикают. Зимой они прятались от мороза, а пришла весна — их не удержать. Знай себе чирикают, радуясь теплу.
Распространены воробьи широко. Наверное, этих шустрых птичек знают в любой стране света. Живут воробьи на севере и на юге рядом с человеком. Вместе с ним они переселились в далекую Австралию. Стоит людям построить новый город, воробьи тут как тут. Потому что привыкли жить с людьми в многолюдных селениях и городах.
Воробьи, в отличие от многих птиц, остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются они в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнезда вьют простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом.
Питаются вредными насекомыми, принося тем самым пользу сельскому хозяйству.
Синица
Синицы — юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и в кронах деревьев. Часто можно видеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вперед. Так как синицы, в первую очередь, поедают насекомых и их личинки, то играют выдающуюся роль в борьбе с вредителями садов и огородов.
Зимой все синицы сбиваются в стаи. В это время года они также часто ищут пропитания в садах.
Самой крупной в Европе является большая синица, достигающая в длину 14 см. Похожа на нее и московка. Правда, в ее оперении отсутствует насыщенная желтая окраска, столь характерная для большой синицы.
Свиристель
В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист, визг». Название птицы — свиристель — и название музыкального инструмента — свирель — родственные слова.
Автор: Максимова Т. Н.
Похожие статьи:
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Луна бывает разной? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!