Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков

Урок окружающего мира в 1 классе. Как зимой помочь птицам? Школа России

Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.

Оборудование: различные виды кормушек, таблица «Зимующие птицы», школьный словарик «Птицы России», шапочки для сценки; у учащихся - пакеты из-под молока (по одному на парту), ножницы, линейка, карандаш, веревка, цветные карандаши.

Предварительная подготовка: сценка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Тест

1. Чем питается лиса?

а) насекомыми;

б) травой;

в) мышами;    +

г) зернышками;

д) орехами;

е) лягушками.

2. Чем питается белка?

а) насекомыми;

б) травой;

в) мышами;

г) орехами, грибами       +

3. Чем питается заяц?

а) насекомыми;

б) травой, корой, ветками;    +

в) мышами;

г) зёрнышками;

д) орехами;

е) лягушками.

4. Чем питается лягушка?

а) комарами:         +

б) травой;

в) мышами;

г) зёрнышками;

д) орехами.

5. Докажите, что животные — живые существа.

а) они двигаются;

б) они рождаются, растут, питаются, приносят потомство умирают;      +

в) они очень милые;

г) они относятся к живой природе.

6. Что необходимо животным для жизни?

а) хорошее отношение;

б) солнце, воздух, вода, пища;      +

в) леса и поля;

г) вкусная еда.

— О жизни каких животных вы узнали? (Ответы детей.) (Можно использовать КИМы (тест 22, с. 35).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки Муравьишки.

Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По полям шныряет,

Крохи собирает. (Воробей.)

 

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды —

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь.)

— Где вы видели этих птиц? (В городе, рядом с человеком.)

- Сейчас зима. Как вы думаете, легко ли приходится этим птицам? (Нет.)

— А можем ли мы им помочь и как? (Ответы детей.)

Морозы жестокие

В этом году...

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за Жучку —

В ее конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

Е. Благинина

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.)

— Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Как зимой помочь птицам?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях. (Ответы детей.)

— Рассмотрите птиц на рисунке на с. 74. Прочитайте их названия. Найдите отличительные признаки каждой птицы.

Свиристель — птица с хохолком на голове.

Снегирь — птица с красной грудкой. Ее так и называют — красногрудая птица. Прилетает с первым снегом.

Красный фрак на птичке этой,

И зимой она приметна,

Как рябина на снегу.

Я ей кормом помогу.

Воробей — маленькая серенькая птичка.

Синица имеет желтую грудку.

Поползень — птица-акробат, лазает по деревьям.

— Муравьишка что-то прячет у себя за спиной. Угадайте, что это.

Здесь и гам, и птичье пенье,

Здесь есть даже угощенье:

Крошки хлеба и пшено.

Отгадайте, что это? (Кормушка.)

(Учитель показывает кормушку.)

— Вот какую кормушку смастерил Муравьишка. Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц.

(Учащиеся рассматривают нижний рисунок на с. 74 и обсуждают разные виды кормушек.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с. 52).

— Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание.

№2 (с. 52).

— Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке?

— Выполните задание.

V. Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

(Ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в парах

Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две.

- Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой? (Подкармливать птиц.)

- У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают? (Ответы детей.)

Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета.

(Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции в рабочей тетради (с. 53, № 3). Затем учитель организует выставку кормушек.)

- Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Рассмотрите рисунок снизу. Чем можно подкармливать птиц?

- Выполните задание.

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев —

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний —

Путешественник-скворец...

Вот и зимушке конец.

3. Александрова

2. Сценка

(Учащиеся выходят к доске в шапочках птиц.)

- Ребята, вот какой разговор подслушал наш Муравьишка. Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!

Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.

Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

Учитель. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке.

Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

— Какой же корм им нужен? (Ответы детей.)

(Учитель показывает корм и объясняет, для каких птиц он подходит.)

Семена подсолнечника — лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

Конопля — универсальный корм для всех птиц.

Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.

Арбузные и дынные семечки — корм для синиц, поползней, дятлов.

Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.

Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.

А уж на сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.

3. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте текст на с. 75, чтобы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.

— А теперь рассмотрите рисунок ниже. Каких птиц вы видите? (Это дрозды-рябинники.)

- Придумайте историю по этому рисунку. (Ответы детей.)

Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха — тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей, дрозды-рябинники. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить.

Прикормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

4. Работа со школьным словариком «Птицы России»

— Найдите и прочитайте информацию о зимующих птицах.

— Что нового вы узнали? Поделитесь своими знаниями с одноклассниками.

(Эту работу можно провести в группах. Хорошо читающий ученик читает для всей группы статью. Затем учащиеся от каждой группы выходят к доске и рассказывают о том, что узнали. Также можно попросить нескольких учеников заранее почитать словарик дома с родителями, а в классе выступить с небольшим сообщением.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 75, в рамке).)

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

- Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать птиц? Узнайте птиц на картинке.

(Учитель показывает таблицу «Зимующие птицы», предварительно закрыв названия птиц.)

- Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать для них корм? (Ответы детей.)

Птицы — это песнь и полет! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы — дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы — верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Птицы — это тайна и красота. Птицы — наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 54).

2. С родителями смастерить кормушку и повесить ее недалеко от своего дома. Положить в кормушку подходящий корм.

3. Прочитать информацию на страничках для любознательных в учебнике (с. 76—77).

Дополнительный материал

Снегирь

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание — жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно улетели на юг? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «теплые края»: летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима теплой.

Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

Снегири — птицы солидные. Не торопясь, перелетают они стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам лучшие гроздья рябины.

Весной снегири будут уже далеко на Севере — на родине. Совьют там гнезда, выведут и вскормят птенцов. И лишь поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю... жю... жю... — мы прибыли!» Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные.

(Ю. Дмитриев)

Воробей

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей...

Так начинается стихотворение поэта про дерзкую, славную и умную птицу, которая живет даже в шумных городах. Стой! только появиться весеннему солнышку, как веселые воробьи занимают крыши, деревья в парках, на бульварах, прыгают в воде оттаивающих луж и громко чирикают. Зимой они прятались от мороза, а пришла весна — их не удержать. Знай себе чирикают, радуясь теплу.

Распространены воробьи широко. Наверное, этих шустрых птичек знают в любой стране света. Живут воробьи на севере и на юге рядом с человеком. Вместе с ним они переселились в далекую Австралию. Стоит людям построить новый город, воробьи тут как тут. Потому что привыкли жить с людьми в многолюдных селениях и городах.

Воробьи, в отличие от многих птиц, остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются они в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнезда вьют простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом.

Питаются вредными насекомыми, принося тем самым пользу сельскому хозяйству.

Синица

Синицы — юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и в кронах деревьев. Часто можно видеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вперед. Так как синицы, в первую очередь, поедают насекомых и их личинки, то играют выдающуюся роль в борьбе с вредителями садов и огородов.

Зимой все синицы сбиваются в стаи. В это время года они также часто ищут пропитания в садах.

Самой крупной в Европе является большая синица, достигающая в длину 14 см. Похожа на нее и московка. Правда, в ее оперении отсутствует насыщенная желтая окраска, столь характерная для большой синицы.

Свиристель

В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист, визг». Название птицы — свиристель — и название музыкального инструмента — свирель — родственные слова.

Автор: Максимова Т. Н.

Похожие статьи:

Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Луна бывает разной? Школа России

Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс

Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд

Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!