Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Где живут белые медведи?». УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: формировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли (Северный Ледовитый океан, Антарктида), с представителями животного мира этих районов; учить приемам работы с глобусом.

Планируемые результаты: учащиеся научатся показывать на глобусе и называть холодные районы Земли; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Оборудование: картинки с изображением белого медведя и пингвина, глобус, записи песен «Колыбельная медведицы» (слова муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева) и «Пингвины» (муз- М. Протасова, сл. Н. Соловьевой), школьный словарик «Животные России».

Ход урока

II. Актуализация знаний

1. Графический диктант

(Работа выполняется на листочках в клетку, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак (знаки даны на доске).)

• Вторник идет после воскресенья. (Нет.)

• В году четыре времени года. (Да.)

• В неделе семь дней. (Да.)

• Осенью на деревьях распускаются листья. (Нет.)

• Весна приходит после зимы. (Да.)

• В понедельник все люди отдыхают. (Нет.)

• Осенью желтеют и опадают листья. (Да.)

• Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи. (Да.)

• Суббота идет после пятницы. (Да.)

• Весной самые длинные дни и самые короткие ночи в году. (Нет.)

(У детей на листочках должен появиться рисунок.)

2. Игра «Не ошибись!»

Первое задание

(На доске записаны названия месяцев: июнь, март, май, сентябрь, февраль, апрель.)

- Подчеркните названия весенних месяцев.

Второе задание

(На доске записаны названия дней недели. Учащимся нужно Расставить числа в пустые квадратики, чтобы получилась правильная последовательность.)

Суббота              □

Понедельник      □

Среда                  □

Воскресенье       □

Вторник               □

Пятница              □

Четверг               □

Третье задание

(На доске записана группа слов: осень, зима, весна, март, лето.)

— Зачеркните лишнее слово. {Март, так как это месяц, а осень, зима, весна, лето — это времена года.)

(Можно использовать КИМы (тест 28, с. 46-47).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки Муравьишки.

В черных фраках,

В белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ. (Пингвины.)

 

Среди снегов и льда не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет.

Густая белая шерсть спасает,

В морозы согревает. (Белый медведь.)

(Учитель вывешивает картинки с изображением белого медведя и пингвина.)

— Ребята, Муравьишке Вопросику стало интересно, где живут эти животные. Кто знает? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О животных, которые живут в холодных районах.)

— Прочитайте тему урока нас. 12 учебника. (Где живут белые медведи?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа в парах

— На уроке необходим важный предмет. Отгадайте, какой.

Чтоб изучить пустыни, горы

И океанские просторы,

Все острова, материки

И берега большой реки,

Не нужен поезд иль автобус —

Поможет славный школьный... (глобус).

— Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли.)

— Покажите на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду.

(Учащиеся показывают. Если затрудняются, показывает учитель.)

— Что вы знаете об этих районах Земли? (Ответы детей.)

— Проверьте свои ответы. Прочитайте текст на с. 84.

(Учитель или кто-то из учеников читают по учебнику текст о холодных районах Земли. После прочтения учитель задает вопросы по содержанию прочитанного.)

- Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида.)

— Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (Льдом и снегом.)

— Какой полюс расположен в этом районе Земли? (Северный полюс.)

(Учитель еще раз показывает Северный Ледовитый океан и Северный полюс на глобусе.)

- Как называется еще один холодный район Земли? (Антарктида.)

- Какой полюс расположен в этом районе? (Южный полюс.)

(Учитель показывает Антарктиду и Южный полюс на глобусе.)

2. Работа по учебнику

Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправляемся в путешествие. Для этого мы разделимся на две группы. Одна группа отправится на Северный полюс, вторая — на Южный.

— Как вы думаете, что понадобится в путешествии? (Теплая одежда.)

Правильно, и на Северном полюсе, и на Южном очень холодно. Надо взять шапку, куртку, варежки, могут пригодиться лыжи, аэросани.

(Далее учащиеся работают по рисункам в учебнике: первая группа — по рисунку на с. 12, вторая — на с. 13. Им нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану.)

План

1. Где вы побывали?

2. Что увидели вокруг?

3. Какие животные, птицы вам встретились?

(Ученикам дается время для подготовки, затем выслушиваются рассказы обеих групп. По ходу рассказов учитель выставляет на доску рисунки или фотографии птиц и животных.)

— Чем похожи эти районы? (Здесь холодно, много снега и льда.)

— Одних и тех же или разных животных можно встретить в этих районах? (Разных.)

V. Физкультминутка

(Если есть возможность, можно выполнить физкультминутку с использованием песен «Колыбельная медведицы» и «Пингвины».)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

 

Я мороза не боюсь,

(Шаги на месте.)

С ним я крепко подружусь.

(Хлопки в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз,

(Присесть.)

Тронет руку, тронет нос.

(Показать нос.)

Значит, надо не зевать,

(Хлопки в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть.

(Прыжки на месте.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа

— Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах. (Ответы детей.)

(Учитель сообщает краткие сведения о белых медведях и пингвинах (см. дополнительный материал к уроку). С сообщением об этих животных могут выступить и учащиеся, предварительно подготовившиеся дома. Можно организовать работу в группах со школьным словариком «Животные России». Учащиеся находят и читают статьи: первая группа — о белом медведе (с. 54—55), вторая группа — о морже (с. 58—59), третья группа — о тюлене (с. 82—83). Если есть возможность, после рассказов демонстрируются видеофрагменты.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 11).

— Рассмотрите рисунки в первой рамке. Назовите этих животных. Кто из них лишний? Почему? (Пингвин, так как остальные животные являются обитателями Северного ледовитого океана.)

— Назовите животных во второй рамке. Кто из них лишний? Почему? (Белый медведь, так как остальные животные являются обитателями Антарктиды.)

— Выполните задание.

№2 (с. 11).

(Работа в парах. Проверка.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 13, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

- Какая задача стояла перед нами на уроке?

— Выполнили мы эту задачу?

— Какое задание сегодня на уроке вам больше всего понравилось выполнять?

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 12).

2. Найти дополнительные сведения о жизни животных холодных районов. Можно воспользоваться школьным словариком «Животные России» или энциклопедиями.

Дополнительный материал

Белые медведи

Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов — на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Его вес около 700 кг, а длина туловища достигает 3 м.

Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку ему не страшны даже самые лютые морозы.

Белые медведи — отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими, и им не страшна никакая простуда. В самые лютые морозы они купаются в ледяной воде. Отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубь суши.

Излюбленная пища белых медведей — тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.

Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через один-два месяца на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней в теплой берлоге до наступления весны. Детеныши белых медведей остаются с матерью еще примерно два года после рождения. Все это время она их кормит и заботится о них.

Пингвины

Жмутся к берегу крутому холода.

Строит вьюга голубые города.

Ветер носится по снегу, словно пес,

Потому что щиплет нос ему мороз.

Даже лед к такой погоде не привык,

И трещит по швам ледовый материк.

А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:

Выбегают на прогулку без пальто.

Им морозы-разморозы нипочем:

Антарктида для пингвинов — теплый дом.

В черных фраках, в белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ.

Посмотрите: папы с мамами спешат,

В детский сад своих отводят пингвинят.

Г. Гоппе

Пингвины — морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, у них есть лапы-ласты, которые помогают им плавать.

Рост пингвинов — около метра. Голова и спинка черные с синим и зеленым отливом, а на брюшке перья ослепительно былые. Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных черных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.

В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.

В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец-пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветру, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет только за счет жира, который он накопил летом. А мама в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.

Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов.

А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков

Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Луна бывает разной? Школа России

Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд

Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!