Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Правила дорожного движения». УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цель: познакомить с наиболее удобной и безопасной дорогой в школу и из школы, с правилами безопасности в пути.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила дорожного движения.
Оборудование: красные флажки для коллективного перехода через дорогу.
Ход урока
I. Организационный момент
(Дети встают, берутся за руки и поднимают их вверх, тянутся к солнцу, теплу, добру. Затем усаживаются на стулья и рассказывают о том, какие школьные правила они запомнили, какие уже соблюдают.)
II. Самоопределение к деятельности
— Кто уже один добирается до школы?
— Какие опасности могут встретиться на вашем пути? (Ответы детей.)
— Сегодня мы с вами вновь отправляемся на экскурсию. А кто уже знает, о чем мы будем говорить во время нашей прогулки? (О безопасности.)
Правильно. Мы поговорим о безопасной дороге в школу.
III. Работа по теме урока
1. Игра «Да или нет»
— Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и хором отвечайте на них «да» или «нет».
Быстрая в городе очень езда.
Правила знаешь движения? (Да.)
На светофоре горит красный свет.
Можно пройти через улицу? (Нет.)
Ну а зеленый горит — вот тогда
Можно идти через улицу? (Да.)
Сел в автобус и не взял билет.
Так поступать полагается? (Нет.)
Старушке в преклонных очень годах
Уступишь ты место в автобусе? (Да.)
2. Повторение правил дорожного движения
— Сколько сигналов у светофора?
— Можно ли начинать переход на желтый свет?
— Что означает красный сигнал светофора?
— Можно ли перебегать дорогу?
- Чем отличается проезжая часть дороги летом и зимой?
- Как вы поступите, если вдруг, готовясь к переходу через проезжую часть, увидите машину, которая не успела затормозить?
— Когда легче затормозить машине: летом или зимой? Почему?
Существуют разные дороги: узкие, широкие, с двусторонним и односторонним движением, с трамвайными путями. Эти дороги надо уметь переходить, соблюдая правила безопасности. Подойдя к проезжей части любой дороги, надо остановиться, сказав себе: «Будь осторожен!»
Когда вы останавливаетесь и настраиваете себя на переход дороги, другие мысли уходят из головы. Вы сосредоточены, внимательны. Если так делать всегда, появляется привычка, обеспечивающая безопасность.
3. Практическая работа
(Отработка алгоритма перехода улицы. Необходимо отработать с детьми правильные повороты головы, отдавая команды «Посмотрите налево!», «Посмотрите направо!». При «переходе» каждый учащийся объясняет свое движение следующим образом: «Я смотрю налево. Автомобилей нет. Я дохожу до середины улицы. Я смотрю направо. Я пропускаю едущий автомобиль. Переход улицы заканчиваю». Но следует иметь в виду, что этого правила оказывается явно недостаточно в условиях многополосного движения, когда ребенок, переходящий дорогу, может оказаться между двумя рядами движущихся машин, не успев завершить переход. В таких случаях при переходе улицы надо убедиться в отсутствии транспортного средства одновременно на всех полосах движения.)
4. Экскурсия
Вариант 1
(Во время экскурсии учитель подводит учащихся к дорожным знакам, находящимся около школы. Если есть «зебра», то рассказывает о ее назначении. По пути можно загадывать ребятам загадки.)
— Отгадайте загадки.
• Протянута нитка, но в клубок не смотать. (Дорога.)
• Какие два местоимения портят дорогу? (Я, мы.)
• Что находится в середине тротуара? (Буква Т.)
• Не ходи разинув рот
Здесь опасный... (поворот).
• Если шею он опустит —
Пешехода не пропустит.
Если встанет, как жираф,
Радуйся — прошел состав! (Шлагбаум.)
(Дорогу учащиеся переходят вместе с учителем, организованно, колонной. При этом используются красные флажки. До и после перехода улицы учитель обращает внимание детей на то, что следует вначале посмотреть налево, а потом направо. Следует обратить внимание ребят на разметку улицы, повторить понятие «разделительная полоса». Можно понаблюдать за прохожими, которые переходят улицу, выявить нарушения, выяснить, к чему они могу привести.)
Вариант 2
К знакомству с дорогой от школы до дома и с правилами безопасности в пути можно привлечь родителей. Хотя первоклассников чаще всего приводят в школу и встречают взрослые, дети должны знать наиболее удобный и безопасный маршрут и правила безопасности в пути. Дальнейший ход экскурсии определяется конкретными условиями и тем, где живут учащиеся. Ближайшую к школе часть маршрута показывает учитель, он же объясняет основные правила безопасности, особенно при переходе улицы, при встрече с незнакомыми людьми. Затем учащиеся делятся на группы в зависимости от места жительства. Оставшуюся часть маршрута каждой группе показывает кто-нибудь из родителей, помогающих учителю. Когда все группы возвращаются к месту сбора, они под руководством учителя проходят часть маршрута до школы в обратном направлении, повторяя правила безопасности.
IV. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на экскурсии? (Правильно переходить дорогу.)
— Что самое главное запомнили? (При переходе проезжей части надо быть особенно внимательным.)
Рекомендации для занятий дома
Нарисовать безопасный путь от своего дома до школы.
Дополнительный материал
Правила перехода дорог
Дорога с односторонним движением. Несмотря на то, что на такой дороге транспорт движется в одну сторону, смотреть надо не только в эту сторону, но и в противоположную, потому что навстречу транспортному потоку при включенных спецсигналах могут ехать машины скорой медицинской помощи, милиции, пожарной и аварийных служб.
Дорога с двусторонним движением. Подойдя к проезжей части дороги, надо остановиться и посмотреть налево, затем направо, а дойдя до середины — еще раз направо, контролируя ситуацию слева. Если дорогу сразу перейти не удалось, следует остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При этом надо иметь в виду, что на дорогах с интенсивным движением нужно быть осторожным. Один шаг вперед или назад может стоить жизни. Машины едут слева и справа в два-три ряда. Из-за любого неосторожного движения можно попасть под колеса транспорта.
Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом. Ведь пока вы сделаете один шаг, машина может проехать до 20 м!
Дорога с трамвайными путями. При переходе дороги с трамвайными путями нужно, подойдя к проезжей части, остановиться, посмотреть налево и направо. Если нет трамвая и машин — переходить. Перед трамвайными путями снова остановиться, посмотреть налево, направо. При отсутствии трамваев и машин перейти дорогу до конца. Ни в коем случае нельзя останавливаться между трамвайными путями. Это очень опасно, так как движение трамваев может быть встречным. Широкие дороги с интенсивным двусторонним движением и трамвайными путями следует переходить только со взрослыми.
Автор: Максимова Т. Н.
Похожие статьи:
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Луна бывает разной? Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Нет комментариев. Ваш будет первым!