Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»». УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить условия интересной и успешной учебы; подготовить к выполнению проекта «Мой класс и моя школа».
Планируемые результаты: учащиеся научаться осознавать себя частью коллектива.
Оборудование: три листа с кроссвордом; у учащихся — фотографии с праздника 1 сентября, цветные карандаши, клей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Учитель делит класс на три команды, каждой команде выдает листок с кроссвордом. Выигрывает та команда, которая первой правильно заполнит клетки и получит ключевое слово. Ключевое слово составляется из букв, обозначенных условными значками.)
По горизонтали:
3. Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы.)
4. Надпись на письме, открытке, указывающая место назначения. (Адрес.)
6. Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? (Дорога.)
7. Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,
А после — в улей
Мчится пулей,
И что-то прячет в уголок? (Пчела.)
По вертикали:
1. Маленький бумажный знак с рисунком, который приклеивается на конверт. (Марка.)
2. С ним путешествовала Злючка-Грязючка из труб заводов и фабрик. (Дым.)
3. Написанный текст, посылаемый друзьям, знакомым, близким. (Письмо.)
5. Дом — стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек!
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Лампочка.)
— Какое слово у вас получилось? (Молодцы.)
(Учитель подводит итоги работы, отмечает отличившиеся команды.)
III. Самоопределение к деятельности
— Мы начинаем новую часть учебника «Окружающий мир». Рассмотрите ее. Чем она отличается от первой части? (На обложке другая картинка: была бабочка, а теперь — часы-ходики.)
— Порассуждайте, о чем нам говорит эта картинка. (Примерный ответ. Наверное, авторы учебника хотели сказать о том, что время летит быстро, незаметно. А еще о том, что надо уметь видеть красоту окружающего мира, поэтому и часы у художника получились сказочные — они изображены в виде домика. Может быть, этим авторы учебника хотели сказать, что весь окружающий нас мир — это наш родной дом, который нужно любить, беречь и охранять.)
— Что вы можете сказать об условных обозначениях? (Они остались такими же.)
— Найдите на страницах учебника наших помощников — Муравьишку и Мудрую Черепаху. Они остались с нами? (Да.)
— Прочитайте на с. 3 название раздела. (Что и когда?)
— Прочитайте, чему мы будем учиться.
— Муравьишка вновь готов загадать вам загадку. А вы готовы отгадать?
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа.)
— В какой школе и в каком классе вы учитесь? (Ответы детей.)
— Вы не просто девочки и мальчики. Как вас теперь называют? (Школьниками, учениками, первоклассниками.)
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О нашей школьной жизни.)
- Прочитайте тему урока на с. 4 учебника. (Когда учиться интересно?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
_ Вспомните, как вы пришли в первый класс. Расскажите об этом. Вам помогут фотографии, которые вы принесли.
(Рассказы-воспоминания детей о первом школьном дне.)
- Давайте подумаем, какое значение имеет слово «класс». (Ответы детей.)
Класс — это помещение, в котором проходят уроки. Его еще можно назвать кабинетом. Вот наш классный кабинет.
(Учитель называет номер кабинета.)
А еще класс — это группа учеников одного и того же года обучения, коллектив одноклассников. Вы все — один классный коллектив, т. е. класс.
- Интересно ли вам учиться? Почему? (Ответы детей.)
- Рассмотрите рисунок на с. 4. Как вы думаете, что должно быть в помещении класса, чтобы было интересно учиться? (Ответы детей.)
— А каким должен быть ваш коллектив, чтобы было интересно учиться? (Ответы детей.)
- Рассмотрите фотографии на с. 5. Расскажите, как вы помогаете друг другу учиться. (Ответы детей.)
- Кто еще вам помогает учиться? Расскажите об этом. (Ответы детей.)
- Сделайте вывод: когда учиться интересно? (Когда помещение класса хорошо оснащено, в нем чисто, комфортно. Когда классный коллектив дружный и сплоченный.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 3).
- Что вы можете рассказать о своем первом дне в школе? Что вы чувствовали? Какое было настроение? (Ответы детей.)
- Выполните задание.
№2 (с. 3).
- Кто помогает вам на уроках открывать новые знания? (Учитель.)
- Выполните задание.
V. Физкультминутка
(Учитель предлагает вспомнить физкультминутки, которые дети уже запомнили, или те, которые им нравятся больше всего. С каждого ряда по одной физкультминутке.)
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа над проектом
Ребята, как замечательно вы рассказываете о своем класс. Столько у нас событий происходит! Было бы здорово создать фотоальбом нашего класса, тогда уж точно ни одно событие не забудем. Ну как, вы согласны? Тогда нас ждет следующий проект «Мой класс и моя школа».
— Рассмотрите фотографии из альбомов на с. 6 - 7 учебника. Что можно сказать о жизни этого класса? (Ребята дружные, помогают друг другу, ходят вместе в музей, играют на переменах в подвижные игры, в шахматы. Ребятам интересно в классе.)
— Попробуем и мы составить свой классный альбом или летопись. Подумайте, о каких событиях можно рассказать в нашем альбоме.
(Класс делится на группы, учитель называет темы проектов.)
1. Здравствуй, школа (1 сентября)!
2. Мы уже ученики!
3. Наши праздники.
4. Наши помощники (учителя и родители).
5. Наш классный кабинет.
6. Наша школа (столовая, библиотека, раздевалка, музей, кабинет директора и т. д.) и др.
(Учащиеся также могут предложить свои темы. Далее дети в группах обсуждают тему проекта и распределяют между собой обязанности.)
Презентация нашего проекта, т. е. выступление от каждой группы, пройдет в конце работы над этим разделом. Не забудьте про своих верных помощников — родителей.
(Проекты оформляются в рабочей тетради (с. 4—5).)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 5, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Какой проект вам предстоит выполнить?
Рекомендации для занятий дома
1. Обсудить проект «Мой класс и моя школа».
2. Найти (можно выучить) стихи, загадки о школе.
Дополнительный материал
Школа
«Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...» Не правда ли, это описание чем-то напоминает вашу школу и школьный двор? А ведь написаны эти строки более 330 лет назад великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Это его трудами школа приобрела современный вид, появились классы и урок. А раньше школа выглядела совсем иначе.
Первую школу, по легенде, открыл после Потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же судить по археологическим раскопкам, то первые школы появились в странах Древнего Востока. Школы возникали при храмах - для обучения будущих священнослужителей, при дворцах — для детей знатных и богатых людей. Были и школы писцов, ведь нужны были грамотные люди, чтобы вести хозяйство и государственные дела. Тогда еще не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков с урока или на урок. В Академии древнегреческого философа Платона, например, занятия часто шли в саду, не было каких-то правил, в каком возрасте начинать учебу и сколько лет учиться.
Раньше знания часто буквально вбивали ученикам розгами. В одном египетском папирусе рассказывается, как ученика за какую-то провинность на три месяца заковали в колодки. В конце XIX в. прохожий вновь наблюдал нечто подобное около лицея на улице Остоженке в Москве: «Кого-то драли: слышал плач». Все это ушло из современной школы.
Всему приходится учиться, потому и школ в жизни каждого человека много, много и учителей. Но то, чему он научится в этих школах, у этих Учителей, зависит от него самого. Надо взяться за учебу по-настоящему!
Автор: Максимова Т. Н.
Похожие статьи:
Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Луна бывает разной? Школа России
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!