Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Луна бывает разной? Школа России

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Почему Луна бывает разной?» УМК А. А. Плешаков

Цели: формировать представления о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; Рассказать о способах изучения Луны учеными.

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Оборудование: рисунки или слайды с изображением Луны разной формы; у учащихся — цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Что такое звезды? (Огромные пылающие шары.)

— Что такое Солнце?

- Почему звезды кажутся нам маленькими точками?

— Назовите ближайшую к Земле звезду.

— Какие созвездия вы уже знаете?

— Почему днем на небе не видно звезд?

— Почему они становятся видны ночью?

- Какие названия звезд вы знаете? (Альдебаран, Сириус, Регул, Солнце.)

(Можно использовать КИМы (тест 36, с. 56).)

III. Самоопределение к деятельности

Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то.

— Отгадайте загадки.

Еще недавно к нам в окошко

Светила белая лепешка,

А нынче вдруг горят в окошке

Бычка серебряные рожки.

 

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталось в небе только

Апельсиновая долька.

- Что увидел Муравьишка Вопросик? (Луну, месяц.)

- Кто из вас видел Луну?

(Учитель просит нескольких учеников нарисовать на доске Луну.)

А я видела Луну такой: (1)

Вот такой: (2)

И вот такой: (3)

(Учитель выполняет рисунки на доске или показывает слайды.)

- Почему она такая разная? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Луне.)

- Прочитайте тему урока на с. 34 учебника. (Почему Луна бывает разной?)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

- Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? {Это спутник Земли.)

- Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка- схемы на с. 34. (Ответы детей.)

- Как изменяется внешний вид Луны? Вспомните свои наблюдения. (Ответы детей.)

Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она — серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы.

- Послушайте одну такую сказку.

Почему у Месяца нет платья

(Сербская сказка)

Решил Месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.

- Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.

- Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел. Так и остался Месяц без платья.

Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны, тот секрет в том, как она светит. Солнце — это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна...

- Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на с. 33, выделенный жирным шрифтом.

- Что же делает Луна? (Она отражает лучи и посылает их на Землю.)

- А может ли Луна сама испускать свет? (Нет, только отражает.)

Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 22).

— Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором правильно показаны Земля и Луна. {Первый рисунок.)

— Обоснуйте свой ответ. Отметьте этот рисунок галочкой.

V. Физкультминутка

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Прыг-скок!

Вот, вот, вот — левей, левей!

Убежал на потолок.

(Учитель с помощью зеркальца перемещает солнечного зайчика, а дети пытаются поймать его.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Моделирование

— Кто знает, какую форму имеет Луна? (Шара.)

— Рассмотрите рисунок Луны на с. 35 учебника и вылепите модель Луны из пластилина.

2. Беседа, работа по учебнику

— Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (Телескопом.)

— Что мы видим на поверхности Луны? (Круги, темные и светлые пятна.)

— Рассмотрите рисунки на с. 35. Как ученые еще изучают Луну? (Люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 86.

На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые - это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли води- Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна — это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов - камней, упавших из космоса.

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днем стоит жара, а ночью — мороз.

Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна — это естественный (природный) спутник Земли.

- А что по размерам больше: Земля или Луна? (Земля.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№2 (с. 23).

(Работа в группах.)

— Представьте, что вы отправляетесь в путешествие на луноходе. Нарисуйте его модель.

(Защита моделей луноходов.)

4. Творческая работа

- Послушайте несколько советов улетающим на Луну.

1. Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А почему? Потому, что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.

2. Будешь прогуливаться по Луне — смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.

3. Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две наши недели наступает ночь.

4. Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей - там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Вернее, дожди там все-таки бывают, только метеоритные, каменные.

5. Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.

6. Подумай, как ты будешь дышать. Ведь на Луне нет воздуха.

7. Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130 °C, а за длинную ночь охлаждается до —170 °C.

- Составьте рассказ о путешествии на Луну.

- Могут ли люди жить на Луне? (Нет, так как там нет воздуха.)

Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 35, в рамке).)

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вспомните учебную задачу урока. Выполнили мы эту задачу?

— Что сегодня на уроке вам особенно запомнилось?

- Чем бы вам хотелось поделиться с родителями?

— Покажите свои модели Луны.

Рекомендации для занятий дома

Наблюдать за Луной и записывать свои наблюдения в научный дневник.

Дополнительный материал

Это интересно!

Быть может, когда-то давно, несколько миллиардов лет назад. Луна и Земля были одной планетой: образцы лунного грунта, доставленные автоматическими станциями, ничем особенным от земных пород не отличаются. Как видно, какая-то страшная катастрофа когда-то вырвала из земного бока здоровенный кусок (сейчас в этом месте располагается удивительное море без берегов — Саргассово). Только, похоже, удар был не слишком силен: недалеко убежала от нас сестренка Луна — всего лишь за тридевять земель!

Но когда полная Луна сияет в ночном небе, она кажется такой близкой, что так и хочется до нее добраться. В июле 1969 г. американский астронавт Нейл Армстронг шагнул на поверхность Луны. Прогуливаться по лунной пыли астронавту было не так уж и тяжело, ведь сила тяжести там вшестеро меньше земной. Но это вовсе не значит, что человек может скакать по Луне, как заяц по лужайке. Снаряжение весит немало, да и разбега толком никакого не наберешь — движения получаются замедленные, как под водой.

Первые люди пробыли на Луне недолго, и еще немало времени пройдет, прежде чем человек сумеет надолго поселиться на Луне. А пока мы смотрим на нашу ближайшую небесную соседку снизу вверх.

Похожие статьи:

Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс

Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков

Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд

Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!