Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Луна бывает разной? Школа России
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Почему Луна бывает разной?» УМК А. А. Плешаков
Цели: формировать представления о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; Рассказать о способах изучения Луны учеными.
Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.
Оборудование: рисунки или слайды с изображением Луны разной формы; у учащихся — цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Что такое звезды? (Огромные пылающие шары.)
— Что такое Солнце?
- Почему звезды кажутся нам маленькими точками?
— Назовите ближайшую к Земле звезду.
— Какие созвездия вы уже знаете?
— Почему днем на небе не видно звезд?
— Почему они становятся видны ночью?
- Какие названия звезд вы знаете? (Альдебаран, Сириус, Регул, Солнце.)
(Можно использовать КИМы (тест 36, с. 56).)
III. Самоопределение к деятельности
Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то.
— Отгадайте загадки.
Еще недавно к нам в окошко
Светила белая лепешка,
А нынче вдруг горят в окошке
Бычка серебряные рожки.
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталось в небе только
Апельсиновая долька.
- Что увидел Муравьишка Вопросик? (Луну, месяц.)
- Кто из вас видел Луну?
(Учитель просит нескольких учеников нарисовать на доске
А я видела Луну такой: (1)
Вот такой: (2)
И вот такой: (3)
(Учитель выполняет рисунки на доске или показывает слайды.)
- Почему она такая разная? (Ответы детей.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Луне.)
- Прочитайте тему урока на с. 34 учебника. (Почему Луна бывает разной?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? {Это спутник Земли.)
- Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка- схемы на с. 34. (Ответы детей.)
- Как изменяется внешний вид Луны? Вспомните свои наблюдения. (Ответы детей.)
Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она — серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы.
- Послушайте одну такую сказку.
Почему у Месяца нет платья
(Сербская сказка)
Решил Месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.
- Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел. Так и остался Месяц без платья.
Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны, тот секрет в том, как она светит. Солнце — это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна...
- Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на с. 33, выделенный жирным шрифтом.
- Что же делает Луна? (Она отражает лучи и посылает их на Землю.)
- А может ли Луна сама испускать свет? (Нет, только отражает.)
Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 22).
— Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором правильно показаны Земля и Луна. {Первый рисунок.)
— Обоснуйте свой ответ. Отметьте этот рисунок галочкой.
V. Физкультминутка
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Прыг-скок!
Вот, вот, вот — левей, левей!
Убежал на потолок.
(Учитель с помощью зеркальца перемещает солнечного зайчика, а дети пытаются поймать его.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Моделирование
— Кто знает, какую форму имеет Луна? (Шара.)
— Рассмотрите рисунок Луны на с. 35 учебника и вылепите модель Луны из пластилина.
2. Беседа, работа по учебнику
— Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (Телескопом.)
— Что мы видим на поверхности Луны? (Круги, темные и светлые пятна.)
— Рассмотрите рисунки на с. 35. Как ученые еще изучают Луну? (Люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 86.
На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые - это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли води- Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна — это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов - камней, упавших из космоса.
Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днем стоит жара, а ночью — мороз.
Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна — это естественный (природный) спутник Земли.
- А что по размерам больше: Земля или Луна? (Земля.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 23).
(Работа в группах.)
— Представьте, что вы отправляетесь в путешествие на луноходе. Нарисуйте его модель.
(Защита моделей луноходов.)
4. Творческая работа
- Послушайте несколько советов улетающим на Луну.
1. Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А почему? Потому, что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
2. Будешь прогуливаться по Луне — смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.
3. Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две наши недели наступает ночь.
4. Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей - там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Вернее, дожди там все-таки бывают, только метеоритные, каменные.
5. Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
6. Подумай, как ты будешь дышать. Ведь на Луне нет воздуха.
7. Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130 °C, а за длинную ночь охлаждается до —170 °C.
- Составьте рассказ о путешествии на Луну.
- Могут ли люди жить на Луне? (Нет, так как там нет воздуха.)
Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 35, в рамке).)
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вспомните учебную задачу урока. Выполнили мы эту задачу?
— Что сегодня на уроке вам особенно запомнилось?
- Чем бы вам хотелось поделиться с родителями?
— Покажите свои модели Луны.
Рекомендации для занятий дома
Наблюдать за Луной и записывать свои наблюдения в научный дневник.
Дополнительный материал
Это интересно!
Быть может, когда-то давно, несколько миллиардов лет назад. Луна и Земля были одной планетой: образцы лунного грунта, доставленные автоматическими станциями, ничем особенным от земных пород не отличаются. Как видно, какая-то страшная катастрофа когда-то вырвала из земного бока здоровенный кусок (сейчас в этом месте располагается удивительное море без берегов — Саргассово). Только, похоже, удар был не слишком силен: недалеко убежала от нас сестренка Луна — всего лишь за тридевять земель!
Но когда полная Луна сияет в ночном небе, она кажется такой близкой, что так и хочется до нее добраться. В июле 1969 г. американский астронавт Нейл Армстронг шагнул на поверхность Луны. Прогуливаться по лунной пыли астронавту было не так уж и тяжело, ведь сила тяжести там вшестеро меньше земной. Но это вовсе не значит, что человек может скакать по Луне, как заяц по лужайке. Снаряжение весит немало, да и разбега толком никакого не наберешь — движения получаются замедленные, как под водой.
Первые люди пробыли на Луне недолго, и еще немало времени пройдет, прежде чем человек сумеет надолго поселиться на Луне. А пока мы смотрим на нашу ближайшую небесную соседку снизу вверх.
Похожие статьи:
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!