Урок окружающего мира, 1 класс. Что общего у разных растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Что общего у разных растений?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цели: учить различать части растений; дать представление о соцветиях; развивать умение работать в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать части растения.
Оборудование: таблица «Части растений», корзина с плодами, листья капусты, укропа, петрушки, салата, школьный словарик «Растения России», образцы камней; у учащихся — гербарии с образцами разных растений (на группу), цветные карандаши, ножницы, клей.
Ход урока
I. Организационный моментII. Актуализация знаний
— Любопытный Муравьишка просит напомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. (О том, что у нас под ногами.)
(Учитель обращает внимание детей на полочку, где находятся образцы камней — гранита, известняка, кремня.)
— Что вы видите на полочке? (Это камни. С ними мы познакомились на прошлом уроке.)
— Положите камни так, чтобы гранит лежал правее кремня, но левее известняка.
(Проверка в парах.)
— Соедините названия камней с их характеристикой.
(Названия камней и характеристики записаны на доске.)
— Кто узнал что-нибудь о других камнях? (Ответы детей.) (Можно использовать КИМы (тест 3, с. 8). Тест выполняется под руководством учителя.)
III. Самоопределение к деятельности
— Мудрая Черепаха тоже хочет загадать вам загадку. Отгадай
те, что это.
Дышит, растет,
А ходить не может. (Растение.)
— А Муравьишка опять для нас приготовил хитрый вопрос: дерево и цветок — это растения. А есть ли что-то общее между ними? (Ответы детей.)
— Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О растениях.)
— Прочитайте тему урока на с. 22 учебника. (Что общего у разных растений ?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 22. Кто узнал это длинное растение? (Это кабачок.)
— Давайте рассмотрим, из каких частей он состоит.
(Учащиеся читают название части и показывают ее на рисунке.)
— Теперь давайте эти же части покажем у других растений: крыжовника и яблони.
(Учитель называет часть растения, а дети показывают ее в учебнике, сверяя свой ответ с ответом соседа.)
2. Практическая работа в группах
(Разделить учащихся на группы можно заранее. Поскольку это первая групповая работа, перед ее выполнением необходимо обсудить правила работы в группе. Правила должны проговариваться учащимися на последующих уроках при работе в группах, они могут дополняться, изменяться.)
1. Выбрать старшего (по жребию, по желанию).
2. Уметь уступать, чтобы никому не было обидно.
3. Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не мешать друг другу.
4. Помнить, что из отдельных результатов получается общий.
(Каждая группа получает гербарий.)
- Рассмотрите гербарий. Что общего у всех растений? (Растения имеют одинаковые части.)
— Найдите, назовите и покажите части растений. Пусть задание выполнит каждый член группы.
(Обсуждение в одной группе можно рассмотреть коллективно. Учитель обращает внимание на то, как дети умеют договариваться. Далее учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 12, № 1), каждая группа сообщает о результатах своей работы.)
— Какой вывод мы сделаем? (У разных растений есть общие части.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 12).
— Рассмотрите рисунок. Это растение? Почему? (Нет, не хватает некоторых частей.)
— Какая часть растения изображена? (Стебель.)
— А каких частей растения не хватает? (Ответы детей.)
— Найдите в приложении на с. 61 части этого растения. Выполните задание.
- Какое растение у вас получилось? (Колокольчик.)
V. Физкультминутка
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.
VI. Продолжение работы по теме урока
- Ребята, посмотрите на с. 23 учебника. Мудрая Черепаха к нам пришла с цветами. Что она хочет нам сказать? Прочитайте новую информацию об этом самостоятельно.
(Дети читают предложение о соцветиях.)
— О чем вы узнали? (Многие цветки имеют соцветия.)
— Рассмотрите рисунок на с. 23. У каких цветков есть соцветия? (У клевера, подсолнечника, календулы, георгина.)
Сегодня Муравьишка Вопросик принес нам целую корзину сюрпризов.
(Учитель показывает корзину, прикрытую платком.)
— Если отгадаете загадки, вы узнаете, что принес Муравьишка.
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко.)
(Учитель достает из корзины яблоко.)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз.)
(Учитель достает дольку арбуза.)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков... (горох).
(Учитель показывает стручки гороха.)
Голова на ножке,
В голове — горошки. (Мак.)
(Учитель показывает головку мака.)
— К какой же части растений относится все то, что я достала из корзинки? (Это плоды.)
— А что бывает в плодах у растений? (Семена.)
(Учитель разрезает яблоко и показывает семена, затем показывает семена арбуза, гороха, мака.)
— Что вы можете сказать о семенах и плодах разных растений? (Семена и плоды растений разнообразны.)
— А для чего растению нужны семена? (Чтобы появлялись новые растения.)
— А эти растения вы узнаете?
(Учитель показывает укроп, петрушку, капусту, салат.)
— Какие части этих растений человек использует в пищу? (Листья.)
— Что можно сказать о листьях разных растений? (Листья растений тоже разнообразны.)
VII. Рефлексия
— Отгадайте загадки о частях растения.
Он съедобен у моркови
И бывает в каждом слове.
У петрушки — ароматный,
У деревьев он с корой,
А в примерах он квадратный
И кубический порой.
Коль в смекалке ты проворен,
Ты узнаешь, это... (корень).
Я расту, бывает, вьюсь,
Прямо к солнышку тянусь.
У деревьев очень крепкий,
Можно даже делать мебель.
Травянистый я у репки,
Часть растенья, длинный... (стебель).
Белый я в твоей тетрадке,
А зеленый я на грядке,
На дубах и на березке,
А у кактуса я острый,
У капусты — шелковист.
Часть растенья — тонкий... (лист).
Красный, мягкий — у томата,
У арбуза — полосатый.
Семена во мне живут,
Выхода на волю ждут.
Зрею я из года в год.
Часть растенья — сочный... (плод).
Молодцы! Все загадки отгадали! Муравьишка и Мудрая Черепаха очень довольны.
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вернемся к учебной задаче урока. Вы узнали, из каких частей состоит растение. Назовите их. (Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)
— Кто сможет самостоятельно показать эти части?
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 13).
2. Найти рисунки растений, показать и перечислить все их части.
3. Вместе со взрослыми почитать школьный словарик «Растения России» и узнать о двух-трех растениях.
Дополнительный материал
Зачем растениям корни?Растению нужны корни по двум главным причинам. Во-первых, это опора в почве, а во-вторых, с их помощью растение питается — поглощает воду и минеральные соли из почвы.
Корни большинства растений растут в почве. Но они не просто «сидят» там, а помогают растению расти. Вытягиваясь, разветвляясь, корни плотно прилегают к частичкам почвы и всасывают минеральные вещества.
По мере роста растения корни утолщаются и могут накапливать большое количество сахара и крахмала. Свекла, морковь, картофель — примеры тому.
Но не у всех растений корни растут в почве. У некоторых тропических орхидей, растущих на деревьях, свисающие корни, которые растут в воздухе и впитывают влагу. Некоторые плющи и лианы также имеют воздушные корни, с помощью которых растение прикрепляется к стенам зданий или деревьям.
Есть ли у кактусов листья?
Кактус способен расти в суровых условиях пустыни, потому что это растение приспособилось к ним. Кактусы имеют такое же строение и развитие, как и другие растения. У них тоже есть стебли, ветви, листья, цветки, корни.
Но у большинства кактусов листья превратились в колючки, щетинки или волоски, которые выполняют две основные функции. Во-первых, колючки помогают кактусам защититься от животных, которые иначе бы поедали их, поскольку кактусы могут быть единственными зелеными растениями в данной местности.
Во-вторых, в суровых условиях пустыни кактус должен беречь каждую каплю воды. Листья других растений отличаются тонким строением и имеют поры, через которые растение дышит. Через эти поры испаряется значительное количество влаги. Колючки же влагу не испаряют.
Стебли и ветви кактусов мясистые, с толстым жилистым покровом. Многие кактусы способны раздуваться в период дождей, набирать влагу. А в засушливый период стебли стягиваются и сморщиваются. Корни кактусов расположены близко к поверхности земли. Поэтому кактусы быстро всасывают воду с поверхности во время и после дождя, пока она не успела испариться.
Подсолнух
Стебель, листья, цветок, семена. Вот так цветочек! Да он больше тарелки, а высотой — как кукуруза! Подсолнечник называется так потому, что всегда поворачивается к солнышку. Подсолнечнику нужно много света и тепла, чтобы в нем созрели семена. Видите, сколько у него семян: вся середина огромного цветка ими заполнена. Сидят семена, каждое в своем гнездышке, так плотно, что их трудно оттуда выковырнуть. Вы эти семена, наверное, хорошо знаете. Их часто называют просто семечками или подсолнушками. Из семян подсолнечника делают подсолнечное масло.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока окружающего мира в 1 классе Внеурочное занятие по окружающему миру. Конспект для 1 класса Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на подоконнике? Школа России Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на клумбе? Школа РоссииПохожие статьи:
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
← Игра - викторина по окружающему миру с ответами, 2 класс | Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на подоконнике? Школа России →
Опубликовано: 1889 дней назад (20 сентября 2019)
Просмотров: 14838
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!