Урок математики «Обратные задачи», 2 класс. Школа России. Конспект
Конспект урока математики во 2 классе. Тема: Обратные задачи
Цели: – дать представление об обратных задачах;
– установить связь между прямой и обратной задачей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель демонстрирует учащимся изображения мячиков, выражающих различные эмоциональные состояния.Учитель. Посмотрите на доску. Что скажете? (Два личика: грустное и весёлое.)
- В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое значение имеет для человека хорошее настроение и улыбка? Давайте улыбнёмся, и я уверена, что в результате нашей совместной деятельности на уроке у всех останется хорошее настроение.
II. Актуализация опорных знаний.
- Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? (18 + 25 = 43.)1. Индивидуальная работа (связь между сложением и вычитанием).
- Что можете сказать? (Это действие первой ступени, сумма. Дети называют компоненты при сложении.)
- Можете назвать ещё действие первой ступени? (Вычитание.)
- Как называются числа при сложении? (Слагаемые.)
- Какое действие можно считать обратным действию сложения? (Вычитание.)
- Запишите к этому выражению равенство с обратным действием, когда известно значение суммы и первое слагаемое, а затем наоборот.
Учащиеся выполняют задание.
43 - 18 = 25
43 - 25 = 18
Самопроверка:
- Какое действие является обратным сложению? (Вычитание.)
2. Работа в парах (связь между умножением и делением).
- Вы вспомнили о действиях первой ступени, а какие действия вы знаете ещё? (Действия второй ступени.)
- Какое задание можно предложить? (Учащиеся предлагают варианты заданий, где в записи используются действия второй ступени.)
- Составьте и запишите на листах выражения второй ступени, используя числа 9 и 5.
Учащиеся выполняют задание.
(Записывают 9 х 5, 5 х 9, могут ещё записать 9 : 5 или 5 : 9.)
- Почему никто из вас не записал выражение вида 9 : 5 или 5 : 9? (Ответы учащихся.)
- Возникла проблема. Можем мы с уверенностью ответить на поставленный вопрос? (Нет.)
- Почему? (Нам надо ещё многому научиться.)
- Эти выражения я оставлю, к ним мы ещё вернёмся на следующих уроках и обязательно ответим на этот вопрос.
- Какое действие является обратным действию умножения? (Деление.)
- Запишите к этому выражению равенства с обратным действием.
Учащиеся выполняют задание.
45 : 9 = 5
45 : 5 = 9
Самопроверка:
- Что повторили? (Ответы учащихся.)
Вывод: вычитание является обратным действием сложения.
Деление является обратным действием умножения.
- С какой целью повторили? (Ответы учащихся.)
- Где ещё используются числовые выражения? (В решении задач.)
- Что вы знаете о задачах? (Они бывают простые и составные.)
- Цель урока - провести исследование двух задач: выявить сходства, отличия, дать название этим задачам.
III. Изучение нового материала.
На доске представлена запись задач.Задачи:
• В эту зиму из 81 дня, прожитых волжанами, 20 дней являются холодными. Сколько дней тёплых было за этот период?
• В эту зиму из прожитых волжанами дней 20 являются холодными, а 61 тёплыми. Сколько дней за этот период прожито волжанами?
- Прочтите. Что скажете? В чём сходство? В чём различие? Какая связь между задачами? (В задачах говорится об одних и тех же предметах, но известное и неизвестное меняется.)
- Как вы думаете, в связи с этим задачи будут иметь одинаковые решения?
Учащиеся выдвигают гипотезу.
- О чём говорится в задачах? Какие главные слова можно выделить?
- Давайте решим задачи.
Учащиеся записывают решения.
- Сравните решения задач. Есть ли между ними связь? От чего она зависит?
Вывод: решение второй задачи является проверкой решения первой задачи.
- Какую цель ставили? (Дать название данным задачам.)
- Как можно назвать эти задачи? Какие есть предположения? Обратите внимание на знаки в решении. Объясните свой выбор. (Обратные задачи.)
- Проверим.
Появляется слайд «Обратные задачи».
- Какую цель ставили? (Дать название задачам.)
- Какой получили результат? (Мы выявили название.)
Физкультминутка
- 1-й ряд приседает тогда, когда в частном получается результат, равный 3; 2-й ряд приседает тогда, когда в частном получается результат, равный 4; 3-й ряд приседает тогда, когда в частном получается результат, равный 5.
- Где пригодится вам умение считать устно, зачем надо учить таблицу умножения и соответствующие случаи деления?
- Возвращаемся к нашей теме. Кто с уверенностью может сказать, что он всё понял и научился решать такие задачи?
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа в парах «Поиск обратных задач».Учитель выдаёт каждой паре учащихся конверт, содержащий в себе несколько задач. Учащиеся находят среди них обратные.
Задание: обведите номера обратных задач, докажите свой выбор.
1. В классе 26 учеников, 17 из них мальчики. Сколько девочек в классе?
2. В классе 17 мальчиков, а девочек на 8 меньше. Сколько девочек в классе?
3. В классе 17 мальчиков и 9 девочек. Сколько всего детей в классе?
4. В классе 35 учеников, 17 из них мальчики. Сколько девочек в классе?
Появляется ответ на слайде: 1,3.
- Докажите, что эти задачи обратные.
На слайде - задача под номером 4.
- А почему эта задача не является обратной, ведь в условии есть сходство с номерами 1 и 3? (В условиях разные числовые данные.)
- Давайте вернёмся к первым задачам о погоде. Откуда я взяла число 81?
81 = 31 + 31 + 19
(В декабре и январе по 31 дню, а в феврале прожили 19 дней на сегодняшний момент.)
- Что записано? (Выражение.) Что можете сказать? (Есть одинаковые слагаемые, их можно заменить умножением.)
Появляется запись на слайде:
31 + 31 + 19 = 81
31 х 2 + 19 = 81
- Что скажете о действиях разных ступеней?
- Пока вы были на перемене, я наблюдала за одним мальчиком. Он торопился из столовой на урок и перешагивал по две ступеньки, поднимаясь вверх, при этом считая. Он считал: «Один, два, три, четыре», а дальше оставалась одна ступенька. Сколько всего он насчитал ступенек?
Учащиеся предполагают.
2 2 2 2 1 = 9
- Что заметили? (Можно заменить одинаковые слагаемые умножением.)
2 х 4+1 = 9
- Почему результат не поменялся? (Знаем правило выполнения действий.)
- А если какой-нибудь ученик забыл правило, то что делать? (Воспользоваться источником информации - учебником.)
2. Самостоятельная работа (по выбору учащихся).
1-й уровень: 80 - 20 + 7 = ...
2-й уровень: 70 - 2 - 5 = ...
3-й уровень: 48 - 12 : 2 • 3 = ...
Проверка по образцу.
- Кто какой уровень выбрал и почему?
1-й уровень : 80 - 20 + 7 = 67.
2-й уровень: 70 - 2 - 5 = 60.
3-й уровень: 48 - 12 : 2 - 3 = 30.
Самооценка (кто не допустил ошибок, ставит на полях «+»).
- Где можно было допустить ошибку? (В выборе действия, в вычислении.)
- Что следует посоветовать своим товарищам? (Дома выучить таблицу умножения и правило.)
V. Итог урока.
- Какую цель ставили? (Провести исследование двух задач, выявить сходства, различия, дать определение этим задачам.)- Какого достигли результата? Что помогло достижению успеха? (Вера в свои силы, хорошее настроение, взаимопомощь.)
- Чья работа на уроке вам понравилась? Нарисуйте на полях настроение, оставшееся после урока (кружок с улыбкой или кружок с дугой вверх).
Домашнее задание (но выбору учащихся).
1. Составить и решить задачу по выражению: 17 + 10.
2. Составить и решить задачу, обратную данной, по выражению: 12 + 14.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока математики для 2 класса. Прибавление числа 6 Конспект интегрированного урока по математике, 2 класс Урок математики во 2 классе. Закрепление табличных и внетабличных способов сложения и вычитания Урок математики, 2 класс. Закрепление изученных приёмов сложения в пределах 20Похожие статьи:
Виды углов. Конспект урока, 2 класс. Школа России закрепление изученного
Конспект урока по математике, 2 класс. Однозначные и двузначные числа. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов
Конспект урока по математике, 2 класс. Миллиметр. Закрепление. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Школа России
← Ознакомление учащихся начальной школы с единицами длины | Урок математики «Деление на однозначное число», 4 класс. Конспект урока →
Опубликовано: 849 дней назад (26 августа 2022)
Просмотров: 2306
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!