Конспект урока по математике, 2 класс. Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Школа России
Урок математики во 2 классе. Тема «Единицы стоимости. Рубль. Копейка»
Цели: познакомить с единицами стоимости — рублем и копейкой; учить проводить расчет монетами разного достоинства, выполнять преобразования величин; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить копейку и рубль; выражать стоимость в рублях и копейках; рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачи. Обоснуйте свои ответы.
• В сборочный цех поступило 40 ведер и 50 ручек к ним. Сколько готовых ведер можно из них сделать? (40)
• В ящике было 3 красных и 3 синих шарика. Из него достали и положили на стол сначала красный, потом синий, потом красный шарик. Потом из ящика решили достать сразу два шарика. Могут ли эти шарики оказаться:
а) оба синими;
б) оба красными;
в) красным и синим?
(После того как достали первые три шарика, в коробке остались 2 синих и 1 красный шарик. Поэтому красными оба шарика быть не могут. Можно достать 2 синих шарика или синий с красным)
— На сколько самое большое двузначное число меньше самого маленького трехзначного? (100 – 99 = 1)
2. Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
Выполни вычисления.
18 – 9 + 3 – 4 + 7 – 6
Карточка 2
Заполни пропуски.
5 дм 4 см = □ см
7 дм = □ см
1 м = □ см
3 см 8 мм = □ мм
4 дм = □ см
Карточка 3
Преобразуй именованные числа.
25 мм = □ см □ мм
100 мм = □ дм
100 см = □ м
85 мм = □ дм □ мм
40 см = □ дм
Карточка 4
Сравни. Поставь знаки >, < или =.
5 м ○ 50 дм
3 см 6 мм ○ 36 мм
16 дм ○ 61 дм
1 м 8 дм ○ 20 дм
5 дм 2 см ○ 25 см
100 мм ○ 1дм
Карточка 5
Реши задачу.
Брату 10 лет, а сестре — 8. На сколько лет сестра младше брата?
Карточка 6
Замени суммой разрядных слагаемых числа 43, 70, 95.
Карточка 7
Используя цифры 2,6,8, запиши в порядке убывания все возможные двузначные числа.
3. Устный счет
— Сосчитайте от 34 до 4, от 67 до 76, от 53 до 46, от 91 до 83.
Игра «Молчанка»
(Учитель показывает число, учащиеся — карточку с ответом)
Игра «Кто быстрее?»
(На доске записаны примеры. Два ученика стоят у доски спиной к ней. Учитель вразброс показывает примеры, учащиеся, сидящие на местах, решают и говорят ответ. По команде учителя ученики, стоящие у доски, поворачиваются к примерам, находят пример с нужным ответом. Записывает ответ тот, кто первым нашел нужный пример. Побеждает тот, кто запишет больше ответов. Лучше использовать мелки разных цветов)
67 – 7 = □ 50 + 8 = □
48 – 40 = □ 79 - □ = 70
97 – 7 – 40 = □ □ – 5 = 30
34 – 30 + 70 = □ 82 – 2 + 10 = □
23 – 20 + 9 = □
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны числа и приведена таблица)
76, 48, 71, 62, 24.
— Узнать, куда мы сегодня отправимся, вы сможете, если рас- шифруете слово. Для этого вам нужно разложить каждое из чисел, которые записаны на доске, на разрядные слагаемые. Затем найти в крайнем правом столбце число, обозначающее количество десятков в данном числе, а в верхней строке — число, обозначающее количество единиц в данном числе, и записать букву, находящуюся на пересечении этих чисел.
— Какое слово у вас получилось? (Буфет)
— Что нужно взять с собой, отправляясь в буфет? (Деньги)
(Учитель берет кошелек с деньгами)
Математика — королева наук!
Без нее даже хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
— Кто догадался, чему нас сегодня научит Математик? (Считать деньги)
IV. Работа по теме урока
(Учитель открывает кошелек и высыпает содержимое на стол. В кошельке монеты достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб. и купюра достоинством 10 руб)
— Монеты какого достоинства вам знакомы? (Ответы детей)
— Что больше: 1 руб. или 1 коп.?
(Игра «Буфет». Выбирается продавец. Учитель закрепляет на доске картинки с изображением различных продуктов и записывает цены: 3 руб. 40 коп., 12 руб. 43 коп., 17 руб. 80 коп., 4 руб. 17 коп. и т. д. Выходит один ученик — покупатель. Выбирает товар, платит демонстрационные деньги. Возникает затруднение, связанное с необходимостью дать сдачу)
— Каких знаний нам не хватает? (Мы не знаем, сколько копеек в 1 руб)
— Кто знает, сколько в 1 руб. копеек? (Ответы детей)
— Как можно получить 1 руб. монетами по 50 коп., по 10 коп., по 5 коп., по 1 коп.?
(Все варианты проверяются практически, делается общий вывод. Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях) 1 руб. = 100 коп.
(Далее с целью закрепления можно продолжить игру «Буфет»)
V. Физкультминутка
Руку правую вперед,
А потом ее назад,
А потом ее вперед
И немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем
Вот так.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 1 (с. 16).
— Прочитайте задачу.
— Сколько стоила марка? (1руб)
— Как вы узнали? (50коп. + 50коп. = 100коп. 100коп. = 1 руб)
№3 (с. 16).
— Сколько денег в первом кошельке? (50 коп. + 5 коп. = 55 коп).
— Сколько денег во втором кошельке? (50 коп. + 10 коп. + 1 коп. = 61 коп)
№ 3 (с. 17).
(Устное выполнение. Перебор всех возможных вариантов)
№4 (с 16).
— Прочитайте задачу.
— Что известно в задаче? Что нужно узнать?
— Составьте краткую запись задачи.
(Один ученик работает у доски)
Было — ?, 5 руб. и 2 руб.
Израсходовала — 6 руб.
Осталось — ?
— Что значит «израсходовала»? (Истратила. Денег стало меньше)
— Решите задачу самостоятельно.
(Для слабоуспевающих учащихся нужно выполнить схематический чертеж)
— Как записать решение задачи одним выражением? (5 + 2 – 6 = 1 (руб))
№5 (с. 16).
— Прочитайте задачу.
— Назовите условие задачи.
— Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.
— Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.
— Выберите любой вопрос и решите задачу самостоятельно. (Два ученика, решившие задачи первыми, записывают решения и ответы на доске. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить изменить условие задачи так, чтобы первым действием было сложение)
№2 (с. 17).
— Прочитайте условие задачи.
— Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась сложением. Прочитайте задачу целиком.
— Составьте краткую запись. Запишите решение и ответ. (Один ученик работает на откидной доске)
Решение: 10 + 20 = 30 (руб).
Ответ: всего у мальчиков было 30 руб.
— Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием. Прочитайте задачу целиком.
— Составьте краткую запись. Запишите решение и ответ. (Один ученик работает на откидной доске)
Решение: 20 - 10 = 10 (руб).
Ответ: у Вани было на 10 руб. больше, чем у Саши.
№4 (с. 17).
— Прочитайте задачу.
— Какие вопросы можно поставить к задаче?
— Выберите любой вопрос и решите задачу самостоятельно. (Проверка)
— Оцените свое умение решать задачи.
№8 (с. 16).
(Устное выполнение по цепочке)
— Посмотрите на следующее задание. Выполните его в парах. Кто из вас быстрее доберется до верхней ступени?
— Оцените своего товарища. Скажите ему:
• молодец, ты хорошо умеешь считать до 20;
• ты еще не очень хорошо считаешь до 20.
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 16—17). Самостоятельное выполнение. Проверка)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Где пригодятся эти знания?
— Кто считает, что он очень хорошо понял новую тему?
Домашнее задание
1. Учебник: № 6 (с. 16).
2. Тетрадь с печатной основой: № 44, 45 (с. 18).
Похожие статьи:
Конспект урока по математике, 2 класс. Миллиметр. Закрепление. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов
Конспект урока по математике «Что узнали. Чему научились», 2 класс. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Однозначные и двузначные числа. Школа России
Виды углов. Конспект урока, 2 класс. Школа России закрепление изученного
Нет комментариев. Ваш будет первым!