Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Благодатная Осень»

Урок литерного чтения в 1 классе. Пляцковский «Сердитый дог Буль»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»; Д. Тихомиров «Находка»
Цели: познакомить с произведениями М. Пляцковскош «Сердитый дог Буль», Д. Тихомирова «Находка»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умение прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать , текст и делить его на части, развивать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Учебные задачи: определять главную мысль произведения, составлять план текста.
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с загадками, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений

(Выразительное чтение стихотворения С. Маршака «Хороший день».)
III. Речевая разминка
— Прочитайте чистоговорку медленно.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу —
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи —
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу —
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа —
Еж уходит от ужа.
— Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.
— Прочитайте шепотом, громко.
— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
IV. Постановка целей урока
— Отгадайте загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. (Собака.)

Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок.)
— Как вы считаете, что может связывать эти загадки между собой? (Ответы детей.)
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного про дружбу.
— Прочитайте, какие учебные задачи ставятся на урок (с. 46 учебника).
V. Работа по теме урока
— Прочитайте, кто автор произведения, которое мы будем сегодня изучать. (М. Пляцковский.)
— Как называется произведение? (Сердитый дог Буль.)
— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Подумайте, о чем может быть эта сказка.
(Чтение произведения.)
— Понравилось вам произведение?
— Кто такой Буль?
— Как дог показывал свою силу?
— Для чего он это делал?
— Как звали утенка?
— Боялся ли утенок дога?
— О чем спросил Буль утенка?
— Назовите друзей утенка Крячика.
— Прочитайте, какой совет дал утенок догу.
— Какой урок преподал утенок догу?
(Выполнение заданий к тексту на с. 47 учебника.)
VI. Физкультминутка
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп!
(Хлопают в ладоши.)
Я и мои друзья
Топ-топ, топ-топ-топ!
(Топают ногами.)
Под кроватью черный кот.
(Руками имитируют движения лап кота.)
Он залез под кровать
И мешает детям спать.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 48. Прочитайте, кто автор произведения, которое мы будем сейчас читать. (Д. Тихомиров.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Д. Тихомирова.)
Материал для учителя
Тихомиров Дмитрий Иванович (1844—1915). Родился 24 октября в селе Рождествено Нерехтского уезда Костромской губернии в семье священника Иоанна Егоровича Тихомирова. Семья была небогатой, и Дмитрий вместе с братьями Андреем и Константином пахал, сеял, косил и т. д. Такая жизнь духовно сблизила его с народом, показала всю тяжесть положения крестьян.
Отец старался прививать детям стремление к знаниям и доброте. Старшего Диму он отправил учиться в Костромское духовное училище. В те времена учителя, к сожалению, должны были не учить, а воспитывать послушных и покорных детей. Сам Дмитрий Иванович говорил об этом так: «Во сне иной раз увидишь себя школьником... и в слезах, и в холодном поту просыпаешься». От этих долгих четырех лет (1854—1858) и двух лет учебы в Ярославском военном училище у Дмитрия Ивановича остались далеко не лучшие впечатления.
Хотя отец планировал отправить мальчика учиться в духовную академию, у семьи не хватило на это средств, и пришлось искать образование «на казенный счет». Как лучшего ученика Дмитрия отправляют учиться на только что учрежденные учительские курсы в Петербург. Еще через два года его отправляют в Москву в учительскую семинарию военного ведомства.
13 августа 1866 г. как первый ученик первого выпуска, получив денежную награду, Д. Тихомиров назначается преподавателем «образцовой школы» при семинарии. Это обстоятельство, по мнению самого педагога, имело для него решающее значение, поскольку роль образцового учителя обязывала все время «стоять на высоте, постепенно совершенствовать себя и свои познания». С этого времени Дмитрий Иванович окончательно поселился в Москве, где пройдет его более чем полувековая общественно-педагогическая деятельность.
Вскоре после выхода из семинарии Тихомиров вместе с товарищами организует первую вечернюю школу для взрослых рабочих на фабрике Ф. Михайлова. Участие в подобном мероприятии открыло ему путь в Московский комитет грамотности, куда в 1870 г. он был рекомендован в качестве руководителя летних учительских курсов в г. Ромны. Как замечали современники и коллеги Тихомирова, его деятельность в комитете была из ряда вон выходящей: почти в каждом отчете встречается имя Дмитрия Ивановича, являющегося членом то всевозможных комиссий, то учительских съездов и курсов или иного благого начинания. По его инициативе и при его участии устраиваются публичные лекции профессоров Московского университета и известных литераторов. Он инспектирует две фабричные Морозовские школы во Владимирской и Тверской губерниях (1874), школы Московского Благотворительного общества (1837), становится наблюдателем школы Дамского попечительства о бедных женщинах и детях (1887).
Не останавливаясь на достигнутом, Д. Тихомиров начинает литературную деятельность. Он публикует во всевозможных газетах и журналах, таких как «Русское слово», «Русские ведомости», «Народная школа», «Русская мысль» и др., общие и специально-педагогические статьи. В 1894 г. Д. Тихомиров приобретает старейший детский журнал «Детское чтение», переименованный им в 1906 г. в «Юную Россию».
С 1872 г. Д. Тихомиров начинает читать лекции по методике русского языка на педагогических курсах при Обществе воспитательниц и учительниц и не расстается с ними до конца своей жизни. Осенью 1869 г. Д. Тихомиров знакомится на курсах с Еленой Николаевной Немчиновой — слушательницей, а уже в 1871 г. она становится его женой.
Вместе с женой Дмитрий Иванович организует «Учебный магазин начальных школ», который будет издавать около тысячи наименований книг тиражом более 15 млн экземпляров. Полученные деньги Тихомиров вкладывает в свои дела, а также ссужает деньги всем мало-мальски причастным к просвещению.
В 1872 г. в соавторстве с женой Тихомиров издает «Букварь для народных школ», претерпевший до 1915 г. 161 издание.
В родном селе Рождествено Д. Тихомиров бывал регулярно. Он много беседовал с местными крестьянами, знал об их нуждах, глубоко страдал от невежественности земляков и всеми силами старался помочь им. Благодаря его усилиям при участии земства в селе Рождествено начинают строиться школа и больница. Дмитрий Иванович выделяет из своих средств, полученных за издание книг, на строительство школы 20 тыс. руб. и 35 тыс. на строительство больницы.
Проект школы утверждался лично Дмитрием Ивановичем. В октябре 1909 г. состоялось ее торжественное открытие.
Заключительный период жизни Д. Тихомирова был отличен весьма интересными событиями. В 1900 г. он становится гласным Московской городской думы, исполняет эти обязанности до 1909 г. Дмитрий Иванович совершенствует, дополняет и переписывает заново свои труды, Участвует в бесконечной череде учительских съездов, читает лекции на педагогических курсах. В 1907 г. он вырабатывает устав Общества грамотности.
Дмитрий Иванович никогда не знал, что такое праздность. Однако в последние годы здоровье стало сдавать. В ночь на 14 октября 1915 г. Дмитрий Иванович скончался в кругу семьи — жены, дочери, внука. Он был похоронен 19 октября в Москве на Новодевичьем кладбище при громадном стечении народа.

— Прочитайте название рассказа. (Находка.)
— Как бы вы объяснили это название?
— Что такое находка?
Находка — 1. Найденная вещь. 2. Перен. О том, что (кто) очень подходит для чего-нибудь, удачно найдено (найден).
(Чтение рассказа учителем и хорошо читающими учащимися.)
— Какие слова и выражения вам были непонятны?
Черепок — обломок разбитого керамического изделия.
— От чьего имени ведется рассказ? {От имени автора.)
— Где происходит действие?
— Кого автор увидел в овраге?
— Каким он был? Прочитайте, как говорит об этом автор.
— Что автор сделал?
— Кто помог накормить малыша?
— Как автор ухаживал за собакой?
— Как назвали щенка?
— Перечитайте текст самостоятельно, обсудите с другом на сколько частей его можно разделить.
— Составьте план рассказа.
План
1. Жалобный плач щенка.
2. Принесли щенка домой.
3. Крепкая дружба.
2. Индивидуальная работа
(Учитель может использовать пособие «Разноуровневые задания», с. 41—50.)
VIII. Рефлексия
- Что у вас получалось лучше, чем на прошлых уроках?
— В какой помощи вы нуждаетесь?
IX. Подведение итогов урока
— С какими произведениями мы познакомились на уроке?
— О чем они?
— Кто их авторы?
— Что авторы стремились показать нам своими произведениями?
Рекомендации для занятий дома
Прочитать рассказы, подготовить пересказ.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Данько «Загадочные буквы» Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Сапгир «Про медведя». Школа Россия Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Обобщение по теме «Сказки» Урок литературного чтения, 1 класс. Ермолаев «Лучший друг»

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Сказки, загадки, небылицы

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Петух и собака». Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Апрель, апрель! Звенит капель

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Аксаков «Гнездо»

Урок литературного чтения, 1 класс. Ермолаев «Лучший друг» | Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Язык и речь. Их значение в жизни людей
Опубликовано: 51 день назад (1 сентября 2020)
Просмотров: 222
+4
Голосов: 4
Комментарии (1)
Светлана Константиновна Бычкова # 1 сентября 2020 в 21:40 +1
Голос!