Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок знаний по русскому языку, 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Могущество слова»
Цель: развивать интерес к русскому языку, формировать уважительное и бережное отношение к нему.
Оформление кабинета: на доске - тема урока, высказывания писателей о русском языке.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- В последнее время все чаще в обществе поднимается проблема значимости русского языка, продумываются и предлагаются меры по его сохранению.
- Как вы думаете, с чем это связано, почему такое внимание уделяется русскому языку, нужно ли это? (Ответы учащихся.)
- Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: телефоны, автомобили, корабли, самолеты... Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык. На Земле существует множество различных языков, но у всех языков одна главная задача - помогать людям понимать друг друга в общении, при общей работе.
Мы с вами живем в огромной стране с многомиллионным населением, и представьте себе, как трудно было бы нам общаться, если бы не наш русский язык.
II. Обсуждение учениками русских пословиц и поговорок о языке.
- Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы или поговорки, где говорилось бы о языке, речи, слове? (Ответы учеников. Учитель дополняет их.)
Мал язык, да всем телом владеет. Без языка и колокол нем. От доброго слова язык не усохнет. Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадешь в одного, а словом - в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мертвой буквы. Не бросай слова на ветер!
- Как вы понимаете смысл этих высказываний?
- Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое- как: неточно, приблизительно, неверно».
Употребляя те или иные выражения, можно поддержать человека в трудной ситуации, расположить к себе или обидеть, оттолкнуть. Не зря говорят, что «слово лечит» и «слово ранит», ведь как велика сила слова, несущего одобрение, вселяющего веру, выражающего симпатию, нежность, любовь!
Если человек говорит правильно, точно, выразительно, то он может избежать конфликтных ситуаций. Так, главы государств, дипломаты с помощью переговоров могут предотвратить войну, а следовательно, и смерть людей.
Но слова могут воздействовать и отрицательно.
- Как вы думаете, какие слова несут отрицательную энергетику?
Бойтесь обидеть собеседника резким словом! Помните, что словом можно спасти человека, но можно и ранить.
Конечно, дурная, уничтожающая человеческое достоинство привычка сквернословить, которая присуща некоторой молодежи и взрослым, не украшает человека, а говорит о его невоспитанности и низкой культуре.
III. Рассказ учителя о богатстве русского языка.
- Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. Богатство нашего языка позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т. д., но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи. Например, о знатоке своего дела можно сказать так: мастер, умелец, виртуоз, искусник, специалист.
- А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия засмеяться? Давайте вместе перечислим (в форме аукциона - кто последний назовет слово) и запишем на доске эти слова.
(Хихикнул, фыркнул, прыснул, захохотал, разразился (залился, закатился) смехом, улыбался, хмыкнул, усмехался.)
- Богатство и выразительность русского языка, его большую роль в истории цивилизации отмечали писатели и деятели культуры различных стран и народов. Какие высказывания о языке вам известны? (Учащиеся цитируют известные им афоризмы.)
IV. Подведение итогов.
- Наш урок «Сила слова» подходит к концу. Согласны ли вы теперь, что то внимание, которое уделяется сегодня значению русского языка оправдано, необходимо? (Ученики делятся своими мыслями.)
- Молодцы, ребята! В заключение хотелось бы обратиться к вам с призывом: будьте внимательны ко всему, что вы говорите, бойтесь обидеть собеседника резким словом! Помните, что словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить! Не забывайте говорить волшебные слова спасибо и пожалуйста. Будьте непримиримы к тем, кто допускает в своей речи грубые слова! Берегите и любите слово. Ведь с него начинается наш русский язык.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка для 6 класса. Словосочетание. Предложение Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе. Соединительные о и е в сложных словах Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 6 класса Разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме: Как написать сочинение - описание

Похожие статьи:

Конкурс вежливости для школьников 5-6 классов

Урок-игра по русскому языку в 6 классе

Урок знаний по русскому языку, 5 класс | Урок знаний по русскому языку в 7 классе
Опубликовано: 1223 дня назад (18 июля 2021)
Просмотров: 621
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!