Конкурс вежливости для школьников 5-6 классов
Урок-игра для подростков «Конкурс вежливости» на тему «Сказки и речевой этикет»
Цели: познакомить учащихся с правилами речевого этикета; формировать потребность быть вежливым участником общения.
Оборудование: карточки с цифрами и героями сказок; костюмы сказочных героев, реквизит для конкурсов.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Ведущий. Ребята, сегодня у нас необычная встреча - «Конкурс вежливости». Но вначале разрешите представить вам участников команд. (Представление команд.)
На нашем уроке мы с вами поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если что-то не удовлетворяет нас в его поведении; вежливо отказывать в просьбе, если не хотим или не можем её выполнить; поучимся утешать товарища, когда ему приходится трудно. Иными словами, познакомимся с правилами речевого этикета. (Стучит Петрушка в дверь, в руках у него - конверт со словом «этикет»).
- Что же такое этикет?
Этикет - это установленный порядок поведения, форм обхождения. В наш словарный запас входит новое слово из темы урока, постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозначает.
Ведущий. Итак, самая главная задача нашего необычного состязания - научиться по-доброму относиться друг к другу.
II. Основная часть урока-игры.
Ну, а теперь пришло время услышать приветствие команд. (Далее представлены возможные варианты приветствий.)
1-я команда.
Если кто-то загрустит,
Ты его не оставляй,
Добрым словом, добрым делом
Утешай и помогай.
2-я команда.
Среди невезенья иного,
Среди невесёлого дня
Скажите мне доброе слово,
И слово утешит меня.
1-й конкурс: «Давайте говорить друг другу комплименты»
(Выясняется значение и написание слова «комплимент»)
Ведущий. Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать. Представьте, что мы в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. (В дверь стучатся Кащей, Баба-Яга и Золушка).
- А вот и наши сказочные герои пожаловали! Наверное, не все эти герои вам нравятся, но ваша задача - выбрать из предлагаемых комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему приятные, но в то же время правдивые слова.
Отвечать будут обе команды вместе при помощи карточек с цифрами, а жюри будет следить за правильностью ответов.
• 1 - комплимент для Кащея;
• 2 - для Бабы-Яги;
• 3 - для Золушки;
• знак «-» используйте, если комплимент не подходит никому.
(Прочитываются сначала все комплименты, затем - по одному, а дети сигнализируют карточками ответы). Группа оценивается по количеству правильных ответов в ней.
Учащийся (читает):
1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. (2.)
2. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая. (3.)
3. Как хорошо иметь такого друга, на него всегда можно положиться. (-)
4. Ты так долго живёшь на свете, ты, наверное, многое видел. (1.)
- Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым. Делайте эго как можно чаще!
Ведущий. Ждём результатов. Жюри, пожалуйста, оцените команды.
2-й конкурс: «Вежливая критика»
Учитель. Наверняка вам не раз приходилось высказывать своё мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительным. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно. Представьте себе, что героев сказки «Лиса и Журавль» пригласил к себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказывают своё мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит первое высказывание, а кому - второе. У каждой команды на столе карточки с изображением героев сказки.
Учащийся (читает):
- Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только, попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде. (Журавль.)
- Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уж не просите, не приду. (Лиса.)
Учитель. Как вы думаете, что мог сказать на это Ёжик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики.
Учащийся (Ёжик).
1. Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.
2. Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.
3. Ну, ребята, вы оба неправы, и мирить я вас не буду. (—)
Учитель. Надеемся, вы поняли, что критика тоже может и должна быть доброжелательной.
Оценка жюри этого конкурса.
3-й конкурс: «Утешители»
Ведущий. Представляете, от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись! А ему и дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поёт свою хвастливую песенку. (Ученик поёт песенку Колобка и танцует). Дед с бабкой очень огорчились. Вам, ребята, надо утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите её номер.
1. Горе не беда - с кем не была!
2. Нет худа без добра.
3. Наши лепёшки тоже поели кошки.
- Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы - эти маленькие роднички народной мудрости, если их знать, помнить и применять в жизни.
Оценка жюри за этот конкурс.
4-й конкурс: «Реставраторы»
Ведущий. Дорогие ребята! К нам попала записка для ослика Иа-Иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда - записка порвалась, вам нужно собрать её. Для этого поднимите карточки с правильными номерами предложений утешительной записки.
1. Не огорчайся, дорогой Иа-Иа!
2. Полно печалиться, дело поправится.
3. Стоит ли переживать из-за таких пустяков!
4. Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут. Мы найдём твою потерю.
5. Нечего искать иголку в стоге сена. (1, 2, 3.)
Учитель. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов. Спасибо за правильные ответы!
- Оценки жюри, пожалуйста!
5-й конкурс: «Конкурс капитанов»
Учитель. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить.
Представьте, что вы вместо Садко попали в подводное царство и царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы выберете? Объясните, почему вы предпочли такой отказ.
1. Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!
2. О подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве.
3. Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоём царстве, так как ждут меня на земле друзья и невеста.
(1. Царь рассердится на тебя и бросит в темницу, подумай, как ответить ему в следующий раз.
2. Ты не убедил царя, он не понял, почему ты не можешь остаться.
3. Ты убедил царя, он отпустит тебя домой и даст в подарок невесте жемчужное ожерелье.)
Оценка жюри за конкурс капитанов.
III. Подведение итогов игры.
- Итак, пока жюри подводит итоги, мы вспомним, чему сегодня научились:
- вспомнили любимых сказочных героев;
- поучились вежливо общаться друг с другом;
- узнали значение и правописание слов «этикет», «комплимент»;
- учились утешать человека, успокаивать;
- вежливо отказывать в просьбе, которую не сможем выполнить.
Жюри оценивает команды, награждает победителей. Прощание. Звучит песня «Если с другом вышел в путь...».
Похожие статьи:
Урок-игра по русскому языку в 6 классе
Словари наши помощники. Библиотечный урок для 5 класса по литературе
Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для 5 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!