КВН по русскому языку 5 класс с ответами
Урок – КВН по русскому языку в 5 классе «Его величество слово»
Цели: в занимательной форме обобщить знания учащихся, полученные при изучении раздела «Лексика»; способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса; формировать умение работать в группе; воспитывать уважение и любовь к родному языку.
Оборудование:
1. Стойки с названиями команды;
2. Рисунки к конкурсу фразеологизмов;
3. Выставка словарей;
4. Ведомости для жюри;
5. Элементы костюмов участников;
6. Реквизит для пантомимы;
7. Бейджики для участников команд;
8. Мультимедийный комплекс;
9. Презентация к уроку;
10. «Черные ящики» с предметами: камень, иголка, вода, соль, шапка, рак, колесо, мед, ключ;
11. Фрагмент из х/ф «Джентльмены удачи»;
12. Фрагмент из х/ф «12 стульев»;
13. Фрагмент из м/ф «Шрек-З»;
14. Фрагмент из м /ф «Волшебник Изумрудного города»;
15. Призы победителям.
Эпиграф к уроку:
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь.
Опережающее домашнее задание: изобразить пантомимой любой фразеологизм; сочинить стихотворение о красоте и чистоте русского языка.
Ход игры
Ведущий.
Я вас рада приветствовать всех,
Вы садитесь, пожалуйста, дети.
Я подумала, сколько же слов
Всяких разных бывает на свете!
Мы сегодня урок посвятим
Тем словам, что людей окружают,
Что удачу и счастье несут
Иль здоровья и жизни лишают.
Каждый день слово рядом с тобой,
И убить, и спасти нас готово.
Так умейте беречь и хранить Его величество Слово!
Слайд 1: Его величество Слово!
Учитель. Вы поняли, ребята, какова будет тема нашего сегодняшнего состязания? А что же мы будем сегодня делать в нашем «Клубе веселых и находчивых»? Мы окончили изучать раздел «Лексика» и сегодня постараемся вспомнить все, что узнали нового. А эпиграфом к нашей игре станут слова великого русского писателя Н. В. Гоголя (на слайде 2 - эпиграф к уроку, слова Н. В. Гоголя.)
- Итак, сегодня - состязание команд знатоков русского языка.
Каждая команда состоит из следующих участников:
- капитан команды;
- библиограф;
- теоретик;
- знаток народной мудрости;
- знаток фразеологизмов;
- лицедей;
- поэт;
- полиглот.
Наши команды называются:
- «Любимчики Фортуны»;
- «Баловни судьбы»;
- «Везунчики».
Никакое соревнование не обходится без жюри.
Разрешите вам представить
Неподкупное жюри:
Будет баллы строго ставить,
За ошибки вас журить.
Вот Оксана-свет-Михайловна,
Школе душу отдает:
Ночью - планы и тетради,
Днем уроки все ведет.
Всех детишек она любит,
Но судить вас строго будет.
Это Ольга Анатольевна,
В школе — годы напролет.
И прошу, друзья, отметить,
Взяток тоже не берет.
Надо очень постараться,
Веру в нас не обмануть.
Ну, команды, вы готовы?
Что ж, желаю в добрый путь!
Итак, наш первый конкурс - Конкурс капитанов.
Вам зачитывается лексическое значение слова. Вы должны отгадать это слово. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Времени на обдумывание нет. Отвечать необходимо сразу.
• Буквы, выстроенные для переклички. (Алфавит.)
• Охотница до чужих мехов. (Моль.)
• Канцелярская «острячка». (Кнопка.)
• Домашний иллюминатор. (Окно.)
• Часть лица, которую иногда вешают. (Нос.)
• «Яйцо» в геометрии. (Овал.)
• Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (Лето.)
• Легкий в бане. (Пар.)
• Зеленая, от которой «мухи дохнут». (Тоска.)
• Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (Огород.)
• Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда в пальто. (Конь.)
• Соперник Буратино в сердечных делах. (Пьеро.)
• Растение, на котором гадают: любит - не любит. (Ромашка).
• Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную. (Косметика).
Ведущий. Окончен наш первый конкурс. А сейчас приглашаются на Лексикографический марафон знатоки словарей русского языка.
Слайд 3: Словари - это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Другие книги надо лишь извлечь из него. (А. Франс.)
- Так ли необходим словарь нам в жизни, как считал А. Франс? Тогда начнем состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
• Он дает лексическое значение слова. (Толковый.)
• Он подбирает близкие по значению слова. (Словарь синонимов.)
• Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов.)
• Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический.)
• Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический.)
• Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический.)
• В нем дано правильное написание слова. (Орфографический.)
• Его составлял много лет бывший мичман. («Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.)
• Содержит информацию о морфемном составе слова. (Словообразовательный.)
- Следующий наш конкурс - Терминологический. Приглашаем теоретиков на состязание. Вы должны по описанию определить термин, о котором идет речь. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
• Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные.)
• Одинаково пишутся, но произносятся по-разному. (Омографы.)
• Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Термины.)
• Одинаково пишутся и произносятся, но являются разными частями речи. (Омоформы.)
• Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные.)
• То, что слово обозначает. (Лексическое значение.)
• Морфологические признаки слова. (Грамматическое значение.)
• Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова-паразиты.)
• Словарный запас человека. (Лексикон.)
- Теоретики прекрасно справились с заданием. Вы любите отгадывать загадки? Тогда этим и займемся. Но загадки не простые, а анимационные. Вы увидите фрагменты из фильмов, где герои употребляют различные слова. По истечении фрагмента вы должны дать определение этой группе слов. Каждый правильный ответ принесет вашей команде 1 балл.
Слайд 4. Видеофрагмент «Шрек-3». (Сленг.)
Слайд 5. Видеофрагмент «Джентльмены удачи». (Арго.)
Слайд 6. Видеофрагмент «Волшебник Изумрудного города». (Бранные слова.)
- Ну, какая же русская речь обходится без пословиц и поговорок?! Недаром в народе говорят: «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка». (Показывается слайд 7.) А почему так говорят?
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе - не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж, приступим, господа?
Приглашаются для состязаний знатоки народной мудрости. Я буду зачитывать первую половину пословиц, а вы должны восстановить вторую. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Итак, приступим.
• Без труда (не вынешь и рыбку из пруда).
• Не рой яму другому, (сам в нее попадешь).
• Как аукнется, (так и откликнется).
• Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
• Друзья познаются (в беде).
• В одно ухо влетело, (а в другое вылетело).
- Ребята, как выдумаете, каков словарный запас обычного человека? Важно ли знать много слов? Почему? Я хочу предложить вам посмотреть небольшой поучительный фрагмент из кинофильма «12 стульев».
Слайд 8. Видеофрагмент из кинофильма «12 стульев».
- Следующий наш конкурс как раз для тех, у кого богатый словарный запас: конкурс полиглотов. Я буду называть слово и предлагать три варианта лексического значения. Ваша задача - определить правильное. За каждый верный ответ вы получите 1 балл.
• Табу - это:
1. Сокращенно табуретка;
2. Порода обезьяны;
3. Запрет.
• Лорнет - это:
1. Очки;
2. Кабинет;
3. Туалет.
• Ассорти - это:
1. Вид цветов;
2. Смесь;
3. Шорты.
- Следующий наш конкурс - для знатоков фразеологизмов.
Какую роль они выполняют, для чего нужны в речи? Я буду показывать вам рисунки, на которых запечатлены фразеологизмы. Каждый угаданный фразеологизм принесет вашей команде 1 балл.
(Учитель показывает иллюстрации, учащиеся отгадывают фразеологизм.)
- Следующий наш конкурс называется «Черный ящик». У меня приготовлены загадочные «черные ящики», в которых лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача - за время моего объяснения угадать этот предмет и принести своей команде 1 балл.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает — преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень.)
2. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать ее в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с нее. Что это за предмет? (Иголка.)
3. В неё можно поместить водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Ее можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в нее концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (Вода.)
4. Ее нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была почти на вес золота. Ее помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет - то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет? (Соль.)
5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Ее можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (Шапка.)
6. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в этом «черном ящике». Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак.)
7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые садисты любят вставлять в него палки. На нем даже можно жить, а можно в нем вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Что это? (Колесо.)
8. Молодожены очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дегтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же находится в этом черном ящике? (Мед.)
9. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в этом «черном ящике»? (Ключ.)
- Вот и настало время продемонстрировать ваши актерские способности. Каждая команда приготовила пантомиму на какой-либо фразеологизм. Задача другой команды - отгадать его. За каждый угаданный фразеологизм вы получаете 1 балл. (Демонстрируются пантомимы, участники разгадывают их.)
- И последний наш конкурс - Поэтический. Я попросила каждую команду написать стихотворение о чистоте и красоте русского языка. Поэты - вам слово. Данный конкурс будет оцениваться по пятибалльной системе. (Заслушиваются стихотворения.)
- Вот и закончились наши состязания. Пока наше строгое жюри будет подводить итоги и определять победителя, мы послушаем прекрасную музыку.
Слайд 9. Пейзаж, на его фоне звучит классическая музыка.
- Итак, жюри готово объявить победителя. Какая же команда стала первой? (Жюри объявляет победителя.)
- Я поздравляю вас, ребята! Большое спасибо вам за работу! Подведем итоги. Чем мы сегодня занимались? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что запомнилось? Я по-прежнему считаю, что лучший подарок - это слово, и хочу вручить вам главный приз (вручается пирог или торт с надписью: «Слово»).
Похожие статьи:
Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для 5 класса
Познавательная игра по русскому языку, 5 класс
Конкурс вежливости для школьников 5-6 классов
Словари наши помощники. Библиотечный урок для 5 класса по литературе
Нет комментариев. Ваш будет первым!