Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для 5 класса
Интеллектуальная игра для учащихся 5 класса «Приключения в стране Языкария»
Цели: пробуждать интерес к изучению русского языка; вырабатывать у детей чутье к языку; расширять знания детей в области русского языка; повышать уровень языкового развития детей.
Оборудование: схемы и рисунки на доске; домашнее задание детей; толковые словари; раздаточный материал; пословицы, поговорки; правила страны «Языкарии».
Ход игры
I. Вступительное слово учителя.
Ведущий. Ребята, освоить родной язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодняшняя игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык.
Русский язык - это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.
Родной язык мой русский
Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти –
Он всякий раз со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина, родной!
А. Шибаев
- Говорят, книга - источник знаний. Каждый из вас прикоснулся к этому источнику знаний летом, выполняя домашнее задание по русскому языку. (Проверка летнего домашнего задания - 3 мин.)
II. Основная часть.
Учитель. Работать будем не только с заданиями, но и с «хитрыми» вопросами. Они будут веселыми паузами в игре. В конце игры мы определим лучшего знатока русского языка.
На доске: Русский, страна Языкария.
1-й этап (дети работают коллективно, сидя за столом).
Написать как можно больше имен существительных с двойной согласной (5 минут).
На доске - лица мальчика и девочки. Под ними указаны ни, мм. Какие имена им можно дать? (Записать как можно больше имен.)
2-й этап.
На доске - слово словарик.
- Кто больше составит слов из букв этого слова? (5 минут.)
- Кто составил самое длинное слово?
3-й этап.
На доске - два дерева.
- Нарисуйте дом.
- От корней -дать- составьте однокоренные слова. (Сдать, подать, поддать.)
- Как большой дом превратить в маленький? (Домик.)
- Как из топора сделать рукоятку? (Топорище.)
4-й этап. Работа с толковыми словарями.
- Являются ли однокоренными слова: гимн, гимнастерка, гимнаст? (Нет.)
- Подберите синоним к слову базар. (Рынок.)
5-й этап. Определите род существительных:
какао (ср. р.); тополь (м. р.);
тюль (м. р.); сирень (ж. р.);
пианино (ср. р.); русский язык (м. р.).
6-й этап. Образуйте сложные слова:
- Паровой, ходить. (Пароход.)
- Пешком, ходить. (Пешеход.)
- Сосать, пыль. (Пылесос.)
7-й этап. «Хитрый вопрос».
Как сказать правильно?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубов. (У рыб есть зубы).
8-й этап. Раскрыть смысл «крылатых выражений».
Рукой подать; в час по чайной ложке; морочить голову; во весь дух; прикусить язык; ни пуха, ни пера. (Близко; помалу; замудрить; быстро бежать; замолчать; доброе пожелание.)
9-й этап. Конкурс «добрых» слов.
- Запишите как можно больше «добрых» слов.
10-й этап. Придумайте рифму к слову.
Олень - (лень, тюлень).
Орех - (смех, всех).
Клён - (лен, бульон).
- Придумайте поздравление с началом учебного года.
III. Итог игры.
Определение лучшего знатока русского языка.
Учитель и дети.
В день солнечный июльский -
Цветы, цветы вокруг! ...
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Похожие статьи:
Конкурс вежливости для школьников 5-6 классов
Внеклассное мероприятие КВН по русскому языку, 4 класс
Словари наши помощники. Библиотечный урок для 5 класса по литературе
Нет комментариев. Ваш будет первым!