Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе. Соединительные о и е в сложных словах
Данный материал предназначен для учителей русского языка, работающих в 6 классах. В соответствии с ФГОС урок ориентирован на самостоятельное открытие новых знаний учащимися под руководством учителя. Кроме того, особое внимание уделяется этапу закрепления. Игра "Найди свою пару" нацеливает учащихся на то, что сложные слова могут образовываться без соединительных гласных. На уроке запланирован контроль усвоения нового материала. А также важна рефлексия, которая проводится после разных видов работ. Домашнее задание направлено и на закрепление изученного, и на развитие творческих способностей, познавательной активности.
Задачи
обучающие: анализировать случаи правописания соединительных о - е в сложных словах;
развивающие: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
воспитательные: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать условие выбора букв о – е в сложных словах;
- уметь находить изучаемую орфограмму; уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор; уметь использовать в речи и на письме слова на изученную орфограмму
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Базовый учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация
Основные понятия темы: сложные слова, способ словообразования, морфема, корень, основа, твердый согласный, мягкий согласный
Ход урока.
1.Организационное начало. Мотивация учащихся на работу:
- Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами.
Предлагаю девиз урока «Мы за грамотность!»
Отгадайте загадки:
1.Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым,
А загудит мотор –
Глотает пыль и сор. (Пылесос)
2. Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине огонь и вода. (Самовар)
3. Поднимает кверху кузов –
Избавляется от грузов. (Самосвал)
(Прием “Нестандартный вход в урок”)
2. Актуализация знаний по теме « Способы словообразования»
- Слово пылесос образовано приставочным способом?( нет)
- В слове самовар 2 корня? (да)
- Самосвал - сложное слово? (Да, но могут ошибиться, термин «сложные слова» вводится на уроке)
- Если слово образовано при помощи приставки, это сложение? (нет)
- Основа – часть слова без окончания? (да)
(Приём “Да-Нет”).
3. Этап создания затруднений.
- Как пишется слово лун…ход ? ЛунОход или ЛунАход? Ведь все- таки слово «луна»?
(Приём “Лови ошибку”)
ЗемлЯтрясение или землЕтрясение ?
ПутИшествие или ПутЕшествие?
4. Этап открытия новых знаний.
- Как вы думаете, какая тема урока? (Учитель уточняет тему урока, ученики записывают в тетради)
- Что нам нужно сделать, чтобы усвоить тему? (Ответы детей.)
- Прочитайте сказку и сформулируйте правило.
В некотором царстве жили-были две подружки-буковки. Звали их О и Е. Они очень дружили, хотя характеры их были совершенно различные.
О не боялась трудностей в работе и твердости со стороны букв-начальников. Поэтому она всегда выбирала себе место после твердых начальников-согласных: зверолов, лесоруб.
Е была неженкой, любила хорошо покушать, особенно приятны были ей звуки, доносившиеся с шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников-согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде: бурелом, птицефабрика, пешеход.
И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц.
(Приём “Своя опора“)
- Давайте проверим: совпадают ли ваши выводы с выводами авторов учебника. (Ученики изучают правило)
Учитель:
- Какие слова называются сложными?
-Назовите гласные, которые могут быть соединительными?
- Всегда ли при образовании сложных слов используются соединительные гласные о, е?
- Во всех ли сложных словах есть соединительные гласные?
5. Решение учебных задач.
1. Упр.167. Работают по цепочке, образовывают сложные слова. Проговаривают условия выбора изучаемой орфограммы, обозначают графически. Составляют сложные предложения
Рефлексия.
- Сложно было выполнить задание?
- О чем нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?
2. Игра «Найди свою пару»
Дается объяснение и примеры.
-Найти свою пару.
1. Сложные слова без соединительной гласной: первая часть представляет собой слово в его начальной форме ( времяисчисление, времяпрепровождение).
2. Сложные слова без соединительной гласной, возникшие из словосочетаний, с падежным окончанием в первой части (сумасшедший, умалишённый)
3. Сложные слова без соединительной гласной: первая часть – имя числительное в форме родительного падежа (трёхметровый, пятиразовый, семилетка)
Рефлексия
- Помогли ли выделенные буквы в работе? Как?
3. Приём “Морфологический ящик”
Подобрать сложные слова
Для 1 группы с соединительной гласной О,
Для 2 группы – с Е
Физкультминутка
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Упр. 168. Выбирают сложные слова, обозначают условия выбора соединительных о и е.
Рефлексия
- Где допустили ошибки?
- Как вы думаете, в чем причина ошибок?
6. Контроль знаний, обратная связь.
Тест «Соединительные О и Е в сложных словах»
1. В каком слове нет соединительной гласной?
1) труд…любивый
2) зерн...хранилище
3) врем...исчисление
4) равн...правный
2. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
1) долг...житель
2) песн...пение
3) животн...вод
4) песн...творчество
3. В каком слове на месте пропуска НЕ пишется Е?
1) звер...лов
2) бахч...водство
3) каш...вар
4) пеш...ход
4. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
1) добр...душный
2) орден...носец
3) басн...писец
4) жизн...описание
5. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) сорок...дневный
2) камн...дробилка
3) ави...билет
4)сорок...ножка
6. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) древн...русская литература
2) сельск...хозяйственные проблемы
3) средн...суточная норма
4) пол...защитные полосы
7. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) земл...коп
2) мыш...ловка
3) стекл...вата
4) стал...вар
8. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
1) канат...ходец
2) луч...испускающий
3) бенз...воз
4) мин...носец
9.В каком слове нет соединительной гласной Е?
1) шест...классник
2) ча...питие
3) земл...делие
4) пул...мёт
10. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) свеж...мороженый
2) бур...вестник
3) дальн...бойщик
4) писч...бумажный
(Взаимопроверка по образцу.)
7. Рефлексия.
- Что нового изучили на уроке?
- Где было сложно? С какими подводными камнями столкнулись при изучении темы?
Прием « Телеграмма»
Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.
Учитель ставит отметки и дает оценку.
8. Домашнее задание.
1. Изучить параграф 33 и выучить орфограмму 30, выписать из словаря учебника сложные слова с соединительными гласными О и Е. (Выполнение всеми обязательной части (базовый уровень)
2. Индивидуальные задания:
а) рассказать о правописании сложных слов, в первой части которых есть числительные сорок, девяносто, сто.
б) Подобрать 10-15 слов на тему «Сложные слова у нас дома»
3) Творческое задание. Найти (составить) загадки о сложных словах с соединительными гласными О и Е.
Тема урока «Соединительные о и е в сложных словах»
Цель урока: Формирование грамотности, создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании соединительных О и Е в сложных словахЗадачи
обучающие: анализировать случаи правописания соединительных о - е в сложных словах;
развивающие: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
воспитательные: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать условие выбора букв о – е в сложных словах;
- уметь находить изучаемую орфограмму; уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор; уметь использовать в речи и на письме слова на изученную орфограмму
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Базовый учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация
Основные понятия темы: сложные слова, способ словообразования, морфема, корень, основа, твердый согласный, мягкий согласный
Ход урока.
1.Организационное начало. Мотивация учащихся на работу:
- Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами.
Предлагаю девиз урока «Мы за грамотность!»
Отгадайте загадки:
1.Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым,
А загудит мотор –
Глотает пыль и сор. (Пылесос)
2. Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине огонь и вода. (Самовар)
3. Поднимает кверху кузов –
Избавляется от грузов. (Самосвал)
(Прием “Нестандартный вход в урок”)
2. Актуализация знаний по теме « Способы словообразования»
- Слово пылесос образовано приставочным способом?( нет)
- В слове самовар 2 корня? (да)
- Самосвал - сложное слово? (Да, но могут ошибиться, термин «сложные слова» вводится на уроке)
- Если слово образовано при помощи приставки, это сложение? (нет)
- Основа – часть слова без окончания? (да)
(Приём “Да-Нет”).
3. Этап создания затруднений.
- Как пишется слово лун…ход ? ЛунОход или ЛунАход? Ведь все- таки слово «луна»?
(Приём “Лови ошибку”)
ЗемлЯтрясение или землЕтрясение ?
ПутИшествие или ПутЕшествие?
4. Этап открытия новых знаний.
- Как вы думаете, какая тема урока? (Учитель уточняет тему урока, ученики записывают в тетради)
- Что нам нужно сделать, чтобы усвоить тему? (Ответы детей.)
- Прочитайте сказку и сформулируйте правило.
В некотором царстве жили-были две подружки-буковки. Звали их О и Е. Они очень дружили, хотя характеры их были совершенно различные.
О не боялась трудностей в работе и твердости со стороны букв-начальников. Поэтому она всегда выбирала себе место после твердых начальников-согласных: зверолов, лесоруб.
Е была неженкой, любила хорошо покушать, особенно приятны были ей звуки, доносившиеся с шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников-согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде: бурелом, птицефабрика, пешеход.
И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц.
(Приём “Своя опора“)
- Давайте проверим: совпадают ли ваши выводы с выводами авторов учебника. (Ученики изучают правило)
Учитель:
- Какие слова называются сложными?
-Назовите гласные, которые могут быть соединительными?
- Всегда ли при образовании сложных слов используются соединительные гласные о, е?
- Во всех ли сложных словах есть соединительные гласные?
5. Решение учебных задач.
1. Упр.167. Работают по цепочке, образовывают сложные слова. Проговаривают условия выбора изучаемой орфограммы, обозначают графически. Составляют сложные предложения
Рефлексия.
- Сложно было выполнить задание?
- О чем нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?
2. Игра «Найди свою пару»
Дается объяснение и примеры.
-Найти свою пару.
1. Сложные слова без соединительной гласной: первая часть представляет собой слово в его начальной форме ( времяисчисление, времяпрепровождение).
2. Сложные слова без соединительной гласной, возникшие из словосочетаний, с падежным окончанием в первой части (сумасшедший, умалишённый)
3. Сложные слова без соединительной гласной: первая часть – имя числительное в форме родительного падежа (трёхметровый, пятиразовый, семилетка)
Рефлексия
- Помогли ли выделенные буквы в работе? Как?
3. Приём “Морфологический ящик”
Подобрать сложные слова
Для 1 группы с соединительной гласной О,
Для 2 группы – с Е
Физкультминутка
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Упр. 168. Выбирают сложные слова, обозначают условия выбора соединительных о и е.
Рефлексия
- Где допустили ошибки?
- Как вы думаете, в чем причина ошибок?
6. Контроль знаний, обратная связь.
Тест «Соединительные О и Е в сложных словах»
1. В каком слове нет соединительной гласной?
1) труд…любивый
2) зерн...хранилище
3) врем...исчисление
4) равн...правный
2. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
1) долг...житель
2) песн...пение
3) животн...вод
4) песн...творчество
3. В каком слове на месте пропуска НЕ пишется Е?
1) звер...лов
2) бахч...водство
3) каш...вар
4) пеш...ход
4. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
1) добр...душный
2) орден...носец
3) басн...писец
4) жизн...описание
5. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) сорок...дневный
2) камн...дробилка
3) ави...билет
4)сорок...ножка
6. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) древн...русская литература
2) сельск...хозяйственные проблемы
3) средн...суточная норма
4) пол...защитные полосы
7. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) земл...коп
2) мыш...ловка
3) стекл...вата
4) стал...вар
8. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
1) канат...ходец
2) луч...испускающий
3) бенз...воз
4) мин...носец
9.В каком слове нет соединительной гласной Е?
1) шест...классник
2) ча...питие
3) земл...делие
4) пул...мёт
10. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) свеж...мороженый
2) бур...вестник
3) дальн...бойщик
4) писч...бумажный
(Взаимопроверка по образцу.)
7. Рефлексия.
- Что нового изучили на уроке?
- Где было сложно? С какими подводными камнями столкнулись при изучении темы?
Прием « Телеграмма»
Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.
Учитель ставит отметки и дает оценку.
8. Домашнее задание.
1. Изучить параграф 33 и выучить орфограмму 30, выписать из словаря учебника сложные слова с соединительными гласными О и Е. (Выполнение всеми обязательной части (базовый уровень)
2. Индивидуальные задания:
а) рассказать о правописании сложных слов, в первой части которых есть числительные сорок, девяносто, сто.
б) Подобрать 10-15 слов на тему «Сложные слова у нас дома»
3) Творческое задание. Найти (составить) загадки о сложных словах с соединительными гласными О и Е.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка для 6 класса. Словосочетание. Предложение Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 6 класса Разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме: Как написать сочинение - описание Проверочная работа по русскому языку, 6 класс. СловообразованиеПохожие статьи:
Участник №136 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Автор: Альфия Асхатовна Каримова
Опубликовано: 3305 дней назад (5 декабря 2015)
Просмотров: 8556
Рубрика: Конспекты уроков
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|