Родительское собрание «Как наладить общение с ребенком в семье» в школе для старшеклассников
Сценарий тематического родительского собрания для родителей старших классов «Как наладить общение с ребенком в семье»
Цели1. Развитие педагогической культуры.
2. Информационное обеспечение.
3. Развитие навыков распознавания манипуляции и ухода от нее.
Ход собрания
I. Информация о манипуляции
Рассмотрим примеры.Ребенок в магазине устраивает истерику в случае отказа матери купить для него «чупа-чупс». Ребенок играет на публику - манипуляция.
Родители рассказывают ребенку о важности именно «этого высшего образования». Они выбирают за ребенка будущую профессию - манипуляция.
Манипуляция - это использование других в личных целях для собственной выгоды; поэтому для манипулятора человек — это просто вещь.
У каждого родителя существуют установки - эти установки угадываются ребенком и усваиваются им. Действуя на болевые точки, он может заставить человека принять его правила игры. Часто наши Дети эту тактику используют против нас.
Примеры. Установка мамы: «Я хочу, чтобы сын любил меня», действия ребенка: «Я не сказал тебе, мама, о «двойке», так как не хотел тебя расстраивать».
Установка родителей: «Мы хотим, чтобы наш ребенок имел «пятёрку» по предмету». Действия ребенка: «А если я получу «пять», вы мне дадите денег на новые наушники?»
Я могу рассказать вам случай из моей педагогической практики когда моя ученица манипулировала мной.
Моя «бывшая» установка - женщина слаба, поэтому я не мог переносить слезы женщины. Одна из моих учениц долгое время использовала меня, а точнее мою установку. Каждый раз, когда я ставил ей оценку ниже «пятерки», она рыдала. А я каждый раз поддавался на эту уловку и ставил ей «пятерку». Но однажды она долгое время болела, и у нее выходило «четыре» по предмету. Девочка, естественно, применила ту же тактику - слезы. В результате я поставил «пятерку». Она ушла довольная (слезы тут же прошли), а я понял, что меня использовали! Именно здравый смысл, осознание, очищенное от эмоций, помогло мне в распознавании манипуляции. Для того чтобы научиться распознавать манипуляцию, необходимо проанализировать различные ситуации.
Ведущий обращается к аудитории: «Приведите примеры манипуляции!»
Происходит обсуждение.
II. Как научиться уходить от манипуляции
Продолжим рассмотрение того же примера. Я обратился к девочке: «Знаешь, Наташа, у меня есть слабое место, я не могу видеть женских слез, и когда ты плачешь, я готов пойти на все, лишь бы ты успокоилась. Я думаю, что сейчас ты можешь добиться того, что я поставлю тебе «пятерку». Однако боюсь, что пострадают наши добрые отношения, а я ценю их. Я попросту перестану уважать тебя... Вероятно, мне не нравится, когда меня используют и думаю, что тебе тоже не понравилось бы это... А теперь выбирай: я поставлю ту оценку, которую ты назовешь». Наташа, подумав, бросила на меня взгляд, на какой-то момент был установлен зрительный контакт. Через мгновение она с облегчением сказала: «Ставьте «четверку»».Алгоритм ухода от манипуляции
1. Признайте силу вашего ребенка и поговорите с ним о своей установке, а также о том, как он (ребенок) добивается своего (использует вас).
2. Скажите о своих чувствах, объясните их.
3. Предложите ребенку на выбор разные варианты поведения (даже если в первый раз ребенок сделает выбор в свою пользу* в следующий - он обязательно усвоит вашу позицию, соизмерит свои потребности с вашими).
4. Поблагодарите за выбор.
Ведущий предлагает участникам рассмотреть различные жизненные ситуации, разработать алгоритм действий при манипуляции.
Пример. Ребенок говорит родителям: «Я получаю «пятерку» по предмету, а вы покупаете мне музыкальный диск».
(На доске записывается разговор.)
III. Итоги
Ведущий в заключение делает выводы:1. Станьте увереннее.
2. Избавьтесь от негативного чувства «меня используют».
3. Будьте ближе к ребенку, а ребенок станет ближе к вам.
Комментарий и рекомендации
Занятие является логическим продолжением предыдущего. Дети очень часто, как и взрослые, прибегают к различным уловкам для удовлетворения своих потребностей и достижения целей, используя наши установки.
Данное занятие способствует развитию педагогической культуры родителей, а также способствует повышению их общей педагогической уверенности (компетентности).
Для понимания родителями сути проблемы ведущему важно соотнести теоретический материал (в частности, уход от манипуляции) с примером из практики (случай с ученицей).
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание «Взаимодействие и общение детей и родителей» в школе для старшеклассников Родительское собрание «Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены», 11 классПохожие статьи:
Родительское собрание, 10 класс. Проблемы, трудности и перспективы
Конспект родительского собрания в 10 классе. Жизненные цели подростков
Родительское собрание «Родители как педагогические партнеры образования», 10 класс
← Родительское собрание «Взаимодействие и общение детей и родителей» в школе для старшеклассников | Родительское собрание «Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены», 11 класс →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 896 дней назад (10 июня 2022)
Просмотров: 381
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Классному руководителю
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!