Родительское собрание «Родители как педагогические партнеры образования», 10 класс
Разработка родительского собрания для родителей старшеклассников на тему «Родители как педагогические партнеры образования»
Цели: ознакомить родителей с возможностями педагогического партнерства с образовательной организацией; способствовать эффективному диалогу родителей и детей; повышать педагогическую культуру родителей.
Форма проведения: семинар.
Участники: родители, социальный педагог, представитель администрации школы.
Подготовительный этап.
1. Проведение анкетирования родителей (см. Приложение).
2. Подготовка памяток для родителей (см. Приложение).
План проведения собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Взаимодействие семьи и школы.
3. Практическое задание для родителей.
4. Обсуждение возможностей родителей по педагогическому партнерству со школой.
5. Анализ анкетирования родителей.
6. Итоги собрания. Принятие решений родительского собрания.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Здравствуйте, уважаемые партнеры! Да, именно партнеры, так как только наше взаимопонимание, сотрудничество могут привести нас к успеху в общем деле - деле подготовки выпускника к будущей взрослой жизни.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
А как эти взаимоотношения должны выстраиваться, покажет нам мудрая восточная притча «Пророк и длинные ложки».
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь. «Где ад и где рай?» - с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел в какой-то дворец. Вошли они в большой зал, где толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые и длинные ложки из супа, но даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми большими ложками.
Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».
Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого они видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий.
Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»
- Уважаемые родители, думаю, что мудрая мысль этой притчи каждому из вас понятна.
«Ад» - это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы - люди в раю и люди в аду - имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут - в раю или в аду, - зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
- Рай и ад - в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии «ученик - учитель - родитель», определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их, поэтому и тема нашего сегодняшнего разговора «Родители как педагогические партнеры образования».
Наши дети уже десятиклассники, они стоят на пороге важного выбора, и от того, как мы с вами сможем их в этот ответственный момент поддержать, насколько наши с вами требования будут едиными, зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя будущий выпускник школы, с какими результатами он подойдет к получению аттестата зрелости.
В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» в статье 44 о правах, обязанностях и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся говорится:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей), с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, полное взаимодействие образовательной организации и родителей обучающихся заложено в Федеральном законе об образовании.
2. Выступление социального педагога «Взаимодействие семьи и школы».
- Основными задачами воспитания на современном этапе развития общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Большую часть времени ученик проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно.
Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.
Как сделать общение с родителями живым? Как создать условия для взаимного сотрудничества?
Роль семьи в обществе не сравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.
Участие родителей в развитии личности ребенка определяется рядом параметров:
• Социокультурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
• Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
• Технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни.
• Демографический определяется структурой семьи.
Взаимодействие школы и семьи в наше время необходимо по многим аспектам:
- для согласования единого подхода к самовоспитанию как процессу организации жизнедеятельности ребенка с целью создания всесторонних условий для развития личности;
- для обсуждения общей методики и техник, необходимых для воспитательных воздействий на личность ребенка, для координации и корректировки их в повседневных жизненных ситуациях;
- для отсутствия конфликтных взаимоотношений, ведь всем известно, что воспитание достигает успеха лишь в атмосфере полного взаимопонимания, гармонии личности с самим собой и окружающим миром.
Педагогическое партнерство классных родительских коллективов и педагогического коллектива образовательной организации дает возможность:
- создать единый коллектив взрослых и детей, объединенных общими целями, многообразной совместной творческой деятельностью, гуманными демократическими отношениями;
- формировать единые позиции коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;
- культивировать среди обучающихся и родителей чувство солидарности родителей, детей и педагогов; уверенности в себе, ответственности, защищенности;
- разрабатывать стратегию воспитания детей согласно принятым решениям в коллективе.
3. Практическое задание для родителей.
- Вы доверяете нам самое дорогое - ваших детей. В школе старшеклассники проводят очень много времени. В течение дня они общаются и с учителями, и с педагогами дополнительного образования, другими работниками образовательной организации, и с одноклассниками, сверстниками. Помимо этого у них есть еще и другой, свой, круг общения. Давайте вместе проанализируем, кто оказывает воздействие на подростка.
Родители называют, классный руководитель записывает на доске.
- Посмотрите, всех этих людей можно условно разделить на 3 группы: дом (семья), школа и улица (друзья).
Родителям предлагается игра, в ходе которой можно сформулировать представления о роли каждой категории в жизни подростка.
Условно разделимся на три группы «Родители», «Школа», «Улица». И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и напишите на бумаге, как оказывает влияние та или иная группа, что может дать хорошего или плохого в формировании личности ребенка.
Ознакомление с выводами каждой группы.
Вывод: сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы. Но есть и то, что ребенок может получить только в школе, дома или на улице. Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
4. Обсуждение возможностей родителей по педагогическому партнерству со школой.
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Сегодня перед школой поставлен социальный заказ на формирование личности ребенка, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность, толерантность, современный тип мышления, ответственность за принятие решений. Поэтому в условиях современного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации выпускник школы должен выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.
Родители - главные социальные партнеры школы. Следовательно, родители становятся союзниками педагогов, ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достичь желаемых результатов в обучении и воспитании детей.
Основные направления работы с родителями:
- формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к школе;
- организация родительского всеобуча;
- взаимодействие социально-психологической службы школы с родителями;
- вовлечение в органы школьного самоуправления.
Вы, родители, можете выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:
1) родительские комитеты (классные и общешкольные);
2) родительские советы (отцов, матерей);
3) попечительские советы;
4) общественные благотворительные фонды, учреждаемые родителями.
Предполагаемые результаты организации социально-педагогического партнерства семьи и школы:
- создание внутришкольных структур управления (органов самоуправления, совета школы, комитетов и т. д.);
- создание документов, регламентирующих жизнь взрослых и детей в школьном пространстве, режиме социально-педагогического партнерства;
- повышение уровня социальной защищенности всех субъектов педагогического процесса, уровня удовлетворенности (характер взаимоотношений, качество образования) и уровня компетентности (педагогическая - для родителей, методическая - для учителей, образовательная - для школьников);
- повышение активности, ориентации на партнерство;
- формирование единого ценностно - смыслового, событийного пространства взрослых и детей;
- структурное и содержательное упорядочение работы, укрепление системы взаимодействия учителей и родителей;
- получение представлений о наличном состоянии дел, детальное планирование общей и индивидуальной работы на год и на ближайшую перспективу.
5. Результаты анкетирования родителей.
Анализ анкет проводит классный руководитель.
6. Подведение итогов. Принятие решения собрания.
Приложение
Анкета для родителей «Семья и школа»
1. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:
- взаимное непонимание детей и взрослых;
- успеваемость детей;
- непослушание;
- бездуховность;
- лень;
- половое воспитание;
- _________________________
2. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка - семья или школа?
- Безусловно, семья;
- в большей мере семья;
- в равной степени и семья, и школа;
- школа, так как там ребенок проводит много времени;
- школа и улица;
- _________________________
3. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем?
- Лекциями о воспитании;
- специальными практическими занятиями;
- информацией об особенностях развития вашего ребенка;
- информацией о том, что можно почитать по интересующей Вас проблеме;
- _________________________
4. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия?
- Час в неделю;
- примерно 2 часа в месяц;
- трудно сказать,
- нет времени;
- _________________________
5. Удовлетворены ли Вы:
- уровнем преподавания (да, нет, не совсем, трудно сказать);
- питанием в школе (да, нет, не совсем, трудно сказать);
- отношениями между школьниками в классе (да, нет, не совсем, трудно сказать);
- Вашими отношениями с педагогами (да, нет, не совсем, трудно сказать);
- Вашими отношениями с администрацией (да, нет, не совсем, трудно сказать);
- отношениями Вашего ребенка с педагогами (да, нет, не совсем, трудно сказать);
6. Какие жалобы высказывает Ваш ребенок по отношению к учению? _________________________
7. Чем Вы недовольны в плане обучения Вашего ребенка в школе?
_________________________
8. Отношение Вашего ребенка к школе:
а) положительное; б) нейтральное; в) отрицательное.
9. Как он учится?
а) с желанием; б) неохотно; в) без выраженного отношения.
10. Ваши замечания, предложения.
Автор: Светлана Николаевна Лозовая
Похожие статьи:
Конспект родительского собрания в 10 классе. Жизненные цели подростков
Классное родительское собрание, 10 класс
Родительское собрание, 10 класс. Проблемы, трудности и перспективы
Нет комментариев. Ваш будет первым!