Конспект родительского собрания в 10 классе. Жизненные цели подростков
Родительское собрание для 10 класса «Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности»
Цель: оказание помощи родителям подростков в решении проблем общения.
Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы; обсудить пути выхода из трудных жизненных ситуаций; обсудить с родителями жизненные приоритеты их детей.
Оформление: на доске - тема собрания и высказывание В.Г. Белинского.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся; подготовка на стендах информации со статистикой детской преступности; изготовление анкет и памяток для родителей.
Анкета для детей «Продолжи высказывание»
• Цель моей жизни - это...
• Для реализации моих жизненных целей нужно...
• Чтобы достичь желаемого я могу...
• В реализации моих планов, целей мне мешает...
• В будущем я вижу себя...
• Я разочаруюсь, если...
Эпиграф: «На родителях, на одних родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же
Ход собрания
I. Выступление классного руководителя
Классный руководитель. Большая часть подростков считают, что их родители слишком заняты и что интересы взрослых и молодежи различны. Проблема дефицита свободного времени у родителей стоит на первом месте среди причин, затрудняющих процесс воспитания. Но дело, конечно, не только в объеме свободного времени, но и в его использовании. Надо не только находить для детей время, но и полнее и интереснее использовать его, искать темы совместной беседы с подростками, постараться вникать в духовный мир детей.
Ошибочны взгляды родителей, считающих покорность их воле и послушание главным признаком власти в семье. Особенно неправильно применение некоторыми мамами и папами физических мер воздействия. Нельзя забывать истину, что жестокость родителей порождает жестокость детей. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, т. к. стремятся к разрядке внутреннего напряжения.
Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению. К тяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления. Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились дома. Трудные подростки, как правило, живут в семьях, где родители не являются для них нравственным образцом, где происходят постоянные конфликты, не уделяется внимание внутреннему миру детей. Такие семьи называют неблагополучными.
Если родители злоупотребляют алкогольными напитками, ярче выступают и все другие пороки воспитания - безразличие родителей к подростку, безнадзорность, постоянные скандалы, жестокое обращение с детьми. Все это напрямую сказывается на поведении подростков.
Важное условие нормальной жизни семьи - материальная обеспеченность. Ограниченные материальные возможности семьи не позволяют в полной мере удовлетворить необходимые, естественные потребности и интересы детей.
Семейное неблагополучие многообразно - ссоры и взаимное непонимание, недостаток родительской любви к подростку и др. На разных этапах жизни то одни, то другие факторы могут играть негативную роль, удельный вес их различен, но практически всегда они влияют на развитие личности.
В настоящее время демографы выражают тревогу по поводу однодетной семьи. В демографическом плане это явление крайне нежелательно. Однако не всегда однодетная семья обязательно ущербна. Можно согласиться, что единственный ребенок - трудный объект воспитания. В однодетной семье чаще наблюдается родительский эгоизм, но есть и такие преимущества, как материальное положение, духовные и временные факторы. В такой семье значительно снижаются перегрузки женщины, что благоприятно сказывается на отношениях в семье. И хотя педагоги считают, что воспитание в многодетной семье значительно облегчено, по данным криминологов дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения. Нелегко взвесить все «за» и «против» однодетной или многодетной семьи, следует, видимо, исходить из положения, что воспитательные возможности зависят не только и не столько от числа детей, сколько от общего нравственного и эмоционального климата в семье.
Еще одно, по мнению криминологов, противоречивое явление - неполная семья. Многие исследования подтверждают, что в воспитательном плане неполная семья проблематична. Для нормального воспитания необходимы оба родителя. В повседневной жизни мать и отец, воспитывая своих детей и имея каждый свою индивидуальность, дополняют друг друга. Теряя одного из родителей, ребенок лишается целого мира нравственно-эмоциональных отношений. Но бывает, что неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная.
Исследования показывают, что большинство подростков вне школы практически безнадзорны, их поведение родителями не контролируется, и, если у детей этого возраста нет определенных жизненных целей, достижению которых они посвящали бы свое время, планы, помыслы, то, как правило нет гарантии, что бесцельность существования не приведет на скамью подсудимых. Преступность несовершеннолетних в нашей стране вышла далеко за допустимые пределы. От нее страдают все: и жертвы преступлений, и сами преступники, и их близкие, и в целом общество, которое тратит огромные деньги на борьбу с этим явлением. Но самое страшное в том, что мы теряем значительную часть подрастающего поколения, отбывающую наказание в местах лишения свободы, называемых воспитательными колониями (ВК). Хотя они и называются воспитательными, обстановка во многих из них далека от той, которую принято называть педагогически благоприятной. Возраст, в котором подростки попадают в ВК (14-17 лет), приходится на период социального созревания. Именно в этом возрасте они вступают в самостоятельную трудовую жизнь, нащупывают свою нишу в системе социальных связей, готовят себя к выполнению различных жизненно важных функций - гражданина, работника, семьянина. В условиях же лишения свободы эти возможности существенно ограничиваются, прерывается естественный ход развития личности подростка.
Что же это за учреждение - воспитательная колония, какие там порядки, какую жизнь предстоит прожить здесь подростку в течение того срока, который ему определяется судом? Об этом подростки в большинстве случаев узнают в искаженном виде, чаще всего от друзей во дворе или от лица с криминальным прошлым. И эти знания нередко окружены романтическим ореолом, этакой беззаботной, веселой воровской вольницей. Но так ли это?
II. Педагогический практикум для родителей
Классный руководитель. Хочу предложить вам информацию для размышления (зачитывает отрывок из опубликованного письма):
«Здравствуй, дорогой Володя! Вот уже месяц, как я в колонии, или как здесь говорят - «на зоне». Буду писать два разных письма - одно для мамы, в котором напишу, что у меня здесь все хорошо. Другое для тебя, где буду рассказывать всю правду о моей жизни здесь. Это для того, чтобы ты знал, что колония не пионерский лагерь, место это фиговое, сюда лучше не попадать, а уж коли загремел, то надо изо всех сил стараться выжить и освободиться. Своим друзьям, особенно Лямзану и Шпицу, расскажи о моем житье здесь, пусть попридержат свою прыть и гуляют на свободе, а сюда не стремятся. Они ведь уже были на комиссии, их взяли на учет. Братишка, о моем преступлении ты, наверное, все знаешь. Думаю, этого не случилось бы, если бы я не сдружился с Серым. Ходили, кайфовали, доходились - почти все сели. Конечно, с Серым было клево. В то время я учился в школе в 9 классе, а он и другие ребята были старше меня. С ними я окунулся во взрослую жизнь. Вместе «тусовались». Познакомился с девчонками, ходили на дискотеки, вместе пили, у нас был «общак». Хорошо помню, как первый раз попробовал водку. Было это 5 лет назад, праздновали день рождения мамы. Когда она пошла провожать гостей, я остался дома один. На столе стояли бутылки с остатками водки и вина. Попробовал, поймал кайф, понравилось. Потом выпивал частенько, ты же видел, какой я приходил домой. Думал, что мама будет ругать, но она как будто не замечала меня. Сейчас я понял: некогда ей было следить за нами. Трудно одной растить нас - не от хорошей жизни на двух работах вкалывала. Помнишь, сколько раз мы с тобой одни по ночам оставались. Маму мне очень жалко. Володя, ты ее не расстраивай, помогай в домашних делах, ждите моего возвращения».
Предлагаю следующие вопросы для обсуждения.
1. Проанализировать ситуацию, описанную в письме. Как можно было избежать ее?
2. Знакомы ли вы с жизненными целями ваших детей?
3. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
(Дискуссия, формулирование выводов.)
III. Продолжение беседы
Классный руководитель. Именно отсутствие внимания со стороны родителей приводит к тому, что подростки начинают доказывать свою значимость, убеждать себя и окружающих, что они не просто существуют в этом мире, а могут совершить поступок, о котором заговорят, все услышат.
Одной из причин правонарушений, совершенных подростками, является их слабая правовая осведомленности, искаженное представление о требованиях законов и ответственности за их нарушение. В 15-16 лет ребята имеют достаточный уровень сознания. Они в состоянии понять нравственные категории добра, справедливости, чести, дружбы, ответственности. Поэтому должны осознавать значение своих поступков, моральную и правовую ответственность за свое поведение.
- Как вы думаете, каким образом можно исправить сложившуюся ситуацию непонимания в семье?
(Дискуссия.)
- Какие, на ваш взгляд, основные причины серьезных проступков подростков, пусть незначительных, но правонарушений? (Виновата обстановка в семье, нелюбовь, невнимание и т. д.)
А вот еще одно письмо, напечатанное в газете «Комсомольская правда»:
«Здравствуйте, дорогая редакция. Пишет вам воспитанник воспитательно-трудовой колонии. Я осужден за особо злостное хулиганство. Отбыл уже половину своего срока, сейчас, кажется, что самое трудное позади, вновь мысленно пересматриваю свою жизнь, ошибки, которые я допустил, но осознал только здесь. Что меня привело на скамью подсудимых? Часто говорили, что виноваты родители, пьют, скандалят, сыну некуда деваться. Но я вырос в благополучной семье. С ранних лет я видел заботу и ласку. Все, кажется, было для того, чтобы я вырос настоящим человеком. До 3 класса я учился очень хорошо, родители думали, что и дальше будет так же. Доверяли мне, перестали проверять домашние задания, моими делами в школе не интересовались. Постепенно я скатился на двойки и тройки. Интерес к урокам пропал. Я вырывал из дневника страницы, убегал с уроков, только чтоб не получать двойки. Наконец, родители смирились. В 8 классе у меня появились взрослые друзья, со сверстниками мне было неинтересно. Сидя вечерами с друзьями у подъезда, я слушал их рассказы, часто мы ходили на вечеринки. Тогда и попробовал в первый раз спиртное. Помню, мне было очень весело, мы сидели, горланили песни, нас пытались утихомирить, но мы ругали всех и выходили гулять на улицу. Я чувствовал себя героем, и как я ошибался...
Такие собрания стали повторяться не только по вечерам, но даже днем в школе. Я думал, где достать деньги, чтобы вечером вволю погулять. Денег, конечно, много достать я не мог, но они всегда были у друзей. Так шли дни, месяцы. Родители потеряли для меня авторитет. Хотя я стеснялся им показываться пьяным. Странно, они, наверное, думали, что я не пью. С ними я был ласков, свою плохую учебу объяснял тем, что много запустил и по программе не могу догнать. Поэтому они жалели меня, не отказывали нив чем, ни в деньгах, ни в красивой одежде. Кое-как я закончил 8 классов и поступил в училище, там тоже старался улизнуть с уроков, деньги я уже доставал, отнимая у ребят с группы. Однажды пьяными мы устроили драку, попали в милицию. Вызвали родителей, меня поставили на учет. Мама долго плакала, дома я как мог успокаивал ее, обещал больше не пить, с отцом был крупный разговор. Но и после этого отношений с «друзьями» не порвал. Беру это слово в кавычки, потому что друзьями их теперь считать не могу. Все продолжалось. О будущем я не задумывался, в училище почти не ходил. Вечером опять друзья, девочки. Я не отказывался от их приглашений, начал замечать, что мой характер стал меняться. Я стал раздражительным, чужая боль не трогала, а только злила меня. И вот после вечеринки, на которой здорово разгулялись, мы шли злые и пьяные. Приставали к прохожим, завязалась драка. Я чудом не убил человека, нас задержали. На суде, стараясь быть честным, правдиво все рассказывал, дали мне тогда 3 года. Отбыв в изоляторе месяц, я многое понял, решил стать на правильный путь. В колонии с первых дней начал старательно учиться, работал на совесть. Было трудно, но постепенно я поверил, что у меня
все впереди, не все потеряно, если взяться за ум. Но ничего бы я не понял, если бы не воспитатели, начальник отряда, которые дали мне новые силы, заставили поверить в себя. Огромное им спасибо. Я никогда не забуду их и все, что они сделали для меня. Теперь я твердо стою на ногах и мне хочется сказать ребятам: «Думайте о своем будущем, не ломайте себе жизнь, будьте настойчивыми».
Это письмо я предлагаю не комментировать, а просто задуматься о нем. Одно только можно добавить к нашей дискуссии - нет однозначных ответов, рецептов благополучия, нельзя с твердой уверенностью говорить: «Да, я хорошо знаю своего сына (свою дочь) и мне (моей семье) не грозит то, о чем мы сегодня говорили, потому что мы - благополучная семья». Надо просто внимательно относиться друг другу, и не только к детям, отмечать и брать во внимание любые мелочи, малейшие изменения в привычном ритме жизни детей: будь то настроение или неожиданная двойка в школе, грубый ответ бабушке или излишне «вежливый» разговор с другом.
IV. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Уважаемые родители, наш разговор мне хотелось бы закончить вашими размышлениями по таким вопросам (они написаны на памятках).
Вопросы родителям
1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели? Что помогло или помешало вам в этом?
2. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?
3. Какие выводы для себя вы сделали после нашего собрания?
Похожие статьи:
Классное родительское собрание, 10 класс
Родительское собрание, 10 класс. Проблемы, трудности и перспективы
Родительское собрание «Родители как педагогические партнеры образования», 10 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!