Классное родительское собрание, 10 класс
Конспект классного собрания «Как научиться понимать друг друга»
Составитель: Т.Н. Дедкова
Участники: родители учащихся вновь сформированного 10-го класса из двух 9-х, классный руководитель.
Цели:
1) познакомить родителей друг с другом и классным руководителем;
2) создать положительный эмоциональный настрой на совместную работу в учебном году, атмосферу взаимного доверия;
3) дать родителям представление б технике активного слушания, способствующей лучшему взаимопониманию между родителями и их детьми;
4) найти конструктивные пути разрешения проблем общения родителей и детей.
Подготовительная работа
I. Составление родительским комитетом пригласительных писем следующего содержания:
Уважаемые родители!
Приглашаем вас принять участие в собрании «Как научиться понимать друг друга» и совместно обсудить проблемы общения, возникающие между родителями и детьми, попробовать найти пути разрешения этих проблем, поделиться своим опытом воспитания детей.
С уважением, классный руководитель и члены родительского комитета
II. Проведение анкетирования родителей с целью выявления взаимоотношений между взрослыми ц детьми в семье.
Анкета «Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель?»
1. Ваша дочь (сын) требует переключить телевизор с фильма, который Вам очень нравится, на программу о рок-музыке. Что Вы делаете:
а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ребенком;
б) отвечаете, что придется подождать, пока закончится фильм;
в) обещаете купить портативный телевизор;
г) записываете фильм на видеомагнитофон и позволяете смотреть рок-шоу.
2. Вы видите в своих детях:
а) людей равных себе;
б) тех, кто может помочь Вам вновь пережить свою молодость;
в) маленьких взрослых;
г) тех, кто постоянно нуждается в Ваших добрых советах;
3. Какую прическу вы носите:
а) которая больше всего подходит;
б) отвечает последней моде;
в) копирует прическу любимой звезды;
г) копирует стиль сына (дочери).
4. Поговорим о Вашем возрасте:
а) знают ли дети, сколько Вам лет;
б) Вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между Вами и детьми;
в) скрываете ли Вы свой возраст от детей;
г) настаиваете ли Вы на том, что знаете больше, потому что старше?
5. Как Вы одеваетесь:
а) подражаете стилю популярного певца, любимого сыном (дочерью);
б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами;
в) выбираете ту одежду, которая лучше всего Вам подходит;
г) следуете молодежной моде, потому что так Вы чувствуете себя моложе.
6. Как Вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу:
а) посчитаете, что это его личное дело;
б) станете подшучивать над его женственностью;
в) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел Вас старомодным;
г) купите такую же серьгу и наденете ее, чтобы составить сыну компанию.
7. Сын (дочь) включает музыку на полную громкость, а Вы:
а) затыкаете уши ватой;
б) уменьшаете громкость;
в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется;
г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка раздражает Вас.
8. При споре с детьми Вы:
а) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, что они станут отвергать Ваше мнение;
б) соглашаетесь изменить позицию, считая, что дальнейший спор бесполезен;
в) позволяете им одержать верх в споре, ведь жизнь так коротка;
г) признаете, что они правы, если это действительно так.
9. Дети пригласили в гости сверстников, а Вы:
а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят;
б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных;
в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как Вы;
г) но во что не вмешиваетесь, но даете понять, что Вы всегда рядом, на случай, если что-то произойдет.
10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не приглашают, а Вы:
а) не удивляетесь, так как они знают, что Вам трудно выдержать эти новые танцы;
б) огорчаетесь, потому что охотно потанцевали бы вместе с ними;
в) обижаетесь, что они не хотят разделить с Вами свое веселье;
г) расстраиваетесь, так как готовились к такому случаю и хотели модно одеться.
11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, будто Вы не старше своих детей, почему Вы так делаете:
а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях;
б) это позволяет сократить разницу в возрасте;
в) это может дольше удержать семью вместе;
г) потому что это для Вас естественно.
12. В отношениях со своими детьми Вы:
а) обращаетесь с ними как со взрослыми;
б) обращаетесь с ними как с маленькими;
в) стремитесь быть их приятелем;
г) ведете себя так, как должно родителям.
III. Обработка результатов анкетирования родительским комитетом.
IV. Изготовление классным руководителем карточек с заданием и описанием проблемной ситуации для ролевой игры.
V. Оформление классным руководителем выставки научно-методической литературы о конструктивном общении.
Оформление, оборудование, инвентарь:
а) столы расставлены полукругом таким образом, чтобы за ними могли разместиться две группы родителей;
б) на столах приготовлены по числу участников листочки для изготовления визиток, маркеры, фломастеры, карандаши, булавки;
в) на доске записывается тема собрания «Как научиться понимать друг друга»;
г) на доске слева делается запись «Ты-высказывание» и приводятся примеры таких высказываний, справа запись «Я-высказывание»;
д) стикеры желтого и красного цвета.
* * * *
Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю вас за то, что вы пришли на наше собрание. Сегодня мы познакомимся друг с другом поближе и поразмышляем об эффективных формах общения между родителями и детьми.
Классный руководитель предлагает родителям учащихся в течение 2—3 мин придумать и оформить визитку, на которой будут отражены не только имя, фамилия, отчество, но и характерные черты участника встречи.
Ведущий (член родительского комитета) после выполнения задания приглашает участников собрания встать в круг и, передавая друг другу по очереди цветок, представиться и продолжить предложение: «Я пришел сюда для того, чтобы...».
Классный руководитель фиксирует на листке бумаги ожидания родителей, обобщает и делает вывод о том, что тема собрания интересна и актуальна для родителей школьников 10-го класса.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями непонимания между нами, родителями, и нашими детьми. А умеем ли мы выйти из конфликтной ситуации достойно, прийти к общему решению, не ущемляющему ничьи права? Я хочу вам предложить решить проблемную ситуацию с позиции не только взрослого, но и ребенка.
Группы получают карточки с заданиями и описанием конфликтной ситуации.
Задание для 1-й группы
Попробуйте найти способы мирного решения сложившейся ситуации с позиции ребенка.
Вы возвращаетесь домой гораздо позднее обычного, не предупредив своих родителей. Все окна дома темны, лишь в вашей квартире свет и там снуют из угла в угол ее обитатели. Вы поднимаетесь по лестнице и уже рисуете в воображении вашу встречу с родителями.
Какой она будет?
1. Какими будут ваши слова в оправдание?
2. Какие эмоции и чувства будет выражать ваше лицо?
3. Что бы вам хотелось услышать от родителей?
Задание для 2-й группы
Попробуйте найти способы мирного решения сложившейся ситуации с позиции родителя.
Ваш ребенок возвращается домой гораздо позднее обычного, не предупредив вас заранее. Все окна дома темны, лишь в вашей квартире свет. Вы слышите шаги на лестнице и уже рисуете в воображении вашу встречу.
Какой она будет?
1. Какими будут ваши первые слова?
2. Какие эмоции и чувства будут выражать ваши лица?
3. Что бы вам хотелось от него услышать?
Участники ролевой игры в течение 7—10 мин обсуждают конструктивные пути разрешения конфликта. После совместного обсуждения разыгрывается сценка.
Классный руководитель. Дети в первую очередь ждут от взрослых понимания, а не нотаций и угроз, и результаты анкетирования показали, что многие родители 10-го класса являются приятелями своим детям. Но все же непонимание часто является причиной конфликтов. Этого можно избежать, если использовать технику активного слушания. Активно слушать ребенка — значит возвращать ему в беседе то, что он сказал, при этом обозначив его чувства.
Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «Я-мыс- ли»: я хочу есть, я люблю это делать, я чувствую усталость, я беспокоюсь и т.д.
Это реальные и конкретные обращения человека к самому себе, за которыми стоят реальные потребности. Однако в силу определенных традиций мы часто не решаемся прямо высказать свои желания. Поэтому «Я-высказывания» в разговоре превращаются в «Ты-высказывания»: вместо «я хочу спать» — «тебе пора выключить свет», вместо «мне неприятно» — «ты плохой». Превращение «Я-высказывания» в «Ты-высказывание» становятся часто одним из барьеров конструктивного общения.
Самое опасное при этом состоит в том, что ответственность перекладывается на собеседника, которому приписываются действия, желания и мотивы на самом деле отсутствующие. Произнося фразу: «Надень шарф, сегодня холодная погода», взрослый может иметь в виду: «Я тебя люблю и беспокоюсь о тебе, хочу, чтобы ты был здоров», а ребенок может услышать: «Ты еще мал и беспомощен» или «Без моего руководства ты не можешь сделать и шагу». Сама многозначность «Ты-высказываний» дает простор различным толкованиям и интерпретациям. Реакция собеседника, объяснившего наши намерения со своей точки зрения в таком ключе, в котором мы не ожидали, кажется неадекватной, за ней, с нашей точки зрения, стоят лишь желание настоять на своем, самодурство, с которым необходимо бороться. Непонимание при этом накапливается и последствия могут быть самыми серьезными. Как видите, овладеть умением «Я-высказываний» достаточно важно.
«Я-высказывания» обычно включают три компонента:
— описание ситуации (когда я вижу, что...; когда я сталкиваюсь с...);
— называние своих чувств в этой ситуации (я чувствую...; я не знаю...);
— называние причин этого чувства (потому что...; в связи с этим...).
Давайте потренируемся в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «Я-высказываний». Попробуйте предложить свои варианты преобразования «Ты-высказываний» в форму «Я-высказываний».
Родители учащихся предлагают свои варианты, учитель записывает их на доске под надписью «Я-высказывание».
Вы только что предприняли попытку использовать одну из техник активного слушания. Убедились в том, что это не просто, но возможно. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Готовы ли вы использовать технику активного слушания, и если да, то какие изменения в общении со своим ребенком ожидаете?»
Родители высказываются.
Ведущий предлагает выработать правила общения родителей со своими детьми, которые и станут решением собрания.
Участники собрания формулируют правила, а ведущий записывает их на доске.
1. Научиться активно слышать и слушать детей.
2. Говорить о своих чувствах открыто и откровенно, так чтобы ребенок понял, что вы беспокоитесь о нем.
3. Проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку.
4. Не использовать в общении с детьми угрозы и наказания.
5. Привлекать детей к обсуждению вопросов, важных для семьи.
После принятия решения родительского собрания ведущий предлагает поучаствовать в игре «На лесной полянке». Играющие встают в круг и один из игроков произносит фразу: «На лесной полянке стою я со своим другом...», называет имя игрока — своего друга, который становится рядом; тот, в свою очередь, произносит эту же фразу и называет новое имя.
Классный руководитель. Сегодня мы узнали много нового друг о друге, поделились своим опытом воспитания детей. Мне очень интересно было бы узнать ваше мнение о нашей встрече. Для этого возьмите два цветных стикера — красный и желтый. На красном стикере напишите, пожалуйста, что вам понравилось и что бы вы хотелось пожелать классному руководителю в проведении подобных собраний, какие темы хотели бы обсудить еще. На желтом стикере — что не понравилось и что бы вы хотели улучшить. Все ваши предложения прикрепите на наше «лукошко предложений». Спасибо!
Все предложения рассматриваются классным руководителем и родительским комитетом и в соответствии с ними планируются темы для обсуждения на родительских собраниях в данном учебном году.
Похожие статьи:
Родительское собрание, 10 класс. Проблемы, трудности и перспективы
Конспект родительского собрания в 10 классе. Жизненные цели подростков
Проведение родительских собраний в старших классах
Родительское собрание «Родители как педагогические партнеры образования», 10 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!