Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание, 10 класс. Проблемы, трудности и перспективы

Конспект родительского собрания для 10 класса «Трудности воспитания детей в семье: наследственность, микро- и макросреда»

Цель: знакомство родителей с информацией о факторах, влияющих на воспитание подростков в семье.

Задачи: ознакомить с понятиями «наследственность», «микро- и макросреда»; дать практические рекомендации по улучшению взаимоотношений в семье.

Форма проведения: лекция, практикум.

Участники: классный руководитель, родители.

Оформление, оборудование: на доске - тема собрания, основные тезисы (выделенные курсивом в тексте и т. п.), эпиграф, сделать небольшие памятки для каждого родителя.

Подготовительная работа: заранее проводится анкетирование и обрабатываются результаты.

Анкета о ценностных установках старшеклассников

Инструкция. Ответьте искренне на предложенные вопросы, можно выбрать несколько вариантов ответов (но не более 3), проранжировав их по значимости.

1. Что для тебя самое важное и ценное в жизни?

а) семья;

б) друзья;

в) здоровье;

г) интересная работа;

д) справедливость;

е) деньги;

ж) свой ответ _____________

2. Кто на тебя влияет сильнее всего?

а) папа;

б) мама;

в) друзья;

г) книги;

д) фильмы;

е) учителя;

ж) свой ответ _____________

3. О чем ты больше всего мечтаешь?

а) о финансовом благополучии;

б) о семейном счастье;

в) об интересной работе;

г) о власти;

д) о крепком здоровье;

е) свой ответ _____________

4. Что важнее всего в семье?

а) любовь;

б) уважение;

в) дети;

г) верность;

д) равноправие;

е) финансовое благополучие;

ж) свой ответ _____________

5. Сколько детей ты намерен иметь в будущем?

а) одного;

б) двух;

в) трех;

г) более трех;

д) ни одного.

6. Что может помешать тебе иметь желаемое количество детей?

а) материально-финансовые проблемы;

б) страх за их будущее;

в) дети - помеха карьере и личной жизни;

г) свой ответ _____________

Анализ содержания требует качественной обработки полученных данных. Возможно для наглядности перевести количество ответов в проценты.

Эпиграф:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Брак двух людей еще не составляет полноценную семью; она таковой становится с рождением детей. И сегодня наш разговор, в который вы активно, я надеюсь, включитесь, посвящен таким факторам воспитания, как наследственность и среда, которая окружает семью и подростка каждый день. Но в начале мне хочется озвучить результаты анкетирования ребят, чтобы сориентировать наш разговор: так на каком же месте в жизни ребят стоит семья, планируют ли они ее создать в будущем, иметь детей?

II. Анализ анкет

III. Лекция

Классный руководитель. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития обусловлены совместными воздействиями трех генеральных факторов - наследственности, среды и воспитания. Мы остановимся на понятиях наследственности и среды.

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, цвет волос, глаз, кожи и т. д. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей. К наследственным факторам относятся также особенности нервной системы, обуславливающие характер, особенности протекания психических процессов. Отрицательное влияние оказывает на потомство алкоголизм и наркомания родителей.

Что наследуют дети - способности к определенному виду деятельности или только задатки? Анализ фактов, которые были получены в итоге экспериментальных исследований, отвечает на вопрос однозначно - наследуются задатки, а не способности. При этом под задатками следует понимать потенциальные возможности для развития способностей. Они могут быть реализованы, а могут и нет. Удастся ли индивиду вроде Пушкина развить свой талант - зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной деятельности человека.

Современная педагогика делает акцент на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Особо важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Долгое время в отечественной педагогике считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем, ни преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах не заложена информация о социальном поведении. Тогда справедлива ли древняя пословица про яблоко и яблоню? Западные педагоги (М. Монтессори, Э. Фромм и др.) считают, что люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность. Отечественные специалисты также в последнее время открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения (П.К. Анохин, Н.М. Амосов). Таким образом, можно сделать вполне определенный вывод: развитие личности определяется наследственностью, с ней необходимо считаться, но это не фатальное предзнаменование, т. к. есть и другие не менее весомые факторы в развитии человека. Это среда, которая его окружает.

Итак, мы подошли к проблеме влияния среды на развитие личности. Вспомним грустные факты. Сказка о Маугли, легенда о Ромуле и Реме - недосужий вымысел от начала до конца. История с древности знала факты того, когда человек был вскормлен, воспитан животными - волками, медведями, павианами, леопардами и др. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек. На вид одной было 7-8 лет, другой около 2. Вывезенные из джунглей дети вели себя как дикие звери: бегали на четвереньках только ночью, днем спали, забившись в угол, крепко прижавшись друг к другу. Младшая девочка вскоре умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет. Училась она с большим трудом. Два года училась стоять, через б лет научилась ходить, но бегала все равно на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых 6 слов. Через 7 лет она знала 45 слов, а еще через 3 - до 100. На этом языковой прогресс закончился. Она перестала бояться людей, яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Но все равно в 17 лет по уровню развития она была как 4-летний ребенок.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Огромное влияние на нас, особенно в детстве, оказывает домашняя среда. В семье происходят первые, решающие для становления, развития, формирования годы жизни человека. Семья определят круг его интересов, потребностей, взглядов на жизнь и т. д. Но современная семья переживает тяжелые времена. Растет число разводов, неполных семей, детей, оставленных родителями. Кризис института семьи стал причиной роста преступности среди несовершеннолетних и других негативных явлений современного общества.

Семьи условно можно поделить на несколько групп. В первой группе семьей существуют близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Их атмосфера наиболее благоприятна для развития старшеклассника, т. к. родители могут быть в курсе его дел, мыслей, переживаний, потому что подросток ими делится, и оказывать влияние на те сферы жизни, о которых в других семьях только догадываются. В этих семья проявляется такая тенденция: старшеклассники играют в них роль своеобразных лидеров мнений по вопросам моды, музыки, а родители к ним прислушиваются. Юноши и девушки в таких семьях активны, независимы, дружелюбны. Другая группа благополучных семей характеризуется атмосферой доброжелательных отношений между родителями и детьми. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние на духовные интересы в силу собственных культурных возможностей. Конфликты в этих семьях носят открытый характер, разрешаются исчерпывающе. В отличии от первой группы в этих семьях существует, порой значительная, дистанция между старшими и младшими. Дети в таких семьях вежливы, приветливы, уступчивы, но могут быть слабо ориентированы на утверждении своей независимости. Особую группу (многочисленную) составляют семьи, в которых родители уделяют достаточное, а порой большее внимание учебе ребят, их быту, но этим ограничиваются. В этих семьях основным для родителей является, чтобы ребенок «вышел в люди», чтобы у него было все «не хуже чем у других» и т. п. В этих семьях на детей тратится большое количество материальных средств, при этом не всегда удовлетворяются запросы самих старшеклассников, многие из которых родители считают не достойными внимания. Пренебрежение со стороны родителей интересами, увлечениями детей создает барьер между ними. Родители в таких семьях не считают нужным обсуждать с подростком вопросы, которые их волнуют, отказывают им в праве иметь суждения и демонстрировать поведение, выходящее за рамки представления родителей о «пристойном» поведении для их детей. Следующая группа семей, где родители позволяют себе использовать неверные, антипедагогические меры воспитания. Это - неуважение личности старшеклассника, слежка за ним, недоверие, рукоприкладство и т. д. В таких семьях неизбежны конфликты. Конфликты бывают как открытыми, так и скрытыми, периодически вырывающимися наружу. У ребят из таких семей может сформироваться стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром. Наконец, выделяется еще одна группа семей, обстановка в которых явно неблагополучна. Отношения в таких семьях ненормальные, атмосфера напряженная, отношения подростков и родителей обостренны и бестактны. Влияние таких семей на ребят пагубно. Асоциальная атмосфера - причина многих случаев преступлений в среде подростков.

Если ребенок чувствует любовь родителей, окружен разумным вниманием и ненавязчивой заботой, то такая эмоциональная атмосфера благоприятно влияет на его отношение к семье и в какой-то степени к людям вообще. И наоборот, ощущение заброшенности, ненужности в семье приводит к негативному отношению к ней, взращивает черствость, эгоизм по отношению к другим.

В настоящее время роль общества сверстников в социализации подрастающего поколения огромна. Именно в среде сверстников огромная жажда общения, деятельности приводит к появлению контактов на основе специфических увлечений (экстремальные виды спорта, ролевые игры, музыкальные группы, неформальные объединения и т. п.). Подросток ощущает свою принадлежность к большой группе людей, причастность к ее нормам, ценностям, и таким образом возникает потребность утвердить себя через эту похожесть на сверстников, похожесть во всем, вплоть до мелочей (одинаковый стиль в одежде, стрижках, манере поведения). Одновременно общество сверстников дает возможность почувствовать свою непохожесть, особенность, утвердить себя через эту особенность.

IV. Творческое задание

Так что же больше влияет на развитие человека - среда или наследственность? Уважаемые родители, давайте попробуем предположить, какое процентное соотношение в развитии человека оказывают перечисленные факторы.

• Семья-...%

• Наследственность -...%

• Школа -...%

• Другие факторы, например СМИ - ...%

(2-3 минуты на выполнение задания, высказывание предположений.)

Английский психолог Д. Шаттлеворт пришел к следующему выводу о влиянии основных факторов на развитие:

• 64% - приходится на наследственное влияние;

• 16% - на семейную среду;

• 3% - на различия в воспитании детей в той же семье, в школе;

• 17% - на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

V. Практическая часть

Памятка для родителей

1. Беседуйте с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

3. Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

6. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

VI. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Уважаемые родители, надеюсь, все услышанное сегодня, поможет вам в налаживании отношений с подростком. Позволит вспомнить многое, что забылось. Практические рекомендации дадут новый импульс вашим отношениям с детьми.

Похожие статьи:

Родительское собрание в 5 классе. Безопасность детей

Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию

Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль

Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение

Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!