Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль
Сценарий родительского собрания для 5 класса на тему «Домашние задания: помощь или контроль»
Цель: актуализировать проблему качественного выполнения домашних заданий для успешной учебной деятельности.
Задачи: проанализировать качество выполнения учащимися домашних заданий; определить роль родителей в учебной деятельности детей.
Форма проведение: беседа-диалог.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, учителя-предметники, школьный психолог. Подготовительная работа
I. Беседы с учителями-предметниками по вопросу качества выполнения домашних заданий (письменных и устных).
И. Подготовка рекомендаций родителям от учителей-предметников по подготовке к урокам.
III. Контроль за выполнением домашних заданий с занесением результатов в «Экран выполнения домашних заданий» по предмету, вызывающему особые затруднения.
Оформление помещения, оборудование
Экран выполнения домашних заданий.
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Важным компонентом школьного образования является привитие самодисциплины. Хорошие ученики приобретают навыки терпеливо сидеть несколько часов подряд, следовать указаниям, выполнять задания, использовать свои духовные возможности. В соответствии с этим домашняя работа играет важную роль и как средство воспитания, привития ученику дисциплинированности. Поскольку взрослая жизнь нередко требует от человека самопожертвования, усердия, преданности своему делу, то школа помогает формировать в ребенке способность возложить на свои плечи и нести эти будущие обязанности.
Познание важно, поскольку то, что мы узнаем, изменяет нас, даже если по прошествии времени мы и забудем факты. Познание меняет ценности, взгляды и воззрения.
Даже если человек не может вспомнить все, что он некогда узнал, он тем не менее знает, что позабытые факты существуют, и имеет представление о том, где их можно найти.
Мы не забываем полностью все, что узнаем. Наиболее важные факты откладываются в нашей постоянной памяти для будущего использования. Человеческий мозг способен хранить два миллиарда бит информации в течение жизни человека, и образование есть процесс заполнения этого банка памяти полезными сведениями.
Старое знание облегчает усвоение нового. Любое умственное упражнение вооружает нас дополнительными ассоциациями, с которыми связываются будущие идеи и представления.
Почему же сегодня стала актуальной тема выполнения домашних заданий?
Во-первых, учеба в пятом классе представляет собой несколько иную деятельность для ребенка с новыми требованиями и отношениями, и он допускает в ней целый ряд промахов и ошибок.
Во-вторых, если на ошибки не обращать внимания, то они могут закрепиться и привести к неправильным приемам работы.
В-третьих, все эти ошибки и промахи, как правило, достаточно хорошо заметны глазу любого взрослого, и совершенно не обязательно иметь специальную подготовку, быть педагогом или психологом, чтобы их обнаружить. Нужно только проявлять внимание к делам своего сына или дочери.
Наконец, в-четвертых, этого-то внимания очень часто взрослые не проявляют. Педагогические последствия такой линии поведения не нуждаются в комментариях: неправильные приемы работы приведут к неуспехам в учебе, а если это сделается стабильным явлением, то отсюда до появления отвращения к учебе один шаг.
II. Выступление психолога
Психолог. Из каких элементов состоит учебная деятельность, или, иначе, какова ее структура?
Во-первых, это учебная задача: то, чем отличается учебная деятельность от всякой другой, - задача научиться чему-то, чего человек сейчас не знает или не умеет.
Во-вторых, учебные действия: мало поставить перед собой задачу, надо еще организовать свою деятельность для ее выполнения.
Наконец, в-третьих, это контроль и самооценка: без них человек не знает, усвоено то, что подлежит усвоению, или нет.
Как помочь школьнику. Родители далеко не всегда представляют себе, что надо делать, чтобы научить школьника выделять учебную задачу, даже если они понимают необходимость этого. Чаще всего они стараются «объяснить» это ребенку, выделяя учебную задачу сами.
- Зачем были заданы на дом эти примеры?
- Чтобы их сделать.
- Гм... В общем-то, конечно, чтобы их сделать. А зачем надо было их сделать?
- Чтобы домашнее задание приготовить.
- А зачем домашние задания задаются? Как ты думаешь?
- А иначе Татьяна Григорьевна двойку поставит.
Ребенок явно не понимает, чего от него добивается взрослый. А взрослый плохо представляет себе, как вывести беседу в нужное русло. Еще один-два обмена подобными репликами - и взрослому все это надоедает.
- Ну как же ты не понимаешь? Эти примеры были заданы, чтобы научиться складывать дробные числа. Смотри сюда...
Понял? Повтори, зачем были даны эти примеры?
- Чтобы научиться складывать дробные числа.
Родитель вполне доволен собой. Еще бы! Он так все хорошо объяснил! И ему не приходит даже в голову, что ребенок просто повторил сказанные им слова, никак не соотнося их с заданным на дом заданием.
Между тем имеется достаточно проверенный способ, позволяющий научить ребенка выделять учебную задачу. Этот прием состоит в использовании ретроспективы, обращения назад. Дело в том, что детям, не умеющим выделять учебную задачу, естественно плохо удается сделать это на учебном материале. Однако, когда этот материал освоен, ребенок довольно легко отмечает, что же он теперь умеет, чего не умел раньше.
Также очень полезным может быть такой прием, как сопоставление заданий разного типа, предлагаемых для усвоения одного и того же правила.
Хорошим приемом являются коротенькие беседы со школьником, во время которых взрослый интересуется, что и как делали на уроке в школе.
Очень часто вопросы, которые предлагаются школьнику в учебнике, так или иначе касаются учебной задачи, и их тоже можно с пользой применять в своей работе.
А в общем, необходимо помнить, что по поводу каждого конкретного задания - примера, задачи, упражнения - можно задать множество вопросов, касающихся учебной задачи. Как распорядится этой возможностью каждый родитель, нельзя запрограммировать заранее. Да и не нужно. Практика показывает, что, как правило, взрослый достаточно легко может найти доступный ребенку логический ход.
А теперь рассмотрим несколько типичных ошибок, допускаемых родителями.
Ошибки родителей. Первая, наиболее частая ошибка родителей - убежденность в том, что никакой помощи с их стороны школьнику не требуется или, по крайней мере, не должно требоваться: все заботы, касающиеся учебы, должен взять на себя школьный учитель.
Вторая, тоже достаточно распространенная ошибка заключается в игнорировании всех проявлений, говорящих о неумении выделять учебную задачу, в расценивании их в качестве забавных курьезов.
Следующая ошибка характерна для этапа, когда умение выделять учебную задачу приводит к провалам в учебе. Не дав себе труда разобраться в причинах происходящего, родители приписывают неуспех злой воле ребенка (ленится, не хочет быть внимательным, не желает, как следует работать) и становятся на путь наказания.
Другая родительская ошибка, которая встречается достаточно часто, характерна для тех взрослых, которые берутся с самыми лучшими намерениями помогать ребенку в учебе. Вы, вероятно, помните, что неумение школьника выделять учебную задачу приводит к тому, что смысл учения он видит в необходимости выполнить предложенные учителем конкретные задания, выполнить их по возможности проще и легче. И родители нередко идут у детей на поводу, фактически выполняя задание за ребенка. Усвоив, что ребенку надо помогать в занятиях и в то же время нельзя выполнять задание вместо него, папа или мама усаживается рядом со школьником с благой целью - контролировать процесс приготовления уроков и разъяснять то, что ребенку непонятно. Но ученик начинает имитировать полную непонятливость. Сначала взрослый пытается что-то объяснить. Безрезультатно. Объяснение повторяется. Снова никакого эффекта. Взрослый начинает разъяснять суть дела на конкретных примерах. Школьник продолжает «не понимать». Примеры начинают упрощаться, постепенно приобретая характер прямых аналогий и превращаясь тем самым в косвенные подсказки. Такие подсказки школьник тоже воспринимает не сразу, за одной следует другая, за другой - третья, и только когда дело дойдет до того, что ответ на поставленный вопрос просто бросается в глаза, он замечает очевидное и произносит нужные слова. Взрослый устало вытирает пот со лба, наконец-то ребенок понял! А на деле, конечно, никакого объяснения при этом не происходит. Просто, демонстрируя свое «непонимание», ребенок принудил взрослого шаг за шагом двигаться к требуемому ответу до момента, когда тот стал полностью очевиден. Фактически школьник заставил выполнить всю работу за него. Но, поскольку последние слова были произнесены школьником, взрослый не замечает того, что он практически полностью подменил ребенка в процессе работы. Тому оставалось лишь набраться терпения и ждать.
Ученик, активно не желающий учиться, одновременно является и страдающей стороной. Страдающей из-за своего нежелания и неумения учиться. Находиться в хроническом конфликте с родными, с учителями, быть предметом пренебрежительного или насмешливого отношения со стороны товарищей по классу - эта нагрузка не по плечу подростку. Да, кстати, многие ли взрослые могли бы себя чувствовать спокойно, находясь в конфликтных отношениях практически со всем своим окружением?
В такие минуты ребенок с радостью готов принять протянутую ему руку. Точнее говоря, подросток, находящийся в таком положении, по существу, всегда готов ухватиться за надежду выйти из него; просто в минуты прорвавшегося отчаяния взрослым легче предложить свою помощь - в этот момент он открыт, не пытается отгородиться от старших напускной бравадой, грубостью, упорным молчанием; он легче готов поверить им, даже если он вообще-то разуверился во взрослых и в глубине души начал относиться к ним как к какому-то враждебному племени.
Короче говоря, взрослый должен помнить, что здесь всегда имеется потенциальная возможность привлечь его на свою сторону, сделать его своим союзником, активной и сознательной силой. С этого и следует начинать.
Начинать работу надо с установления контакта и доверия. К сожалению, контакт и доверие - редкое явление, если иметь в виду ребят, не желающих учиться. Возникновение у школьника негативного отношения к учебе, как правило, связано с теми или иными ошибками родителей. В качестве побочного результата этих ошибок у учеников обычно пропадает контакт и доверие к родителям. Чаще всего отношения между теми и другими можно охарактеризовать как конфликтные или безразличные.
Каковы же пути установления этого доверия?
Прежде всего, постарайтесь устранить все, что порождает конфликт в ваших отношениях со школьником. Чаще всего это его учебные дела. Поэтому перестаньте читать ему бесконечные нотации, перестаньте «пилить» его и пытаться воздействовать на него скандалами или наказаниями. К сожалению, у многих родителей плохо укладывается в голове, как можно с этого начинать исправлять положение с учебой. Им это представляется чем-то вроде попустительства или поощрения нежелания учиться.
Попробуйте представить себе, что у вас что-то плохо получается на работе или вы в чем-то проштрафились; и вот вам месяц за месяцем ежедневно при каждом удобном случае сослуживцы говорят об этом. Тогда вы поймете, как себя в подобной ситуации должен чувствовать школьник. Мы, взрослые, наверное, очень скоро подали бы заявление об уходе «по собственному желанию». Школьник не может позволить себе ничего подобного. Но у него нередко возникает желание сделать что-то не слишком приятное тому, кто его непрерывно травмирует. А так как подобные возможности в отношении собственных родителей у него не очень велики, то самое простое в таком случае - это не выполнять тех требований, тех самых, из-за которых они так выходят из себя.
Помните, что ваша первая задача - ликвидировать конфликтную ситуацию, а не оказаться победителем в ней. Начните сдержанно относиться к школьным неуспехам. Это не значит, конечно, перестать интересоваться успеваемостью вообще или занять позицию покровительственного отношения к двойкам. Но иногда просто покачать головой или выразительно махнуть рукой бывает вполне достаточной демонстрацией своего отношения ко всему и производит даже большее впечатление, чем открытый скандал или постоянные нотации и насмешки.
Прекращение открытых конфликтов - это только первый шаг к установлению атмосферы доверия. Следующий шаг - внутренний мир школьника. Попробуйте задать себе простой вопрос: чем живет ваш сын или дочь? Как проводит свободное время, чем всерьез интересуется, что представляют собой его друзья, какие отношения сложились у него с товарищами по классу, как оценивает самого себя, что считает своими слабыми и сильными сторонами, что его в данный момент волнует и т. д. В большинстве случаев родители таких ребят, о которых идет речь, на подобные вопросы дают удивительно бледные, бессодержательные ответы, что свидетельствует о том, что родители совершенно не представляют себе внутреннего мира подростка, и у них полностью отсутствует контакт с ним.
Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?
Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б. Гиппенрейтер:
«Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».
III. Выступления учителей-предметников
Анализ возникших трудностей. Рекомендации родителям по оказанию помощи учащимся.
IV. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Первостепенной задачей для выполнения домашних заданий является выработка у школьника важных элементов учебной деятельности - контроля и самооценки. Без них невозможно говорить о формировании сколько-нибудь полноценного умения учиться.
На формирование навыков контроля и самооценки должна быть направлена деятельность родителей в организации выполнения домашних заданий.
(В помощь родителям можно предложить памятку для выполнения домашних заданий, включенную в сценарий родительского собрания «Учебные трудности пятиклассников».)
Дополнительный материал
Приемы работы (активной умственной обработки материала)
Смысловая группировка - выделение отдельных смысловых кусков в изучаемом материале, которые образуют как бы отдельные подтемы внутри общей темы.
Закрепление выделенных путем смысловой группировки частей, придумывание названий для них.
Совокупность заглавий разделов, выделенных при смысловой группировке, образует план изучаемого материала.
Смысловые опорные пункты - ключевые слова для данного отрывка. Это могут быть заголовки и подзаголовки, шрифтовые выделения, разные слова и фразы, которые, закрепившись в памяти, помогают вспомнить все содержание соответствующего отрывка.
Опорная схема - смысловые опорные пункты, взятые вместе, отражающие структуру материала, логику его построения. Удерживать в памяти такие схемы намного проще и легче, чем весь рассказ в той последовательности, как он дается в книге. Это гарантирует школьнику, что в своем ответе он не упустит ничего существенного.
Соотнесение - возможность соотнести прочитанное с уже имеющимися знаниями. Пример: перед вами фраза того типа, которые встречаются в учебниках, ее надо внимательно прочесть и затем, закрыв книжку, воспроизвести. Вот она: «Нивелир - прибор, употребляемый при геодезических съемках для определения превышения одной точки местности над другой при горизонтальном луче зрения». Скорее всего правильно воспроизвести вам не удастся. Человек, имеющий некоторые сведения по геодезии и топографии, уже знает, что такое горизонтальный луч зрения, что такое превышение одной точки над другой на местности. Он соотнесет эти знания с определением нивелира.
Итак, для того чтобы успешно справляться со все возрастающими учебными требованиями и все увеличивающимся объемом материала, ученик должен перейти к такому усвоению материала, когда и понимание, и запоминание являются результатами одной и той же деятельности, а именно: активной мыслительной обработки материала.
Повторное чтение как один из способов умственной обработки материала. Пусть мы имеем дело с весьма трудным материалом, требующим неоднократного обращения к нему. Целью первого чтения в этом случае будет самая общая ориентировка в материале. Это напряженное чтение с целью ознакомиться с материалом, узнать, о чем будет идти речь, оценить степень сложности, иногда - отметить места, трудные для понимания или для запоминания, которые потребуют особого внимания. Цель вторичного чтения уже другая. Здесь читающий стремится возможно полно и глубоко уяснить материал. Происходит тщательная мыслительная работа, особенно углубленная в местах, вызывающих затруднения. В ходе чтения используются все те приемы, которыми владеет читающий, - смысловая группировка, выделение опорных пунктов, составление структурной схемы и т. п. Целью третьего чтения является уже запоминание материала. Идет работа по переводу знакомой и понятной информации в хранилище памяти. В ходе чтения преимущественное внимание уделяется узнаванию материала, чтение сопровождается пересказом каких-то частей про себя. Наконец, последнее чтение. Цель его - контроль. Человек стремится выявить недочеты припоминания, найти образовавшиеся пробелы, установить, не выпало ли чего-нибудь существенного. Лучше попытаться самому пересказать материал или восстановить в памяти структурную схему, а уже затем проверить себя в ходе чтения, не было ли пропущено что-нибудь важное.
Похожие статьи:
Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию
Родительское собрание в 1 классе. Внимание и внимательность
Родительское собрание в 5 классе. Безопасность детей
Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе
Гульнар
|
Спасибо за материал!Очень актуальная тема) |