Родительское собрание в 1 классе. Внимание и внимательность
Сценарий родительского собрания в 1 классе на тему «Ошибки по невнимательности. Как их избежать?»
Составлено и проведено Ю.И. Анушенковой
Цели:
— способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей;
— вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс;
— предложить родителям практические советы по развитию внимания младших школьников.
Участники: родители учащихся первого класса, классный руководитель; психолог участвует в подготовке материалов к собранию.
Подготовительная работа
I. Классный руководитель готовит выставку книг, статей из журналов по теме собрания.
II. Классный руководитель с помощью психолога оформляет буклет на тему «Развитие внимания у детей».
III. Классный руководитель подготавливает слайды по теме собрания.
IV. За две недели родителям раздаются приглашения на собрание.
V. Классный руководитель и психолог готовят листы с описанием причин недостаточного внимания школьников и листов с описанием игр.
VI. Ученики изготавливают коробку для вопросов.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме собрания;
— книги, журналы для выставки;
— буклеты для родителей;
— альбомные листы, простые карандаши, линейки (по 3 шт.);
— листы бумаги желтого цвета с описанием причин недостаточного внимания школьников;
— листы бумаги белого цвета с описанием игр;
— узоры на доске;
— пуговицы;
— геометрические фигуры;
— картинка с изображением жука;
— коробка для вопросов.
* * *
I. Организационный момент
Классный руководитель встречает родителей у входа в компьютерный класс и предлагает им занять места за столиками.
II. Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы! Тема сегодняшнего собрания
выбрана не случайно. С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, в том числе и способности управлять вниманием. Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание — одно из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Внимательно слушай учителя!» Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись. Но для начала давайте выясним, что же такое внимание?
Я не случайно эпиграфом сегодняшней встречи выбрала высказывание К.Д. Ушинского: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений. Невнимательность младших школьников — одна из наиболее распространенных причин пониженной успеваемости. Ошибки по невнимательности совершают все ученики. И получать плохие отметки в данном случае вдвойне обидно как для самих учеников, так и для их родителей. Ведь ребенок допускает досадные ляпы не потому, что чего-то не знает, а потому, что он просто-напросто невнимателен. Не стоит по этому поводу ругать ученика и тем более заставлять его по нескольку раз переписывать одно и то же. Это не сделает его усидчивым и сосредоточенным. Более того, неприязнь и даже ненависть к учебе гарантированы. Чтобы преодолеть досадное препятствие на пути ребенка к успеху, нужна длительная и кропотливая работа.
III. Работа родителей в группах (знакомство с теоретическим материалом)
Сначала я предлагаю разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьников. Давайте выясним наиболее распространенные из них. На каждом столе лежит листок бумаги желтого цвета. Возьмите его в руки и познакомьтесь с содержанием.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком.
Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Например, появление в носоглотке ребенка аденоидов. Эти образования мешают носовому дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и нарушению его нормальной работы. Такие дети дышат ртом, их глаза теряют свой живой блеск и выразительность, становятся тусклыми и какими-то стеклянными — весь облик ребенка меняется. В этом случае родителям следует обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность. Кроме того, такие Дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.
Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.
Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков и секций (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей. Переутомление наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на раздражители. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями, посещением гостей, просмотром фильмов, компьютерными играми и т.п. Такое изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни.
Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого. Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка. И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и т.д.
При работе с невнимательными школьниками большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания. Чтобы знать, над чем работать, мы должны знать основные свойства внимания.
Объем внимания зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, «схватить» с одинаковой ясностью. Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести игру. Разложите на столе 10 — 15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 с и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать? Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в 4 — 5 лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей. Если в 3—4 года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в 6-летнем возрасте — внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще могут вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.
Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30—50 мин, то к 5—6 годам длительность игры возрастает до 2 ч. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог B.C. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок 6 лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.
Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать. Например, на развитие концентрации внимания направлено такое упражнение. Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.
Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.
Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение. Ребенку предлагается лист со Строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемешку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т.п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.
Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности — процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9—10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность — важный фактор в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие. Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях — заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
IV. Ознакомление родителей с упражнениями и заданиями для тренировки внимания
Сложи узор. Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с 3—4 элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом 2—3). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах). Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно еще раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.
Угадай, что исчезло. Выложите перед ребенком 7 игрушек. Попросите его посмотреть, а потом отвернуться. Уберите или добавьте одну игрушку и попросите ребенка угадать, что исчезло или появилось. В 6—7-летнем возрасте ребенок должен легко запоминать до 10 предметов.
Перепутанные линии. Прослеживание взглядом какой- либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
Спрячем в шкафчик. Из пустых спичечных коробков склеить шкафчик. Коробки можно склеивать в разном порядке, разного уровня сложности. Самый простой шкафчик: три склеенных коробка друг на друге. Самый сложный шкафчик: шесть коробков в высоту и пять — в ширину. Какой- нибудь маленький предмет (например, бусинку) на глазах у ребенка кладем на любую полочку. Задвигаем ее, затем шкафчик повертеть и спросить: «На какой полке лежит бусинка?» По мере освоения можно класть разные предметы, разного цвета на разные полочки и задавать вопросы: «На какой полочке зеленый шарик? На какой полочке синяя булавка?» и т.д.
Исключение лишнего. Предлагается карточка с изображением 4—5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
Нанизывание бусинок. Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус, нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.
Срисовывание по клеточкам. Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам. Такие задания можно найти на страницах учебника математики.
V. Работа родителей в группах (ознакомление с содержанием игр и их демонстрация)
На столах лежит листок белого цвета с описанием игры. Ознакомьтесь с ее содержанием самостоятельно. Вы видите, что для проведения данной игры требуется приготовить необходимый инвентарь. На ваших столах есть карандаши, линейки, бумага и много других разных мелочей. Вы уже догадались, сейчас каждый столик изготовит все необходимое для проведения своей игры (родители работают в группах). А теперь научите присутствующих играть в вашу игру.
Игра «Пуговица». Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Игра «Маленький жук». У каждого игрока есть игровое поле — квадрат, разделенный на клетки, и «жук», ползающий по игровому полю. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Ведущий диктует ходы, а ребенок передвигает по полю жука в нужном направлении. Делает он это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Например: одна клеточка вверх, одна клеточка налево; одна клеточка вниз; одна клеточка налево; одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук. Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле. Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: две клетки наискосок вправо — вниз, три клетки влево и т.д.
Игра «Размышляй-ка». У каждого игрока есть игровое поле — квадрат, разделенный на клетки (3 х 3), и геометрические фигуры (например, три треугольника — желтый, красный, синий; три кружка — желтый, красный, синий; три квадрата — желтый, красный, синий).
До начала выполнения задания объясняется, что такое ряды, что такое столбцы на рисунке. Примеры заданий:
♦ Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по форме.
♦ Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по цвету.
♦ Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые по форме.
♦ Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые по цвету.
♦ Не двигая фигурки, сделай так, чтобы фигурки, одинаковые по цвету, оказались снова в рядах.
♦ Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых по цвету.
♦ Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых по форме.
♦ Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых ни по цвету, ни по форме.
♦ Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых ни по цвету, ни по форме, если одна или две фигурки уже стоят на своих местах.
VI. Рекомендации для родителей
Сегодня психологами разработано много интересных развивающих игр, описание которых можно найти в популярной психологической литературе. На нашей выставке представлены несколько таких образцов. Кроме того, неоценимую помощь вам могут оказать информационные ресурсы сети Интернет. Здесь вы имеете доступ ко многим российским и зарубежным периодическим изданиям, можете познакомиться с книжными новинками, разнообразным занимательным материалом по любой теме. Чтобы пополнить ваш родительский дневник, я приготовила буклет по теме сегодняшнего собрания. В нем вы сможете найти описание игр для развития внимания, о которых мы не успели поговорить сегодня на собрании, а на последней странице я указала адреса сайтов, где размешена информация по данной теме.
VII. Родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания
Исходя из результатов обмена мнениями, родители выносят решение.
1. Родители должны взять на себя руководство вниманием ребенка, вовлекая его в разные виды деятельности.
2. Во время занятий с ребенком использовать разнообразные задания, упражнения, игры, развивающие все свойства внимания.
3. Стараться заниматься с ребенком не от случая к случаю, а систематически.
4. Чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, родители должны позаботиться о его хорошем физическом самочувствии и настроении. Создать в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократить количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.
5. Давая задание ребенку, родители должны помнить, что инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
VIII. Заключение
Родители пишут вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. Это могут быть вопросы к администрации школы, классному руководителю, учителям-предметникам. На столе у выхода из класса стоит коробка, в которую родители опускают свои записки. Классный руководитель сможет их проанализировать и ответить на следующем собрании или созвониться с родителями, если ответ не терпит отлагательств.
Литература
Волков Б. С., Волкова И. С. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
Коломенский Я.Л. Человек: психология. М., 1986.
Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1972.
Марцинковская Т.Б. Диагностика психического развития. М., 1998.
Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1973.
Худенко Е.Д., Мельникова Т. С., Шаховская С.И. Как научить ребенка думать и говорить. М., 1996.
Похожие статьи:
Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение
Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль
Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе
Любовь Владимировна Рыжкова
|