Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных", 4 класс
Цели урока: Познакомить учащихся со склонением как изменением формы слова. Проработать ошибки, допущенные в контрольном диктанте. Повторить порядок разбора слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
Учитель читает стихотворение Г. Граубина «Падежи»:
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно уж школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
- Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна.
А сам ты мог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубитёльный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

II. Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте
Классификация ошибок и работа над каждой из них.
- Кто ошибся в написании безударных гласных корня? Запишите, указав
проверочное слово. (Учащиеся, которые не допустили ошибок, подбирают и записывают слова на данное правило.)
- Ещё на какие правила допущены ошибки? (Работа производится коллективно.)

III. Работа по теме урока
а) На доске написаны две группы пословиц:
От слова до дела - целая верста.
И умён, и пригож, и в деле гож.
Велик телом, да мал делом.
Дело шуток не любит.
От скуки бери руки в руки.
Делу время, потехе - час.

Белые ручки чужой труд любят.
Труд кормит, а лень портит.
Дерево ценно стволом, а человек - трудом.
Суди о человеке по его труду.
Без труда жить - только небо коптить.
В труде рождаются герои.

- Выпишите два слова, которые встречаются в пословицах.
до дела ......... труд
в деле ......... трудом
делом ......... по труду
дело ......... без труда
делу ......... в труде
- Это однокоренные слова? (Нет, это одно и то же слово с разными окончаниями, с разными предлогами; это формы одного и того же слова.)

б) Работа по учебнику.
Чтение вывода на стр. 36. упражнение 70, стр. 36.
- Ребята, есть такой старый детский стишок. Запомните его - запомните и название падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку».
Иван (именительный)
родил (родительный)
девчонку (дательный)
велел (винительный)
тащить (творительный)
пелёнку (предложный)

Чтение вывода на стр. 37. Упражнение 71, стр. 37.
И.п. коза, трава
Р.п. козы, травы
Д.п. козе, траве
В.п. козу, траву
Т.п. козой, травой
П.п. (о) козе, (о) траве

Упражнение 72, стр. 37.
Самолёт летел (над чем?) над Москвой. Мы видели внизу (что?) Москву. (В чём?) В Москве много высотных домов, зелёных парков. (Что?) Москва встречает гостей очень радушно.

IV. Физкультминутка

V. Словарно-орфографическая работа
а) На доске написаны словосочетания со словами из словаря:
Обзавёлся хозяйством; работал в к...лл...ктиве; посадил п...ее...жира; подъехал к а...ее; подошёл к б...бл...отеке; размыл д...роги.
- Выпишите пропущенные буквы, определите падеж существительных.
(Обзавёлся хозяйством (Т.п); работал в коллективе (П.п.); посадил пассажира (В.п.); подъехал к аллее (Д.п.); размыл дороги (В.п.))

б) На доске записан текст стихотворения:
Дорожка
Дорожка(1) домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки(2) знакомой
Красивее нет!
И если б зашёл я
Не знаю куда,
Дорожку(3) домой
Отыскал бы всегда.
На этой дорожке(4)
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои. (К. Рейс)
- Определите падежи слова «Дорожка». (1 - И.п., 2-Р.п., 3 - В.п., 4 - П.п.)

в) Письмо под диктовку:
«Дарья Демьяновна шьёт новое платье. Скоро придут друзья: Татьяна Васильевна с дочерью Софьей, братья Леонид и Геннадий. Хозяйка наденет новое платье с красивой брошью. На столе стоят кушанья. Вот блюдо с дичью, вазочка с вареньем, оладьи. Хозяйка и гости едят и пьют».

VI. Домашнее задание
Упражнение 73, стр. 37. (Написать под диктовку родителей.)

VII. Итог урока
- Что значит просклонять имя существительное? (Изменить окончания имён существительных по вопросам.)
- Сколько падежей в русском языке? Перечислите.

Рекомендуем посмотреть:

Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Конспект урока русского языка в 4 классе с презентацией. Правописание частицы "не" с глаголами Конспект урока русского языка для 4 класса. Склонение имен прилагательных женского рода. Программа " Конспект индивидуального занятия урока русского языка, 4 класс. Синонимы и антонимы

Похожие статьи:

КВН по русскому языку, 4 класс

Олимпиады по русскому языку, 4 класс

Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи

Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных

Конспект урока русского языка «Местоимение», 4 класс. Школа России

Личностно-ориентированное обучение в начальной школе. Из опыта работы
Опубликовано: 973 дня назад (25 марта 2022)
Просмотров: 738
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!