Урок «Вода путешественница». Окружающий мир, 1 класс
Конспект занятия по окружающему миру «Вода-путешественница»
Форма проведения: фронтальная.Цели: познакомить со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу.
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая); рисунки, картинки по теме «Вода в жизни всего живого».
Ход занятия
I. Организационный момент.II. Погружение в тему.
Педагог. Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ... (воды).
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу,
Даже камень источу. (Вода.)
«Вода-путешественница» - тема нашего урока.
- Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то кажется, что он весь одинакового цвета - голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду: и в воздухе, и в паре, в облаках, тучах и т. д.
Вода есть и под землей (родники).
Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно смять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.
Вспомните, как много сока в плодах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.
В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества.
Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима организму для удаления разных вредных веществ.
Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении.
Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть он выпивает, а часть получает с пищей).
Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Но вода не только «поит», но еще и кормит - по морям и океанам днем и ночью плывут рыболовные суда.
Вода «добывает» электрический ток, «работая» на электростанциях.
Вода моет людей, города, машины, дороги. А еще вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут грузы, пассажиров.
Без воды не замесить теста для хлеба, не приготовить бетона для стройки, не сделать ни бумаг, ни ткани для одежды, ни резины, ни конфет - ничего не сделать без воды.
Свойства воды.
Опыт 1. Прозрачность воды.Педагог. В стакан с водой опустим ложку. Видна ли она?
Вывод. Вода прозрачна.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Педагог. На столе у меня лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложим и сравним цвет воды и цвет каждой полоски.
Можно ли сказать, что вода синяя? серая? зеленая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
Вывод. Вода бесцветна.
Опыт 3. Каков запах воды?
Педагог. Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты чувствуешь за дверями квартиры.
Тонкий аромат издают духи, цветы.
А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее.
Вывод. Вода не имеет запаха.
Опыт 4. Вода - растворитель.
Педагог. Если насыпать в стакан с водой сахар или соль и размешать, что можно заметить? (Сахар и соль растворятся в воде.)
Вывод. Вода является растворителем.
Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания («серебряная вода»). Эту воду можно получить и в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся - этого глазом нельзя увидеть.
Когда мы умываемся, тоже используем это свойство воды - растворять (рисуем красками).
Опыт 5. Вода текуча.
• Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
• Что произойдет с водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)
• Можно ли воду перелить из одного стакана в другой? (Да.)
Вывод. Вода течет (свойство- текучесть).
Физкультминутка
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем,
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Бережное отношение к воде.
Вода - одно из самых главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.
От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду - наше богатство - надо беречь!
Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории.
Такая вода невкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья.
Три состояния воды.
Вода в природе существует в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
- От чего зависит состояние воды? (От температуры.)
При температуре ниже О °С вода переходит из жидкого состояния в твердое.
- Где можно наблюдать воду в твердом состоянии? (Это лед на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.)
Слово «айсберг» означает «ледяная гора». В океанах встречаются ледяные великаны - это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая его часть - под водой.
Айсберги очень опасны (можно рассказать в качестве примера о трагедии с «Титаником»).
- А откуда берутся в соленом море эти громадные льды? (Они постоянно сползают с антарктических материков или островов, где копятся вечные льды, или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.)
Если протереть мокрой тряпкой стол, то через несколько минут стол станет сухим. Вода с него испарилась, то есть превратилась в пар - прозрачный, бесцветный газ.
Водяной пар - это вода в газообразном состоянии.
- А что такое туман?
(Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.)
Туман может быть и в городе, и в деревне - везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться. А пригреет солнышко, и туман исчезнет, он опять растворится в воздухе.
- Где можно наблюдать воду в газообразном состоянии?
- А почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем?
На земле много океанов и морей, рек и ручьев, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, то есть становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается от земли все выше и выше - на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает вверх. Так они и снуют над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.
Но вот капель уже так много, что все вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету.
Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю в виде дождей.
Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовывать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.
Этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.
Благодаря круговороту воды в природе вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна талая вода для человека, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
Поэтому воду надо беречь, расходовать экономно, ведь без воды не может обойтись ни одно живое существо.
Рекомендуем посмотреть:
Урок окружающего мира, 1 класс. Что общего у разных растений. Школа России Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на подоконнике? Школа России Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на клумбе? Школа РоссииПохожие статьи:
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
← Классный час «Родительский дом - начало начал», 2 класс | Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа. Плешаков →
Опубликовано: 1660 дней назад (7 июня 2020)
Просмотров: 3077
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (1)
|
||
|