Конспект урока по окружающему миру «Птицы весной»
Урок-конкурс. Окружающий мир. Тема: Птицы весной
Цели: закрепить, расширить и углубить знания учащихся по теме «Птицы»; приобщить учащихся к чтению дополнительной литературы; обогатить знания учащихся дополнительным материалом; развить познавательный интерес к предмету; расширить представления об экологии у младших школьников.Наглядный материал:
1. Жетоны - за правильный ответ.
2. Карточки.
3. Аудиозапись голосов птиц.
4. Костюмы.
5. Картины, чучела птиц, гнезда, скворечники.
Ход урока
I. Организационный момент.II. Работа по теме урока.
Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами необыкновенный урок - урок-конкурс. Тема конкурса «Птицы весной».
Капли падают с крыш и сверкают на солнце. Прислушайтесь, как они нежно звенят! Небо высокое, синее. Бегут ручьи. На пригорках появились протамины. Скоро, скоро к нам прилетят пернатые друзья. Птицы, как правило, открывают весну. Шумными их стаями наполняются леса, степи, парки. Прилет птиц идет не как попало, а в строгом порядке. Первыми к нам прилетают те птицы, которые улетели осенью последними, а последними те, которые улетели первыми.
Ученица. Смотрите, ребята, к нам летит сорока-белобока, на хвосте новости несет.
«Влетает» Сорока с телеграммами в руках.
Сорока. К нам поступили телеграммы: «Мы уже в пути, скоро будем. Грачи»; «Готовьте квартиры. Прилетели. Скворцы»; «До скорой встречи, перелетные птицы».
Ученица. Слышите, слышите пение птиц?
Звучит аудиозапись голосов птиц.
Учитель. Давайте послушаем, о чем щебечут птицы.
Ворона. Кар-кар! Летела к реке. Нашла полынь. Не удержалась, попила. Холодная вода. Очень! Даже клюв ломит. И все- таки приятно - весна!
Клест. Мы клесты желтые и красные. Вчера вывели птенцов и сами удивились, не рано ли?
Снегирь. Я - снегирь. Как там с весной? Улететь мне на север или подождать еще? Наверное, полечу...
Воробей. Чуть жив, чуть жив! Шлю жалобу. Вчера подрался на дороге с залетным воробьем. Он начирикал мне, что летел с юга, но никакой весны не видел. Весна идет, весне дорогу!
Ученица.
Над серебряными вербами
Опрокинулись лучи.
Прилетели в город первыми
Беспокойные грачи.
Ученица.
Прилетели и в скворечники
Долгожданные певцы.
Не заморские, а здешние,
Всем знакомые скворцы.
Ученик.
Где они ни поскитаются,
Ни постранствуют зимой,
Всё равно весной стараются
Поскорей попасть домой.
Учитель. Ребята, а не послушать ли нам самих птиц? Из их рассказов мы узнали, какую они приносят пользу.
Дятел. Я - черный дятел, мне не нужны ваши скворечники. Мой клюв как долото. И я сам всегда выдалбливаю в лесу отличный домик. А после меня в нем живут различные мелкие птицы.
Синичка. Я -синичка, мала птичка,
Но понравилась я вам всем
Потому, что много ем.
Скачет резвая синичка
Вправо, влево, вверх и вниз,
У синички есть привычка:
Ветку каждую и лист
Оглядит и от... букашек
Будет лист надолго чист.
Снегирь. Хоть ты и прежнею осталась кукушкою, и петь не научилась соловьем, ты людям дорог! Уничтожаешь гусениц мохнатых и охраняешь нам леса.
Ворона. Кар-р-р, Кар-р-р... Хулиганы! Ох, и тяжко нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того гляди - искалечат.
Ворона. Кар-р-р... Еле ноги сейчас из города унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганье! (Ворона грозит крылом в сторону воображаемого города.) Сидела на заборе, смотрела, где бы мне поживиться, а ребята снежками в меня, снежками...
Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, говорил, что не знает, как пережить зиму.
Ворона. Что это за кормушки?
Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?
Ворона. А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц от голодной смерти спасли.
Ворона. Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летела я как-то по городу. Три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет. Ну, думаю, все, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки... Так и выжила в ту зиму.
Кукушка. Вы правы, я в детстве съедала каждый день 39 кузнечиков, 43 гусеницы, 3 куколки бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов, 4 паука. Я - чемпион среди обжор!
Сова. Я за одну ночь съедаю 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тыс. мышей и этим спасает 20 тонн отборного зерна.
Ученица.
Не пугайте разных птичек!
Пусть они вокруг порхают.
Крылья их при ярком свете
Словно радуга сверкают.
Учитель. Следующий этап нашего конкурса - эрудиты.
Тур 1.
Учитель читает вопросы.- Почему сложились вот такие поговорки о птицах?
1) Трясогузка хвостом лед разбивает. (Прилет трясогузки совпадает с вскрытием рек, озер, прудов и т. д.)
2) Глухая тетеря. (Токующий глухарь не слышит.)
3) Забился как сыч. (На день сыч забивается в дупла, на чердаки.)
4) Как с гуся вода. (Выходит сухим из воды, так как его перья обильно смазаны жиром копчиковой железы.)
Тур 2.
1. Весной эта птичка прилетает к нам одной из первых, как только снег сойдет, а осенью часто до нового снега задерживается. А бывает, кое-где зимует, если достаточно корма. А по названию можно подумать, что она боится холода. (Зяблик.)2. Синичка. Нам пришло письмо, в котором ребята и взрослые рассказывают следующее: весной они смастерили скворечники и повесили их на школьном дворе, а часть - дома. Сколько было радости! Но радость продолжалась недолго. Через 1,5-2 недели после прилета птиц стали разбойничать. Они полетели на огород, дергали там рассаду и тащили в скворечники. Почему они себя так вели? (Таким образом они производят дезинфекцию жилища: срывают молодые побеги чеснока, лука, полыни, заполняют нижнюю часть скворечника.)
3. Учитель. Вот недалеко от скворечника сидит скворец и распевает во весь голос. Поет песни свои и чужие. А для чего он их поет? (Это сигнал угрозы опасности.)
4. Учитель. Птица лесных зарослей. У неё хвост и короткие крылья. Эти особенности строения помогают птице маневрировать при полете среди деревьев. Она нападает из засады. Сильно развито крыло. Специальное приспособление на крыле помогает быстро тормозить в полете и бросаться на жертву. Добыча её - голуби, рябчики, тетерева, куропатки. (Ястреб.)
5. Учитель. Замечательные по красоте, снежно-голубые, нежные и мягкие перья этих птиц служат украшением для дамских шляпок и цепляются очень высоко. И вот ради этого пучка перьев птиц стали безжалостно истреблять. Издавна жили эти птицы у нас, в низовьях Волги. И сюда пришли охотники за перьями. Промысел их был запрещен. В местах их обитания были учреждены заповедники: Астраханский, Кзыл-Агачский. (Белая цапля.)
Тур 3.
Задание. Переставьте буквы таким образом, чтобы получилось название зимующих птиц.1-я карточка
ОРКАСО - сорока
ВЕБОЙРО - воробей
2-я карточка
АЛКАГ - галка
ЕТВЕРЕТ - тетерев
ЕЛДЯТ - дятел
3-я карточка
ОВОРАН - ворона
ЫЩЕЕЛ - щеглы
4-я карточка
АИЦИСН - синица
Тур 4.
ЗАГАДКИ1. У матери 20 деток и все детки однолетки.
2. Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор.
3. Бредут вразвалку по тропинке
К воде подушки и перинки.
Все крикуны ужасные,
На ножках ласты красные.
4. Как трещотка птица эта,
Одного с березой цвета.
5. Два раза родился,
Ни разу не крестился,
А часы знает.
6. Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает.
7. Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
8. Живет в своем доме, спит на соломе,
На высоком шесте, распевает в высоте.
9. В болоте плачет, а из болота не идет.
10. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает.
11. Хоть я не молоток, по дереву стучу,
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
12. Мать-отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду,
Чужим сбуду.
13. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
14. Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит.
15. Стали братья на ходули
Ищут корма на пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти.
16. Спереди шильце, сзади вильце, а на груди белое полотенце.
Ответы: курица с цыплятами, дятел, гуси, сорока, петух, воробей, грач, скворец, кулик, филин, дятел, кукушка, петух, соловей, журавль, ласточка.
Подведение итогов урока.
Рекомендуем посмотреть:
Урок окружающего мира, 1 класс. Что общего у разных растений. Школа России Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на подоконнике? Школа России Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на клумбе? Школа России Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Чудесные цветники весной. УМК «Перспектива»Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - зрители и пассажиры. Школа России
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
← Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Азбука юного пешехода | Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию, 3 класс. Путешествие по лесу →
Опубликовано: 1582 дня назад (5 июля 2020)
Просмотров: 1527
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (2)
|
||
|
|