Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Кто такие насекомые? Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие насекомые?
Цели: познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейший признак насекомых.Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основной признак насекомых; узнавать насекомых с помощью атласа - определителя.
Оборудование: картинки с изображением насекомых; у учащихся - цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный моментII. Актуализация знаний
— Муравьишка спешит с вами встретиться. У него уже готова загадка. Отгадайте ее.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший.
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
— О каком зеленом друге говорится в загадке? (О лесе.)
- О каких ладошках здесь говорится? (О листьях.)
(Можно использовать КИМы (тест 7, с. 12—13).)
III. Самоопределение к деятельности
— Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьшка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они? Догадайтесь! (Ответы детей.)
В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носится возле цветущих трав! Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.
— Теперь снова сели красиво. Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)
(Пока дети называют друзей Муравьишки, учитель вывешивает на доске соответствующие картинки.)
— Как назвать их всех одним словом? (Насекомые.)
— О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)
— Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)
— Почему всех их называют насекомыми?
(Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.)
— Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О насекомых.)
— Прочитайте тему урока на с. 32 учебника. (Кто такие насекомые?)
— Прочитайте учебную задачу урока.
IV. Работа по теме урока
— Рассмотрите рисунок на с. 32. Назовите насекомое. (Кузнечик.)
— Отгадайте загадку. О ком из насекомых в ней говорится?
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка.)
— Давайте рассмотрим бабочку на с. 32.
(Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.)
— Сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)
— Сколько мы видим? (Два.)
— Почему? (Ответы детей.)
— Сколько ног у бабочки? (Шесть.)
— Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка.)
(Учитель вывешивает на доску соответствующие картинки, учащиеся рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него — челюсти, потому что эти насекомые питаются другой пищей.)
— Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. (Их по шесть.)
— Сделайте вывод: каких животных можно назвать насекомыми? (У которых шесть ног.)
V. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Игра «Узнай насекомое»
- Муравьишка загадывает загадки о своих братьях-насекомых. Попробуйте их узнать.
Не зверь, не птица,
Нос, как спица,
Летит — пищит;
Сядет — молчит.
Кто его убьет —
Свою кровь прольет. (Комар.)
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится? (Муха.)
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка. (Кузнечик.)
Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
Она жалит и жужжит,
Как пчела.
И попадается в компот,
Как пчела.
Вот только меду не дает,
Как пчела. (Оса.)
Необычный я усатик.
Я отважный клоп — ... (солдатик).
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите вместе с соседом по парте рисунки на с. 33. Назовите друг другу насекомых, которых вы узнали.
— Приведите примеры других насекомых. Воспользуйтесь атласом-определителем.
— Придумайте и расскажите друг другу сказочные истории по данным в учебнике рисункам.
(Учитель может предложить другие рисунки. Следует обратить внимание на то, чтобы в рассказах детей главным было то, что у насекомых шесть ног.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 22).
— Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы узнали?
— Выполните задание.
— Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? (Зеленый.)
— А для шмеля? (Желтый, коричневый, черный.)
— Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?
Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он вынужден прятаться. А шмель имеет жало, поэтому он не боится врагов. Своей пестрой окраской он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в ход жало.
№2 (с. 22—23).
— Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы видите? (Жуков.)
— Сколько ногу жуков? (Шесть.)
— Сколько больших жуков на этой странице? (Шесть.)
Жуки на цветных рисунках увеличены, их настоящие размеры показаны рядом.
— Выполните задание.
(Проверка.)
— Названия каких жуков вы смогли узнать с помощью атласа- определителя?
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 33, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Расскажите Мудрой Черепахе, что главное вы запомнили сегодня на уроке. (Насекомые — это животные, у которых шесть ног.)
— Все ли учебные задачи мы выполнили? (Да.)
Рекомендации для занятий дома
Попросить взрослых рассказать о других насекомых, подготовить небольшое сообщение об одном из них.
Дополнительный материал
НасекомыеСуществует более миллиона различных видов насекомых. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна-две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей.
Самое большое насекомое — бабочка-орнитоптера с Соломоновых островов. Размах ее крыльев — около 30 см. Длина жука-голиафа — более 20 см, а самое маленькое насекомое — жук-трихоптерикс. Его длина равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!
Самый главный орган чувств насекомых — усики. Их разнообразие велико. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и со вздутиями. Как ниточка усики кузнечика-долихопода, они в 3 — 4 раза длиннее тела. Он живет в темной пещере. Длинные усы помогают ему ощупывать предметы далеко вокруг себя. Словно пилочка усы у жука-щелкунчика, как гребенка — у бабочки.
Рот у насекомых тоже у всех разный в зависимости от питания. У бабочки, любительницы нектара — длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Очень острые и зазубренные челюсти у жука-жужелицы. Кое-кому природа не дала ротовых придатков, и снизу головы лишь голая площадка. Поэтому пищу такое насекомое накапливает еще в стадии личинки.
Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков, каждый из которых может давать самостоятельное изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными ногами. У большеглазых насекомых, кроме того, еще есть на лбу три глазка, крошечных, будто линзы. Иногда два больших глаза сливаются вместе или появляются четыре, направленные в разные стороны. Жук-вертячка двумя глазами видит все, что находится сверху, над водой, а двумя другими — снизу, под водой.
В груди насекомых сосредоточены мышцы. Они проводят в движение крылья и ноги. Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летящего комара — это пение крыльев, работающих с огромной быстротой. Скорость полета насекомых не велика. Пчела пролетает в среднем 10—20 км/ч, шмель — 3—5, муха — 2, златоглазка — 0,5. Зато слепни летят со скоростью до 40 км/ч, а бабочки-бражницы — около 60 км/ч.
Божья коровка
Маленького красного жучка с черными пятнышками на спинке назвали так потому, что при опасности на сгибах его ножек выступают капельки оранжевой жидкости — молочка. Это ядовитое молочко отпугивает ее врагов.
***
Точка, точка,
Два крючка —
Это лапки у жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа — точка, слева — точка,
В черных крапинках бока.
Я подую на жука —
Улетай за облака!
Словно красный вертолет,
Прямо в небо он уйдет.
Ф. Грубин
Комар
Кусаются только самки-комарихи. Напьются они крови у животных или людей, переварят ее и летят поближе к воде и сырой земле откладывать яички. Комар-самец кровь не пьет. Он питается соком растений и сладким нектаром.
Писком — дрожанием крылышек — комары «разговаривают» друг с другом. По писку комар различает, куда отправился его собрат: за пищей полетел, от опасности удирает или с подругой встретился.
***
На лужайке у горы,
Под зеленой липкой
Потеряли комары
Маленькую скрипку.
На лужайке у горы
У тропы — петлички
Ищут, ищут комары
Скрипку-невеличку.
«Светлячок, сюда иди,
Посвети под липкой.
Без тебя нам не найти
Маленькую скрипку!»
Светлячок то там, то тут
Светится, как спичка,
Ищут, ищут — не найдут
Скрипку-невеличку.
Распрощались комары
Зло и недовольно
И, наверно, с той поры
Всех кусают больно!
А. Екимцев
Оса
Оса — сластена: любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком или сиропом.
Осы подвешивают свое гнездо на ветках деревьев или на чердаках. Гнездо осы похоже на большой шар из серого картона.
Бумагу для изготовления гнезда осы делают сами. Сначала они соскабливают своими челюстями крошечные кусочки с дерева, потом пережевывают их и смешивают со своей слюной. Из комочков, которые у них получаются, осы делают тонкие полоски настоящей бумаги и строят из них домик. На такой бумаге даже писать можно.
Домик получается теплый, многослойный. Если даже на улице пять градусов мороза, в гнездышке осы жарко, как в летний день — тридцать градусов тепла. Осы не умеют делать мед, и домик они строят только для выведения потомства. Если не трогать жилище ос, они никогда не нападут. Но если кто-то разорит гнездо, разъяренные насекомые немедленно встанут на его защиту.
Бабочка
Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки — это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница. На земном шаре очень много бабочек.
Раньше всех весной вылетает яркая желтая бабочка-лимонница. Она живет дольше всех бабочек — десять месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яички и умрет. Из яичек появятся гусеницы, которые превратятся затем в куколки, а из куколки вновь вылетает красивая бабочка. Питаются бабочки нектаром цветов, а есть такие, которые вообще не едят.
***
Белыми крыльями
Машет капустница.
Только поднимется —
Тут же опустится.
Носиком водит
По краю ромашки:
Мед или чай
В этой беленькой чашке?
Г. Глушнев
Муха
У мух, как и большинства других насекомых, глаза видят сразу во многих направлениях. Комнатная муха способна ходить вверх ногами, потому что у нее на лапках есть клейкие подушечки. Чтобы удержаться в воздухе, комнатной мухе приходится делать крыльями 200 взмахов в минуту.
Мухи с помощью специальных желез выделяют соки, чтобы растворять пищу перед тем, как ее съесть. Пищу мухи находят, обнюхивая ее своими усиками, которые еще называют антеннами. Рот мухи похож на хоботок, с помощью которого она подбирает пищу.
Пауки - не насекомые
Пауки принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых у них восемь ножек и нет крыльев. Тело их состоит их двух частей, зато глаз целых восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков — железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нитки — паутины.
Есть ли у насекомых кровь?
Когда мы изучаем живые организмы размерами значительно меньше нас самих, почему-то думаем, что у них наверняка отсутствуют какие-то знакомые нам органы. Ведь не может у такой крохи, как насекомое, быть сердца? А есть ли у насекомых кровь и кровеносная система? Но в природе все так устроено, что каждое ее творение — по-своему чудо. И удивительно не то, что у каждого живого существа есть органы, а то, что эти органы выполняют все необходимые организму функции.
Тело взрослого насекомого можно разделить на три части: голову, грудную клетку, или торакс, и брюшко. На голове у насекомого обычно есть два усика — щупальца, одновременно выполняющих функции органов обоняния. На голове также расположены глаза и ротовое отверстие.
У насекомых есть не только сердце, но и кровеносная система. Кровь проходит в сердце через отверстия, снабженные клапанами. Когда сердце сокращается, отверстия закрываются, и кровь поступает в артерии. У насекомых, в отличие от человека, нет ни кровеносных сосудов, ни вен.
Неразвитость кровеносной системы объясняется тем, что нет нужды снабжать органы кислородом. Известно, что именно с потоком крови по всему организму животных разносится кислород, необходимый для нормальной жизнедеятельности.
Но у насекомых совершенно другая дыхательная система. Они дышат с помощью крошечных разветвленных трубочек, которые заканчиваются небольшими воздушными отверстиями на поверхности тела. Так что воздух в клетки поступает прямо оттуда. Другой дыхательной системы им не надо, ведь они такие маленькие.
Народные приметы, связанные с насекомыми
К хорошей погоде:
Комары летают роем.
Жуки проносятся с громким жужжанием.
К ненастью:
Муравьи не спешат на работу.
Рекомендуем посмотреть:
Урок окружающего мира, 1 класс. Что общего у разных растений. Школа России Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на подоконнике? Школа России Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на клумбе? Школа России Урок окружающего мира в 1 классе. Что умеет компьютер? Школа РоссииПохожие статьи:
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
← Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на клумбе? Школа России | Урок окружающего мира в 1 классе. Что умеет компьютер? Школа России →
Опубликовано: 1868 дней назад (22 сентября 2019)
Просмотров: 10177
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!