Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы на тему: Всемирный день защиты морских млекопитающих (День китов)
Конспект воспитательного мероприятия для младших школьников «Всемирный день защиты морских млекопитающих (День китов)»
Автор: Дятлова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Невинномысска. Описание. Данный материал можно использовать в младших классах на уроках окружающего мира. Также он может быть полезен и интересен педагогам дополнительного образования для занятий в объединениях биолого-экологического направления учреждений дополнительного образования.
Цель: продолжать знакомить детей с подводным миром, морскими обитателями, с особенностями их внешнего вида, многообразием.
Задачи: пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять.
Ход занятия
Ребята, 19 февраля экологи отмечают Всемирный день китов. Он считается днём защиты не только китов, но и всех морских существ, обитающих в морях и океанах. А начали отмечать этот день в 1986 году. Международная Китобойная комиссия ввела запрет на китовый промысел. Он действует и сейчас. Это означает, что по всему миру охота на китов, а также торговля китовым мясом запрещены. В России День кита отмечается с 2002 года.Есть слово «кит»,
И в нём громада!
И вот вздымается волна…
Плывёт владыка океана,
Плывёт, как чёрная стена.
Ему здесь ничего не страшно!
Он не боится ничего.
Плывёт нерасторопно, важно,
Не замечая никого!
Кит – это млекопитающее морское животное. Своё современное название, со-звучное во многих языках мира, кит получил от греческого слова kitoc, буквально означающего «морское чудовище». Внешне кит похож на рыбу, но в наше время самое близкое ему животное – это гиппопотам.
Дело в том, что не только киты, но и все представители отряда китообразных (например, дельфины) произошли от сухопутных парнокопытных животных.
Далёкие предки китов были сухопутными животными. Потом они ушли в океан в поисках более доступной и обильной пищи. Сначала предки китов охотились на рыбу на мелководье, а для отдыха возвращались на берег. Но конкуренция вынуждала животных уплывать всё дальше вглубь древнего океана, и возможность вернуться на сушу исчезла.
Существуют разные теории о происхождении китов. Предполагалось, что они произошли от группы наземных млекопитающих, называющихся мезонихии.
Эти существа были похожи на волков, но имели копыта подобно коровам и оленям. Они жили приблизительно 60 миллионов лет назад вокруг древнего моря Тетис, на территории современного Средиземного моря. Они проводили всё больше времени в воде, и их тела начали изменяться. Они стали более обтекаемыми, и у них развились мощные, сглаженные хвосты. Их передние конечности постепенно превращались в плавники, а задние деградировали. Появился толстый слой подкожного жира, а волосяной покров начал исчезать. Для облегчения дыхания с поверхности воды ноздри у них переместились наверх головы и постепенно превратились в дыхала.
Недавние исследования показали, что связующим звеном был род индохиусов, обитавший на территории нынешнего Пакистана.
Со временем предки китов постепенно приспосабливались к жизни в море, заполняя экологическую нишу. Они утратили связь с сушей и приобрели новые адаптационные признаки, утратив черты, характерные для наземных млекопитающих.
Размеры у китообразных наибольшие среди всех млекопитающих. Вес и длина туловища зависит от вида. Например, размер синего кита (самого большого млекопитающего в мире) составляет 33 метра, а весит кит около 150 тонн. При этом маленький карликовый кит весит всего 3-3,5 тонны и имеет размер 4 метра в длину.
В отличие от рыб, киты – животные теплокровные, способные сохранять постоянство температуры тела независимо от окружающей среды. Внушительная жировая прослойка защищает животных от переохлаждения и поддерживает постоянную температуру тела около 35-40 градусов. Киты дышат не жабрами, а легкими.
Когда кит поднимается на поверхность, выдыхаемый из ноздрей (дыхала) воздух гораздо теплее окружающего, благодаря чему образуется фонтан – столб конденсата, который у разных китов отличается формой и высотой. У крупных видов фонтан вырывается с такой мощностью, что издает трубный гул, который слышно за несколько километров.
Киты общаются между собой. Отсутствие голосовых связок не мешает китам разговаривать и издавать особые звуки с помощью эхолокационного аппарата.
Большинство китов довольно медлительны, но при необходимости скорость кита может составлять 20 – 40 км/ч.
Современная классификация подразделяет отряд китообразных на 2 основных подотряда:
беззубые, или усатые киты;
зубатые киты, к которым принадлежат дельфины, касатки, кашалоты…
Киты обитают во всех океанах. Большинство из них – стадные животные и предпочитают жить группами по нескольку десятков и даже тысяч особей.
Большинство китов питаются планктоном, моллюсками, рыбой. И лишь касатка питается не только рыбой, но и ластоногими животными (тюленями, морскими львами, пингвинами), а также другими китами, дельфинами и их детенышами.
Самые любопытные факты из жизни китов
Так как у китов слабое зрение и нет обоняния, слух для них главное чувство, которое помогает ориентироваться под водой, общаться и добывать пищу.
8 месяцев в году киты почти ничего не едят, выживая за счёт накопленного жира. А всё лето питаются практически без остановки, поглощая до 3 тонн пищи в день.
Хвост китов можно сравнить с отпечатками пальцев человека. Разрезы борозды вместе со шрамами и пятнами бурых водорослей создают на хвостах китов неповторимые рисунки.
Киты при необходимости могут не спать три месяца. А если засыпают, то только на малой глубине у самой поверхности воды. Спящий кит очень медленно опускается вниз. Время от времени животное во сне ударяет хвостом и поднимается на поверхность. Потом, вдохнув воздух, медленно погружается до следующего удара хвостом.
Киты дышат кислородом. Синий кит вдыхает и выдыхает от 1 до 4 раз в минуту в спокойном состоянии, но может обойтись без кислорода в течение двух часов. Молодые киты дышат намного чаще взрослых. Во время пребывания под водой дыхало плотно закрыто клапаном.
С давних пор киты имели для человека большое хозяйственное значение. На рисунке 1598 года вы видите разделку туши кашалота.
Кости и сало кита вываривали для получения жира, который шёл на производство маргарина, глицерина, использовался в мыловаренной промышленности.
Спермацет, добываемый из головы кашалотов, входит в состав косметики, в том числе декоративной помады и различных кремов. До изобретения полимеров из китового уса делали корсеты для женских платьев и пружины для мягкой мебели.
Из секрета поджелудочной железы китов производят инсулин и другие лекарственные препараты. Амбра, содержащаяся в кишечнике кашалота, широко используется в парфюмерии как стабилизатор ароматов.
Несмотря на то, что добыча китов запрещена законами многих стран, их уничтожение не прекращается.
Для России эта проблема является особенно актуальной: в морях нашей страны обитают десятки видов китов, дельфинов, тюленей, многие из которых находятся под угрозой исчезновения. В Чукотском автономном округе в рамках аборигенного промысла ежегодно добывается до 140 серых китов. Также в России в рамках аборигенного промысла ежегодно разрешено добывать несколько сотен белух.
Бесконтрольный китобойный промысел неизбежно привел к почти полному исчезновению многих популяций китов. На сегодняшний день большинство видов занесено в Международную Красную книгу, а коммерческая охота на китов запрещена законодательством большинства цивилизованных стран.
В Красную книгу занесены: атлантический белобокий дельфин, Черноморская афалина, морская свинья, нарвал (Единорог), Серый кит, Гренландский (полярный) кит, Горбач, Северный финвал (Сельдяной кит).
Ребята, что вы можете сказать о море. Какое оно? А знаете ли вы, что моря и океаны Земли были освоены морскими млекопитающими задолго до появления людей? Кроме китов, в морях живёт множество самых разнообразных животных. И они не совсем похожи на тех, кто живёт на суше. Давайте, познакомимся с ними поближе!
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть… дельфин.
Дельфины являются одними из самых умных животных. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих.
Он не скачет на просторе
Он живет в соленом море.
Хоть походит на коня,
Но коню он не родня. Морской конёк.
Положение тела у него не такое, как у всех рыб. Тело располагается вертикально и остаётся в этой проекции даже при плавании. А плавает он просто по-королевски – неторопливо, помахивая спинным плавником как веером. А ещё морские коньки умеют петь, они исполняют своеобразные танцы и аккомпанируют себе щёлкающими звуками, темп которых может меняться. Подобно хамелеонам, умеют маскироваться.
Глазастая, зубастая,
Хвостом виляет,
В океане промышляет. Акула.
Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов, они острые, как пила. Они очень прожорливы и подвижны.
Передние – ласты, а задние – лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая. Черепаха.
Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нём прятаться, как сухопутная в своём. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я – … осьминог.
Удивительные головоногое животные. На щупальцах у осьминогов присоски. У осьминога три сердца. Они чаще предпочитают отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника; умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог белого цвета, а в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.
У осьминогов есть ещё одна необычная способность: благодаря отсутствию скелета они могут менять форму. Например, некоторые осьминоги во время охоты распластываются на дне, маскируясь под камбалу.
Плывёт туда, плывёт сюда.
Её не видно иногда.
Она прозрачна, как вода,
Имеет колокол, но он
Звонить не может:
«Динь-динь-дон». Медуза.
Эти студенистые создания бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Оно состоит из обводнённой соединительной ткани. Строение обеспечивает способность к реактивному движению путём сокращения мышц стенки колокола. Тело медузы на 98 % состоит из воды.
На дне моря царит особая атмосфера, его флора и фауна настолько разнообразна, что, наверное, целой жизни не хватит всё увидеть.
Обитатели глубин порой удивляют не только своими способностями, но и красивым (например, рыба мандаринка), а иногда и ужасающим (как удильщик, или морской чёрт)внешним видом.
Безусловно, каждый представитель водной фауны по-своему интересен.
Водная среда, в отличие от суши, практически не исследована человеком. Около 90% морского дна по нынешний день не освоено, но в последние годы полным ходом идёт прогресс в разработке способов покорения океана. Наводные суда выполняют роль первой степени. Можно узнать многое, везя приборы на буксире корабля, собирая различные образцы в ёмкости, поднимая исследовательские материалы со дна океана.
Ребята, океан хранит ещё очень много тайн, которые предстоит открыть. Наше маленькое виртуальное путешествие закончилось. Сейчас мы познакомимся с вашими работами, посвящёнными Дню защиты морских млекопитающих.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час по экологии в начальной школе Экологический праздник в начальной школе с презентацией. Сценарий Конспект внеурочного занятия по экологии для младших школьников. Мир зверей Внеклассное мероприятие по экологии в начальной школе к Международному дню лесаПохожие статьи:
Экологический праздник во 2 классе
Сценарий экологической сказки для начальной школы, 3 класс
Внеурочное занятие по экологическому направлению, 3 класс
← Воспитательное мероприятие для младших школьников «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» | Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы на тему: Международный день белого медведя →
Автор: Любовь Михайловна Дятлова
Опубликовано: 2140 дней назад (12 февраля 2019)
Просмотров: 6673
Рубрика: Конспекты занятий
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|