Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеурочное занятие «Экологическая тропа» в начальной школе

Занятие по экологии для младших школьников. Правила проведения исследований в природе. Экологическая орнитологическая тропа «Здравствуйте, птицы!»

Ожидаемые результаты:

Личностные: мотивация ребенка к познанию; формирование положительного отношения к птицам; развитие потребности бережного отношения к природе.

Метапредметные: умение находить и использовать различные способы поиска информации; овладение навыками проведения наблюдений в природе.

Предметные: овладение начальными сведениями о многообразии птиц родного края, их роли в природе и значении в жизни человека.

Экскурсию (первую) по экологической орнитологической тропе лучше проводить в мае-июне. До экскурсии необходима подготовительная работа: прокладывается маршрут, определяются объекты для изучения, подбирается материал для рассказов, готовится иллюстративный материал. Объекты для изучения - птицы - могут быть разными, в зависимости от местных условий. Для одной экскурсии рекомендуется составить маршрут, на котором можно встретить 6-8 видов птиц. Экскурсию могут проводить и сам учитель, и ребята старшего школьного возраста. Первую экскурсию лучше организовать недалеко от школы, а затем, на последующих экскурсиях, можно прокладывать и более удаленные от школы маршруты. На экскурсию по тропе лучше отправляться небольшими группами, максимально 10-15 человек. Предварительно с учениками проводится инструктаж, связанный с подготовкой к экскурсии (требования к одежде, обуви, наличие головного убора, при необходимости - мазь от комаров). Учащимся рекомендуется иметь с собой блокноты, карандаши, по возможности — фотоаппараты, бинокли. Организаторы тропы обеспечивают группу биноклями, наглядным иллюстративным материалом, справочниками-определителями птиц. Продолжительность экскурсии 40-60 минут. При желании можно организовать несколько троп, различающихся между собой не только видовым составом птиц, но и степенью самостоятельности исследовательской деятельности ребят.

Остановка 1. Что такое экологическая орнитологическая тропа. Правила поведения на тропе.

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по экологической орнитологической тропе. Как вы думаете, что это такое? (Ответы ребят.) «Тропа» значит «дорога», «путешествие». Орнитология - наука, которая изучает птиц. А наше путешествие, связанное со знакомством с птицами, - орнитологическая тропа.

- Кто из вас знает, сколько учеников учится в нашей школе? (Ответы ребят.) А теперь скажите, как можно отличить учеников нашей школы друг от друга, как, например, ваши родители не путают вас с другими детьми? (По имени, фамилии, возрасту, внешнему виду и др.)

- А как разобраться среди множества разных птиц? Они-то чем отличаются друг от друга? (По окраске, размерам, голосу, месту обитания и др.)

- Сегодня мы постараемся познакомить вас с некоторыми видами птиц, которые живут по соседству с нашей школой.

Сначала запомните некоторые правила, которые нужно соблюдать во время экскурсии по орнитологической тропе:

1. Двигаемся за ведущим быстро, плотно, не отстаем, не шумим.

2. Во время остановок внимательно слушаем экскурсовода, запоминаем, что нам рассказывают.

3. Стараемся научиться различать встреченных птиц по внешнему строению, голосу, особым приметам.

4. Своим поведением стараемся не помешать жизни птиц, не спугнуть их с гнезда, не обидеть.

5. На конечной остановке маршрута выполняем контрольные задания, используя информацию, полученную во время экскурсии по тропе.

Остановка 2. Скворцы.

- Кто из вас знает, как зовут эту птицу? (Показывает фото.) А где они живут? В скворечниках, в дуплах деревьев. Скворцы - это очень удивительные птицы. Они - большие путешественники. Два раза в год - весной и осенью - они отправляются в дальние путешествия, как сказали бы в старину, «за тридевять морей». Ученые называют таких птиц перелетными.

Узнать скворца довольно легко - по размерам, окраске и, конечно, по голосу. Кстати, скворцы могут исполнять не только свои собственные песни, но и подражать звукам других животных, например лягушек. А во время войны скворцы даже научились издавать звуки падающих снарядов!

Часто скворцы поселяются в искусственных домиках - скворечниках. Как вы думаете, зачем люди строят домики для этих птиц и развешивают их в своих садах? (Скворцы уничтожают насекомых - вредителей сада.) Поднимите руки, у кого из вас дома есть скворечник в саду или около дома? Получается, что люди и скворцы - друзья, помогают друг другу.

А теперь давайте понаблюдаем за этими птицами. Постарайтесь запомнить особенности их внешнего вида, голос, особенности полета.

Остановка 3. Соловей.

Эту птичку редко кому удается увидеть. Она маленькая, скромно, неприметно окрашенная (показывает фото), но ее легко узнать по голосу. Давайте послушаем. Кто из вас знает, зачем птицы поют свои песни? (Ответы.) Так самцы развлекают самочек, пока они занимаются постройкой гнезда и насиживанием птенцов.

Питаются соловьи жуками, личинками насекомых - гусеницами, то есть это тоже очень полезные для сада птицы. Их тоже смело можно назвать друзьями человека. Соловьи человеку пользу приносят. А как вы думаете, люди могут помочь соловьям? Чем? Гнездышки соловьи строят прямо на земле, поэтому домики для соловьев люди не строят. (Не пугать; оберегать излюбленные места обитания соловьев - заросли кустарников; не шуметь.)

Остановка 4. Стрижи.

Этих птиц можно увидеть в голубом небе и никогда - сидящими на земле. (Показывает фото.) Стрижей можно назвать чемпионами по скорости полета среди птиц. Они стремительно летают. Для этого у них есть очень длинные крылья. В воздухе стрижи кормятся (насекомыми), пьют, и даже говорят, что они могут спать на лету. Из-за длинных крыльев стрижи не могут взлететь с земли, поэтому они и гнездятся высоко над землей - в щелях на обрывистых берегах рек, дуплах деревьев, под карнизами и крышами домов. Свое название стрижи получили из-за звуков, которые они издают при полете, - «стрржжи». Птицы перелетные, прилетают к нам в числе самых последних птиц. Говорят, если стрижи прилетели, значит, начинается лето.

А теперь давайте понаблюдаем этих птиц, постараемся запомнить, как они выглядят в полете.

Остановка 5. Кукушка.

Название этой птицы также связано со звуками, которые она издает, кукует. (Показывает фото.) Увидеть ее удается не всем, а вот слышать - пожалуй, очень многим. Да и песня у нее очень характерная, не спутаешь с другими птицами.

Кукушка - птица перелетная, прилетает к нам одной из первых - еще в апреле. Селится часто на опушках лесов, иногда на окраине населенных пунктов.

Кукушка известна тем, что частенько подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. При этом она использует 2 способа - или снесет свое яйцо в чужом гнезде, или снесет яйцо прямо на земле, а потом осторожно берет его в клюв и переносит в дупло, где уже есть кладка яиц другой птицы.

Но подбрасывают свои яйца в гнезда других птиц не все виды кукушек, некоторые сами добросовестно их насиживают и заботятся о своих птенчиках.

Кукушки - очень полезные для леса птицы, так как они питаются вредными насекомыми, особенно волосатыми гусеницами, которых не трогают другие пиццы.

Остановка 6. Воробей.

Воробей - это самая распространенная птица в Европе. Ученые подсчитали, что на Земле живет около миллиарда воробьев. Это примерно по одному воробью на шестерых человек. А еще у воробьев особое строение глаза - они все видят в розовом цвете, совсем не любят синий цвет и боятся блестящих и сверкающих полосок! В шее у обыкновенного воробья позвонков в два раза больше, чем у жирафа. Как вы думаете, зачем? (Для подвижности головы.)

Рядом с нами живут два вида воробьев: домовой воробей и полевой воробей. В названии птиц всегда имеются два слова — как у людей есть имя и фамилия. Посмотрите (показывает фото), как мало они отличаются между собой. Предлагаю вам найти признаки сходства и различия между ними. Делимся на две команды, одна называет, в чем между ними сходство, а другая - в чем отличия.

Сходство: размеры, повадки, общий окрас тела, чириканье.

Различия: у домового воробья на голове «шапочка» серая, а у полевого - коричневая, у полевого воробья на щеке черное пятнышко.

Питаются воробьи и семенами растений, и насекомыми, тем самым помогая человеку бороться с вредными насекомыми и сорняками.

А теперь посмотрите внимательно, какой вид воробьев перед нами - домовой или полевой?

Остановка 7. Пеночка-теньковка.

Среди ветвей деревьев трудно заметить небольших птичек (показывает фото) серовато-оливкового цвета, которые по размеру меньше воробья. Это пеночки. Но об их присутствии мы можем догадаться по пению. Причем у каждой птички характер песенки свой. Часто птичек и называют по особенностям их песни. Сейчас мы слышим голос пеночки-теньковки. Излюбленное место для пения у самцов — верхушки веточек. А где любят петь самочки, как вы думаете? (Самочки не поют.) Ее песня - характерное «тень-тюнь-тень-тинь». Еще у нас встречаются пе- ночки-веснички, пеночки-трещотки и другие. Птичка перелетная. Пеночка — это чисто лесная птичка. Предпочитает лесные опушки. Питается исключительно насекомыми. Свое гнездышко из сухих травинок устраивает на земле или недалеко от земли. Давайте послушаем песенку и постараемся ее запомнить.

Остановка 8. Сорока.

Сороку трудно перепутать с другими птицами, она довольно крупная, с характерной черно-белой окраской, длинным хвостом. Хотя она является близким родственником других врановых птиц: ворон, галок, грачей. Полет довольно тяжелый, медленный, но благодаря длинному хвосту может совершать в воздухе ловкие маневры, даже в густой чаще леса.

Сороки живут рядом с нами круглый год. По характеру это бойкая, вороватая, задорная птица, недаром в народе ее прозвали «сорока-воровка».

Питание ее очень разнообразно, с преобладанием насекомых, а в годы, когда резко возрастает численность мышей, переключается на питание грызунами. Может разорять гнезда других птиц, хотя это случается не часто.

Свое гнездо устраивает в чаще. Оно имеет шарообразную форму, построено из крупных сухих веток. К гнезду летает скрытно, не привлекая внимания.

Остановка 9. Большая синица.

Самая известная вам синица называется «большая», но на самом деле синиц у нас много, и по размеру они не очень сильно отличаются друг от друга. Посмотрите, какие они разные: московка, гаичка, длиннохвостая синица, лазоревка и другие. Песенки синичек немного похожи друг на друга: «Ци-ци-фи, ци- фи...» Синички - птицы насекомоядные, а значит, они являются регуляторами численности многих насекомых, в том числе и вредителей леса. Живут синички у нас круглый год, зимой частенько встречаются вблизи человека. Как вы думаете, почему? (Не хватает корма.) Как мы с вами можем помочь птицам? (Ответы учащихся.)

Остановка 10. Контроль.

Организуется индивидуальная, фронтальная или групповая работа. Для поощрения участников используются жетоны, или ребята отвечают письменно и подсчитывается количество набранных баллов. Каждый участник тропы получает «Свидетельство участника экологической орнитологической тропы».

- Какие птицы прилетают к нам самыми первыми? (Кукушки.)

- Какие птицы могут подражать звукам других животных? (Скворцы.)

- Какие птицы быстрее всех летают? (Стрижи.)

- Про какую птицу говорят, что ее баснями не кормят? (Про соловья.)

- Какие названия воробьев вы запомнили? (Полевой и домовой.)

- Названия каких птиц связаны с особенностями звуков, которые они издают? (Кукушка, пеночка-тенъковка, стрижи.)

- Какие птицы живут у нас круглый год? (Синицы, воробьи, сороки.)

- Каково значение птиц в природе и жизни человека?

- Как люди могут помогать птицам?

- Решите кроссворд «Птицы». Впишите в каждую клеточку буквы так, чтобы получилось название птицы.

Кроссворд «Птицы»

- Как называется наука о птицах? (Орнитология.)

В случае групповой работы командам можно раздать заранее подготовленные карточки-буквы, из которых участники должны составить слово. Победит команда, которая быстрее составит слово.

Похожие статьи:

Сценарий экологической сказки для начальной школы, 3 класс

Беседа путешествие в начальной школе

Внеурочное занятие по экологическому направлению, 3 класс

Беседа по географии в начальной школе

Экологический праздник во 2 классе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!