Беседа по географии в начальной школе
Беседа-практикум для младших школьников «Земной шар на столе»
Цели и задачи: знакомство с историей появления и использования глобуса и географических карт; развитие мотивации обучения, логического мышления и умения решать простейшие логические задачи.
Оборудование: настольные глобусы, различные виды физических карт, атласы.
Педагог рассказывает детям о глобусе.
Учитель. А в давние времена люди путешествовали мало: не было современного транспорта, более того, они даже не знали, куда направляться. Наши далекие предки мало знали о планете Земля, на которой мы с вами живем. Со временем они научились строить сначала небольшие лодки, а затем суда, на которых можно было отправляться в далекие странствия по морям и океанам. Странствия эти продолжались много дней и ночей. Как же мореплаватели не сбивались с пути? Что помогало им в путешествиях? (Ответы-предположения детей.)
В те далекие времена, о которых я вам рассказываю, мореплаватели ориентировались по звездам. Но звезды появляются только ночью и только при хорошей погоде. В светлое время суток и в непогоду путешественникам помогал глобус. Ни одно судно не отправлялось в плавание без глобуса. Что такое глобус, вы знаете? (Ответы детей. Педагог демонстрирует глобус; дети рассматривают его.) Посмотрите — это глобус нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о нашей планете. Например, какой формы Земля? Есть ли на ней суша? Много ли на нашей планете воды?
В мире есть очень интересные глобусы. Самый большой из них был сделан во Франции. Внутри него могла бы уместиться вся наша группа (диаметр глобуса — 13 метров). Этот глобус очень тяжелый, весит столько же, сколько современный автобус. В нашей стране тоже есть удивительные глобусы. Один из них находится в Санкт-Петербурге. Диаметр глобуса — 3 метра; его вывез из Германии Петр Первый; на его наружной поверхности — карта Земли, а на внутренней — звездного неба. Еще один большой глобус можно увидеть в Москве, на площадке перед планетарием.
В наше время делают самые разнообразные глобусы. Один из них — перед вами. А сейчас я покажу вам место, где мы живем (показ). В этом году мы с вами еще многое узнаем о нашей планете: и в этом нам поможет глобус.
Педагог показывает физическую карту мира.
Учитель. Это карта мира. Люди начали создавать карты очень давно, и карты эти были разными. Так, жители одного из южных островов плели карты из высушенных листьев, а поселки, реки, горы, морские пути обозначали ракушками, которые крепили к плетеной основе. Они очень дорожили своими картами, никогда не брали их с собой в морские странствия, чтобы не потерять и не повредить во время шторма. Островитяне, перед тем как отправиться в путь, запоминали карту. Сейчас карты наносят на бумагу.
Люди не сразу создали карту мира, потому что в давние времена они плохо знали планету, на которой жили. На это ушли многие-многие годы.
Карта — это изображение, рисунок, на котором с наибольшей точностью представлены все особенности местности: земли, страны, города.
Практическая работа с глобусом и картой
Если есть возможность, то учитель расставляет на каждый стол перед учениками небольшие глобусы и атласы, если нет, то он проводит небольшую практическую работу с детьми у классной доски:
➢ показывает на глобусе материки и дает их названия: затем предлагает детям найти этот материк на карте и повторить его название (аналогичные задания: найти и назвать крупные реки, горы, моря и т. д.);
➢ педагог и дети находят на карте (на глобусе) место своего проживания; определяют его характерные особенности: реки, горы, леса, озера и т. д. (педагог обязательно дает их точные названия.)
Похожие статьи:
Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов
Конспект внеклассного занятия на тему Осень, 1 класс
Экологические игры для младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!