Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов
Игровое занятие для младших школьников на тему: «Птицы»
Цель: воспитывать экологическую культуру школьников, желание работать с энциклопедиями, справочниками, расширять знания детей о птицах, условиях их обитания.
Оборудование: картины о птицах, выставка книг на тему: «Что читать о птицах?»
Учитель рассказывает о птицах.
Учитель. Удивительные творения природы — птицы — радуют нас и своей подвижностью, и голосом, и обликом.
Они поистине эталон прекрасного на земле. Недаром люди всегда проявляли заботу о пернатых друзьях.
Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают они нас?
Конечно же, самое главное: птицы летают, и у каждой свой стиль в полете. Орлы и некоторые крупные морские птицы подолгу плавно парят, порой пролетая за день более 15 км. Серые журавли могут подниматься на высоту 9 км, а горные гуси взмывают над облаками, оставляя внизу заснеженные шапки горных вершин Памира. Стрижи и жаворонки не только неутомимы в полете, но при этом еще постоянно поют.
У птиц необычно острое зрение, ведь им надо с огромной высоты разглядеть добычу.
Едва ли найдутся в животном мире (за исключением, пожалуй, рыб) другие существа, столь же причудливо окрашенные, как птицы: взять хотя бы попугаев или наших щеглов.
И наконец — птицы поют. Чиж дарит нам незатейливую песенку, очень нежную. Очаровывают и завораживают удивительные трели соловья: нежные мелодичные фразы сменяются то резким свистом, то щелканьем.
На одном уроке трудно рассказать обо всех птицах, об этом вы узнаете в свободное время. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из тех, что живут в России.
Ученики выступают с заранее подготовленными сообщениями.
Первый ученик. Я расскажу вам об аисте. Эти теплолюбивые птицы стали довольно редкими, но пока еще встречаются на Украине и в Белоруссии. А в России их чаще всего можно увидеть в Псковской, Смоленской, Калужской и Орловской областях, где эти замечательные птицы гнездятся.
В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на котором он поселился. Но что удивительно, стоит аисту отлететь на свое любимое озеро, как вы его не узнаете. Из мирно сидящей на крыше дома птицы он превращается в настоящего хищника, жадно хватающего клювом все живое: разных червяков, личинок, улиток, лягушек. Недавно ученые сделали одно удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на ходу — то есть на лету (при дальних перелетах в стае).
Второй ученик. Я расскажу вам о неприметном воробышке. У наших воробьев имеется много интересных особенностей. Приглядитесь, например, как они взлетают при появлении опасности — это похоже на своеобразный взрыв, после которого птицы «рассыпаются» в разные стороны множеством «осколков». А характер! Живя всю жизнь бок о бок с человеком, воробьи сумели остаться гордыми и независимыми. Они не станут, как доверчивые синицы, брать у вас корм из рук. А посаженный в клетку воробей будет биться в ней до тех пор, пока человек не поймет, что приручать этих птиц бесполезно, и не выпустит его обратно на волю. Воробьи — смелые бойцы. Часто можно видеть, как стая этих птиц отгоняет ворону или голубя от лакомого кусочка.
Третий ученик. Я расскажу вам о дроздах. «Вы слыхали, как поют дрозды?» — вспоминаются слова из песни. Да, они действительно замечательные певцы, обладающие громким мелодичным голосом.
Всемирно признанный лучшим певцом соловей дроздам родственник — они относятся к одному семейству — дроздовых. Особенно хорошо поют соловьи, когда цветет сирень. Трели соловья слышны на расстоянии нескольких сотен метров. Удивительный и незабываемый концерт!.. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства не до пения — надо помогать самке кормить детенышей. Неплохо поют и маленькие птички семейства дроздовых — зарянка (малиновка), горихвостка.
Четвертый ученик. Мой рассказ о дятле. В строении дятла много необычного. Во-первых, голова с шеей — как на шарнирах. Во-вторых, твердый клюв по форме напоминает долото. В третьих— лапки: короткие, два пальца вперед, два назад. Так можно надежно уцепиться за кору. Помогает в этом и хвост: его перья, очень твердые и упругие, используются как опора. Необычен и язык: липкий, длинный, очень подвижный, да еще и с зубчиками-крючками на конце. Таким языком из любой щели достанешь без труда муравья, жука, личинку. Зимой дятлы питаются семенами шишек.
Пятый ученик. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка. Внешность жаворонка очень скромная, светло-песочного цвета с темными пестрянками. В книге очерков о Русских птицах наблюдатель природы Дмитрий Кайгородов удивительно точно описывает песню жаворонка: «И вдруг все переменилось вокруг. Словно стали это и не те поля, и не те деревья. Были будни, и стал праздник, на сердце повеселело, и будто спешишь домой».
Шестой ученик. Я расскажу о журавлях. Интересно наблюдать за летящими журавлями. Выстроившиеся в ряд птицы то сбиваются в кучу, то снова вытягиваются в строгий клин, то вдруг разбиваются на два клина, то вновь сливаются вместе. А знаете, почему птицы летают клином? Почему меняются? Это из физики: клином легче «разрезать» воздух, преодолевать его сопротивление. Первой птице приходится тяжелее всех, она быстро устает, а значит, ее часто сменяют. Последней лететь легче, поэтому в хвосте летят слабые. В средней полосе России самый известный и многочисленный — серый журавль. Встретить его можно у болот, озер — здесь птица отыскивает всякую водную живность, важно шагая по берегу или заходя в воду. Осенью на полях можно увидеть большие стаи журавлей — так называемые предотлетные скопления. Эти скопления могут насчитывать несколько сотен и даже тысяч птиц, которые держатся в одном районе, кормятся, тренируют молодых, набираются сил перед дальней дорогой на юг.
Седьмой ученик. Очень часто мы видим ласточек-береговушек. Но не все, наверное, знают, что ласточка в жестком глиняном берегу выкапывает нору длиной до 60 сантиметров. И пьют, и едят быстрые ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки, на землю ласточки садятся только за строительным материалом для гнезд: илом, глиной.
Восьмой ученик. Я расскажу вам о перепелах. Вечерами из густой травы на лугу или с поля доносится громкое: «Спать пора! Спать пора!». Это перекликаются перепела — маленькие, коричневые, под цвет сухой травы, птицы. Питаются перепела насекомыми, разными зернами, которые находят в поле. Эту птицу в свое время держали в клетках во многих домах: сидящий в клетке перепел или перепелка создавали особый уют своим несуетливым поведением. Ну, а сегодня картина изменилась: перепелов скорее увидишь на перепелиной ферме, где их разводят. Яйца этих птиц полезнее, чем куриные.
Девятый ученик. У скворцов нет своей песни. Но все они прекрасные звукоподражатели. Скворец то зябликом запоет, а то и кошкой замяукает. А живущие в клетке скворцы легко привыкают к хозяевам и заучивают человеческие слова и фразы, как попугаи.
Учитель. А кто знает, как птицы догадываются, куда лететь на зиму? Да, это действительно загадка природы: в результате опытов выяснилось, что, кроме врожденного чувства направления, птицы способны ориентироваться. Летящие днем — по горам, рекам, морям, крупным городам. Летящие ночью — по звездам, луне.
Проводится викторина «Знатоки птиц».
Вопросы
1. У какой птицы мешок под клювом? (У пеликана)
2. Кто летает быстрее: пингвин или птица-киви? (Обе эти птицы не летают.)
3. Самая большая из всех хищных птиц? (Гриф)
4. Некоторые грифы могут охотиться на крупную добычу. Почему белоспинный гриф не может охотиться и питается только падалью? (У белоспинного грифа слабый клюв, и он не может прокусить кожу животного.)
5. У какой птицы самые густые перья и почему? (У императорского пингвина, чтобы не мерзнуть на морозе.)
6. Самая крупная птица в мире? (Африканский страус.)
7. У какой птицы самый большой размах крыльев? (У альбатроса)
8. Любимое лакомство глухарей? (Хвоя)
9. Чем отличается журавлиный клин от утиного косяка? (Косяк напоминает острый угол с равными лучами, а у клина один луч длинный, а другой короткий.)
10. Что делает страус при приближении опасности? (Припадает к земле и вытягивает шею вдоль туловища, прячет голову в песок.)
11. Назовите самую маленькую птицу. (Колибри)
12. Какая птица обладает самыми длинными шеей и ногами относительно размеров туловища? (Фламинго)
13. Какая птица подкидывает свои яйца в гнезда другим птицам? (Кукушка)
14. Все ли птицы летают? (Не летают страус, киви, пингвин.)
15. Какими способами передвижения обладают птицы? (Они летают, ходят, бегают, плавают, прыгают.)
Учитель. Знатоки книг познакомят вас с литературой, которую нужно прочитать, чтобы побольше узнать о птицах.
Список книг
1. Беме Р. Жизнь птиц у нас дома. — М.: Лесная промышленность, 1986.
2. Дмитриев Ю. Соседи по планете. Птицы. — М.: Олимп, 1997.
3. Штейнбах М. Как птицы строят гнезда. — М.: Астрель, 1997.
Учитель. Что нового вы узнали о птицах? О чем еще хотели бы узнать?
Подведение итогов.
Домашнее задание: узнать о птицах, которые живут на севере, подготовить доклады.
Похожие статьи:
Урок КВН по окружающему миру, 3 класс
Беседа по географии в начальной школе
Экологические игры для младших школьников
Надежда Александровна Юнг
|
||
|