Классный час на экологическую тематику для младших школьников
Беседа — заочное космическое путешествие «Путешествие вокруг солнца»
Цели и задачи: знакомство с планетами Солнечной системы — Юпитером, Сатурном и звездой Солнцем; развитие интереса к астрономии, образного и абстрактного мышления младших школьников и мотивации учения.
Оборудование: иллюстрации планет Солнечной системы — Юпитера, Сатурна и звезды Солнца, макет или картинка Солнечной системы, глобус, флажок, настольная лампа, схема движения Солнца по небосводу.
Если был проведен предыдущий классный час, то учитель начинает классный час с диалога.
- На какие планеты мы с вами летали? (Меркурий, Венера, Марс.)
- Хотите полететь на другие, более дальние планеты? (Да)
- Посмотрите на схему Солнечной системы. Как называются эти планеты? (Юпитер, Сатурн.)
- Значит, летим на Юпитер? До него добираться долго. Надо запастись питанием. Я приготовила космическую пишу. Вот разные тюбики. Что на них написано? (Борщ, сок, кофе, мясо.) Будем брать с собой ложки, тарелки, вилки? (Нет) Почему? (Они не понадобятся: в невесомости ими пользоваться невозможно, улетят.)
- Приготовили скафандры и шлемы. Пристегните ремни! Объявляю пятиминутную готовность. Пять, четыре, три, два, один... Старт! Наконец преодолели земное притяжение. Вышли в космос. Ой, тюбик полетел... почему? (Ответы детей.)
- Почему все кресла, бинокли, компьютеры, ручки, бумага и другие предметы в корабле укреплены? (Чтобы не летали по кабине.)
- Представьте: книга высоко укреплена, а ее надо достать. Что делать? (Плавно оттолкнуться и взлететь.) В условиях невесомости можно летать!
- Пока мы разговаривали, наш космический корабль подлетел к Юпитеру. Посмотрите, какие разноцветные облака над Юпитером: белые, красные, голубые (показывает картинку Юпитера). С нами на связи космонавт, изучавший эту планету.
С докладом о Юпитере выступает один из учеников.
Беседа-практикум «Где ночует Солнце?»
Учитель. Целый день Солнце освещает и обогревает землю, а к вечеру, описав дугу на небосводе, спускается все ниже и, наконец, скрывается из виду. Небо темнеет, появляются звезды — наступает ночь (показывает схему движения Солнца). И вы, ложась спать, наверное, не раз задумывались, где ночует Солнце. Куда оно прячется на ночь? (Ответы детей.)
Правильно, никуда! Дело в том, что (берет глобус и вращает его) Земля безостановочно вращается вокруг самой себя и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой. На той стороне, которую Солнце освещает, — день, на противоположной — ночь. Наша планета Земля все время в движении, а мы ничего не чувствуем, ничего не замечаем. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Приходилось ли вам ехать в поезде или на теплоходе? Вспомните, вам казалось, что двигаетесь не вы, а то, что находится за окном: поля, леса, дом, люди. И только по стуку колес, по качке можно догадаться, что это вы находитесь в движении. Так и в случае с Землей: вращается наша планета и все, что на ней находится: горы, моря, леса, города и люди. Они тоже вращаются вместе с Землей. Но движение это заметить трудно еще потому, что Земля вращается вокруг своей оси, причем делает это бесшумно и медленно: за сутки — один оборот вокруг своей оси. А людям кажется, что планета стоит на месте, а по небу движется Солнце: восходит утром, поднимается на небосвод, а вечером опускается за горизонт.
Чтобы вы поняли, как день и ночь сменяют друг друга, предлагаю такой опыт. Вот настольная лампа — это Солнце. А вот модель нашей Земли — глобус. Давайте булавкой отметим то место, где мы живем. Вот тут. (Начинает вращать глобус.) Итак, сейчас Россия освещена — у нас день: посмотрите. А где темно, где люди сейчас ложатся спать? (В Америке.) Глобус поворачивается — Россия скрывается в тени, наступила ночь. Но Земля вращается не только вокруг своей оси, но и вокруг Солнца. Причем идет по своему пути. Как называется этот путь? (Орбита)
Этот путь она проходит за год. Сейчас у нас зима, потому что часть Земли, где находится Россия, «отвернулась» от Солнца. Зато в другом месте — лето. Где? (В Австралии, Южной Америке.) А потом она повернется к Солнцу, и у нас сначала наступит весна, а потом лето. Смотрите, вокруг настольной лампы я начерчу на полу круг — это орбита — и медленно пронесу глобус по этому пути, а вы будете говорить, где наступает лето, а где зима.
Подведение итогов игрового занятия.
После завершения практической работы с глобусом учитель в краткой беседе закрепляет знания детей о планетах Солнечной системы.
Похожие статьи:
Экологические игры для младших школьников
Конспект внеклассного занятия на тему Осень, 1 класс
Урок КВН по окружающему миру, 3 класс
Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов
Внеклассное мероприятие по экологии, 2 класс. Сценарий