Конспект внеурочного занятия по экологии для младших школьников. Мир зверей
Конспект занятия «Бегом по миру зверей» объединения по интересам «Занимательная биология»
(Занятие-игра)Описание. Материал представляет собой конспект занятия-игры по изучению видового состава зверей Республики Беларусь. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО "Слуцкий эколого-биологический центр учащихся", г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: закрепление представления учащихся о млекопитающих Республики Беларусь.
Задачи занятия:
- систематизировать и обогатить имеющиеся у учащихся знания о млекопитающих;
- способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти учащихся;
- закрепить навыки работы учащихся в группах, парах и индивидуально;
- способствовать воспитанию бережного отношения к млекопитающим Беларуси и окружающему миру.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Оборудование и материалы: литература по теме, иллюстрации млекопитающих, бумага, ручки, карандаши, кроссворды «Рукокрылые» и «Парнокопытные», карточки для игр «Правда — ложь», «Я знаю», «Ёж и крот», надписи «Правда» и «Ложь», загадки о грызунах, мяч, 2 стакана, вода.
Ход занятия
I. Организационный этап.Приветствие. Проверка готовности к занятию. Формулировка темы и цели занятия.
II. Ориентировочно-мотивационный этап.
Педагог обращает внимание учащихся на то, что на предыдущем занятии они познакомились с группой животных, которая называется млекопитающие или звери, с особенностями их внешнего вида, отличиями от других групп, а также с некоторыми её представителями.
Далее педагог предлагает учащимся рассмотреть понятие «млекопитающие», используя технологию С. С. Кашлева «Алфавит».
III. Операционно-познавательный этап.
Рассказ педагога о группах млекопитающих Млекопитающие Беларуси — это около 77 видов животных, относящихся к 6 группам: насекомоядные, рукокрылые, хищные, зайцеобразные, грызуны, парнокопытные.
Педагог предлагает в игровой форме познакомиться с представителями этих групп.
На доске записываются названия групп млекопитающих, а в ходе занятия дописываются представители каждой группы и демонстрируются иллюстрации.
Группы зверей: Рукокрылые, Хищные, Зайцеобразные, Насекомоядные, Парнокопытные, Грызуны.
1. Рукокрылые — 18 видов.
Мини-рассказ. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. Кто это? (Летучая мышь.)
Рукокрылые или летучие мыши ведут ночной образ жизни, а днём отдыхают, спрятавшись в кронах деревьев, в пещерах или в нежилых постройках. Рукокрылые Беларуси питаются насекомыми и некоторыми другими беспозвоночными. Спят, повиснув вниз головой, держась задними лапками за ветку или выступ. Некоторые из них зимой впадают в спячку, другие улетают туда, где тепло и есть пища. Например, рыжая вечерница совершает перелёт до 2347 км. Из 18 видов летучих мышей 6 видов занесены в Красную книгу Беларуси. Летучие мыши ориентируются в темноте и отыскивают добычу благодаря хорошему слуху.
Игра «Летучая мышь»
Цель: продемонстрировать, как рукокрылые ориентируются в пространстве (опираясь на слух, угадать звуки и определить, в какой они стороне).
Материалы: 2 стакана, вода, карандаш, лист бумаги.
Ход игры
С закрытыми глазами угадать звуки и определить, откуда они исходят. Звуки: шелест бумаги, переливание воды, стук карандаша о стол, хлопок в ладоши и др. Двое-трое учащихся пробуют себя в качестве «летучих мышей» и делятся впечатлениями.
Кроссворд «Рукокрылые»
Необходимо вписать названия рукокрылых в кроссворд и получить ещё один вид.
Виды рукокрылых: ушан, подковонос, ночница, кожанок, нетопырь.
Ответ: кожан.
На доске записываются виды рукокрылых.
2. Зайцеобразные – 2 вида.
У нас обитает 2 вида зайцев: беляк и русак.
Виды записываются на доске.
Они в чём-то похожи, а в чём-то имеют различия. Мы познакомимся с этими видами благодаря игре «Правда–ложь».
Игра «Правда–ложь»
Правила: на одной стене комнаты висит надпись «Правда», а на второй — «Ложь». Педагог произносит утверждение, а ребята определяют, правда, это или ложь, и подбегают к соответствующей надписи.
Утверждения:
1. Заяц-русак живёт в лесу (ложь).
2. Заяц-беляк зимой белый (правда).
3. Русак крупнее беляка (правда).
4. Беляк живёт в лесу (правда).
5. Русак зимой белый (ложь).
6. Беляк бегает быстрее русака (ложь).
7. Русак живёт на лугу (правда).
8. Зимой у беляка кончики ушей чёрные (правда).
9. Русак меньше беляка (ложь).
10. Зайцы — хищники (ложь).
11. Зайцы питаются травой и ветками деревьев и кустарников (правда).
3. Парнокопытные — 5 видов.
Мини-рассказ. Всех парнокопытных объединяет схожее строение конечностей: у них парное число пальцев на передних и задних ногах, каждый палец заканчивается копытом. Пищей им служат растения (растительноядные). Некоторые поглощают пищу торопливо, постоянно ожидая хищников. Потом в укромном месте они отрыгивают её небольшими порциями и тщательно пережёвывают. Этих парнокопытных называют жвачными. Другая группа парнокопытных прожёвывает еду сразу, её представителей называют нежвачными. Рога есть только у жвачных животных. Из 5 видов парнокопытных Беларуси в Красную книгу занесён зубр.
Кроссворд «Парнокопытные»
Необходимо найти и прочитать названия парнокопытных, обитающих в Беларуси. Ребята выполняют задания в парах. Кто первый выполнил, тот победил.
(Ответ: лось, кабан, косуля, олень, зубр.)
Какое из этих животных самое крупное? (зубр)
Кто из нежвачных парнокопытных обитает у нас? (кабан)
Виды парнокопытных записываются на доске.
4. Хищные — 15 видов.
Мини-рассказ. Хищники — это животные, которые охотятся на других животных и питаются их мясом. У них всё предназначено для охоты: тонкий нюх, чтобы почуять жертву, тонкий слух, чтобы уловить малейшие шорохи, острые зубы и когти, чтобы вцепиться в добычу. Хищники являются санитарами, уничтожая, прежде всего больных, ослабленных животных, а также регуляторами численности копытных, грызунов и др.
Игра «Портретная галерея»
Правила: иллюстрации животных (волка, медведя, лисы, рыси, барсука, выдры) располагают на столе вниз рисунком. Ребята делятся на пары. По очереди выходят и выбирают иллюстрацию, не показывая её. Рассказывают о том, кто изображён, своему партнёру, не называя. Тот должен угадать. Например: это хищник, питается оленями, живёт в логове, серой окраски, образует стаи (волк).
Виды хищников записываются на доске.
5. Насекомоядные — 12 видов.
Мини-рассказ. Все насекомоядные имеют ряд общих признаков: основная пища — насекомые, маленький размер, удлинённый нос, хорошее обоняние, плохое зрение. В Беларуси обитает несколько видов бурозубок, белозубок, кутор, а также ёж и крот.
Виды насекомоядных записываются на доске.
Игра «Ёж и крот»
Правила: учащиеся делятся на две команды и получают наборы карточек. На карточках даны высказывания, характеризующие ежа или крота. Необходимо их рассортировать в две стопки. Чья команда выполнила задание быстрее, та победила.
Высказывания:
У меня есть колючки (ёж).
Я очень плохо вижу (крот).
Я могу съесть змею (ёж).
Я живу под землёй (крот).
Я зимой сплю (ёж).
Я лакомлюсь дождевыми червями (крот).
Я делаю запасы на зиму (крот).
Я люблю украшать себя, например, яблоком (ёж).
6. Грызуны — 25 видов.
Конкурс «Угадай-ка»Предлагается разгадать загадки.
1. Устелет мхом она дупло,
Зимою будет там тепло!
Натащит вдоволь для детишек
Орехов, желудей и шишек
И нагрызёт их мелко-мелко
Заботливая мама… (Белка).
2. Позапасливей всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка. (Хомяк.)
3. Ветки носят, глину роют.
На реке плотину строят.
У плотины там и тут
В круглых домиках живут. (Бобры.)
4. Зубы точит,
В полу дверь сделать хочет. (Мышь.)
5. Этот зверь побольше мыши
Всё грызёт вокруг себя.
Осторожен, несомненно
И опасен иногда. (Крыса.)
Отгадки записываются на доске.
Затем педагог спрашивает ребят, что общего между этими зверями.
Мини-рассказ.
Грызуны, как никто другой, приспосабливаются к самым различным условиям обитания. Большинство питаются травами, плодами и семенами растений, корнями и даже древесиной. Численность грызунов сильно колеблется из года в год, в зависимости от погодных условий, наличия хищников и борьбы человека с грызунами (мышами и крысами). Причина — в большой плодовитости большинства видов. Кроме белки, бобра, хомяка, мышей и крыс в Беларуси ещё обитают полёвки, сони и суслик. 6 видов грызунов занесены в Красную книгу.
Виды грызунов записываются на доске.
Перемена (10 мин)
Предлагается для желающих игра «Кто как ходит?» Ребятам показывают «походки» различных зверей.IV. Операционно-познавательный этап.
Игра «Я знаю» Цель: закрепить знания учащихся о видовом составе млекопитающих Беларуси, пополнить словарный запас.
Материалы: мяч, карточки.
Ход игры
Игроки становятся в круг и получают карточки с названиями групп: парнокопытные, грызуны, хищники, насекомоядные, рукокрылые, зайцеобразные. Ударяя мячом о землю, игрок произносит слова: «Я знаю пять видов рукокрылых: кожан — 1, вечерница — 2, ночница — 3, кожанок — 4, ушан — 5. А ты?». Затем передаёт мяч следующему игроку (исключение — зайцеобразные — 2 вида). Побеждает игрок, который ни разу не сбился.
Игра «Хищники и парнокопытные»
Цель: закрепить и расширить знания ребят о хищных и парнокопытных млекопитающих.
Материалы: литература, бумага, ручки.
Ход игры
Ребята делятся на две команды. Команда «Хищники» составляет 5 вопросов о хищниках Беларуси, а команда «Парнокопытные» — 5 вопросов о парнокопытных Беларуси. После этого они по очереди задают вопросы друг другу. Если команда ответила на вопрос, ей засчитывается балл, если нет, то балл засчитывается команде, задававшей вопрос.
1-я команда
Какой хищный зверь любит малину? (Медведь.)
Какие хищники собираются в стаи? (Волки.)
Какой хищник хорошо плавает? (Выдра.)
Какие хищники спят зимой? (Барсук, медведь.)
У какого хищника кисточки на ушах? (Рыси.)
2-я команда
Какой парнокопытный любит жёлуди? (Кабан.)
Назовите самого крупного оленя в мире. (Лось.)
Кого из парнокопытных называют благородным? (Оленя.)
Назовите самого маленького оленя в Беларуси. (Косуля.)
Кого из парнокопытных можно встретить в Красной книге? (Зубра.)
V. Контрольно-коррекционный этап.
Игра «Угадай, какой ты зверь?»Цель: закрепить знания учащихся об особенностях внешнего вида, повадках зверей, принадлежности их к той или иной группе.
Материалы: картинки с изображением зверей, булавки.
Ход игры
Педагог прикрепляет (по очереди) на спину учащемуся картинку с изображением животного. Затем показывает остальным детям, в кого он «превратился». «Зверь» задаёт вопросы, пытаясь узнать и отгадать, кто он.
Условие игры: отвечать на вопросы «Да» или «Нет».
VI. Рефлексия.
Ребятам предлагается продолжить фразу: «Если бы я был (а) зверем, то я бы был(а) …» и объяснить почему.
Список использованных источников
1. Кашлев, С. С. Педагогические условия развития экономической культуры учащихся: пособие для педагогов / С. С. Кашлев. — Минск, 2001.2. Клевец, И. Р. Уроки биологии с использованием методов интерактивного обучения : метод. пособие для учителей сред.
общеобразоват. шк. / из опыта работы учителей биологии / Клевец И. Р., Жданович Е. В. — Минск : В.И.З.А. ГРУПП, 2010.
3. Курсков, А. Н. Живые радары? / А. Н. Курсков. — Минск: Беларусь, 2008.
4. Звери : попул. энцикл. справ./ под ред. П. Козло. — Минск: БелЭН, 2003.
5. Красная книга Республики Беларусь: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая кругосветка в начальной школе. Сценарий Рассказы для учащихся начальной школы. Берегите природу Экологический семейный проект в начальной школе с презентацией Экологический проект с презентацией, 1 класс. Красная книга Тверской областиПохожие статьи:
Внеклассное мероприятие по экологии, 2 класс. Сценарий
Экологические игры для младших школьников
Конспект внеклассного занятия на тему Осень, 1 класс
← Конспект занятия по экологии в экологическом центре дополнительного образования | Экологический турнир для школьников 5-8 класса на тему: Животные →
Опубликовано: 2832 дня назад (22 февраля 2017)
Просмотров: 8528
|
+67↑ Голосов: 67 |
Комментарии (70)
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|