Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ: прошлое и будущее

Развивающая предметно-пространственная среда: прошлое и будущее
Термин «предметно-развивающая среда» появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия. В социальном контексте развивающая среда - любое социокультурное пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.
Развивающая предметная среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности.

Она выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, способствует личностному развитию, раннему проявлению разносторонних способностей.

Под развивающей предметно-пространственной средой (РППС) следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами для развития детей в соответствии с возрастом, а так же, охраны и укрепления их здоровья.

В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, гендерные различия, личностные характеристики детей.

До 2014 года РППС организовывалась основными направлениями развития ФГТ. С 2014 года они сменились на образовательные области.

Требования ФГОС ДО к РППС: доступность, вариативность, трансформируемость, полифункциональность, безопасность.

Из вышесказанного следует, что ФГОС направлен на налаживание связей с общественностью (коммуникацию), а ФГТ на саму общественность (социализацию).

На сегодняшний день РППС выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также, присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, требованиями к её психолого-педагогическим условиям реализации, а так же требованиями к развивающей предметно-пространственной среде в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 п. Маслова Пристань» в группах имеются уголки психологической разгрузки, а так же, оборудован и успешно функционирует кабинет педагога-психолога.

РППС кабинета обеспечивает максимальный психологический комфорт каждому ребёнку, что необходимо для развития познавательных процессов, речи, и эмоционально-волевой сферы, а так же реализацию различных коррекционных и развивающих программ с учетом возрастных особенностей детей.

В кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми и индивидуальное консультирование родителей и педагогов.

Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности - он разделён на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку.

В рабочем кабинете можно выделить следующие зоны: 1. консультативной работы; 2. рабочую (личную) зону педагога-психолога; 3. диагностической работы; 4. коррекционно-развивающей работы; 5. игровой, песочной терапии; 5. релаксации и снятия эмоционального напряжения.

Зона релаксации и психического расслабления помогает снимать усталость, располагает к отдыху и расслаблению. Так же имеются: уголок настроения, разнообразные игры и пособия на развитие эмоциональной сферы.

Стаканчики для крика, которые помогают обучить ребенка отреагированию своих отрицательных эмоций.

Подводя итог, можно отметить, что организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, особенностей, интересов и уровня активности. На мой взгляд, в будущем будет введен новый закон (как ФГТ, ФГОС) где РППС может иметь два пути развития:
1. Внедрение кибертехники (среда направленная на интеллектуализация детей);
2. Упрощение РППС до «уровня первобытных людей» (среда направленная на развитие мышления и воображения).

Рекомендуем посмотреть:

Развивающая среда в детском саду своими руками Развивающая образовательная среда в средней группе детского сада своими руками Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС. Презентация Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС
Роль сказки в психическом развитии дошкольника | Конспект психологического занятия по рисованию на песке для детей с ОВЗ. Старшая группа
Опубликовано: 1567 дней назад (8 сентября 2020)
Просмотров: 1516
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!