Роль сказки в психическом развитии дошкольника
Роль сказки в психическом развитии дошкольника
Сказка – это…- Жанр устного народного творчества с вымышленным сюжетом и героями;
- Волшебный мир, который показывает нам как хорошо быть добрым и честным;
- Вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом;
- Это мостик в детство…
Сказку используют в работе и с взрослыми, и с детьми.
Выделяют 5 видов сказки:
1. Художественные сказки (мифы, притчи, истории) Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева разделяет на два основных вида: авторские и народные. Народные сказки - сочинялись, менялись и трансформировались на протяжении нескольких веков, поэтому имеют важный философский смысл.
Народные сказки, в свою очередь, подразделяют на несколько сюжетов:
1) О животных. Именно эти сказочные истории лучше всего учат маленьких детей. Для них животные не просто персонажи, а настоящие личности со своими умениями, достоинствами и недостатками. Именно эти сказки лучше всего передают жизненный опыт.
2) Бытовые сказки. Они рассказывают о семейной жизни, демонстрируют способы решения конфликтов. Главный герой с шутками да прибаутками преодолевает все препоны и добивается своей цели. Бытовые истории помогают воспитать в ребенке упорство, целеустремленность, стремление к справедливости. Яркие примеры таких сказок – «Мужик и медведь», «Царевна-лягушка».
3) Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Эти сказки вырабатывают у детей своеобразный иммунитет перед сложностями взрослой жизни. Конечно, подобные истории нужно дозировать и не читать перед сном, особенно если у вас подрастает эмоциональный ребенок, однако полностью изолировать от них не стоит. Страшные сказки – направлены на: адаптацию к тяжелым переживаниям; учение страху. Правила: не читаются детям до 7 лет; рассказываются страшным голосом; конец должен быть неожиданным и смешным.
4) Волшебные сказки. Благодаря этим сказкам в бессознательное поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии. Сказки о волшебстве и чудесах, созданные писателями, отличаются от народных большей образностью и конкретностью героев, более четким и продуманным сюжетом (истории братьев Гримм, Ш.Перро, Г.Х. Андерсена).
Авторские сказки - этот тип сказочных историй также важен для развития детей, поскольку характеризуется большим разнообразием персонажей и неожиданными поворотами сюжета.
2. Дидактические сказки – «оболочка» для учебного материала. В них 1) разрушается благополучие и 2) возникает обращение к ребенку за помощью. Эти сказки, придуманные чаще всего педагогами, направлены на обучение детей без нотаций и уроков. Детям таким способом гораздо проще и интереснее выучить буквы и цифры. Яркий пример таких историй – сказка «В стране невыученных уроков», раскрывающая важность знаков препинания.
3. Психотерапевтические сказки направлены на смыслы происходящего. Функции: восполняют пробел индивидуальной истории; человек понимает зачем это происходит с ним (видит смысл); приобретает позитивные опыт; дает возможность выбора.
4. Психокоррекционные сказки воздействуют на поведение. «Плохое» заменяют на «хорошее». Через эти сказки работают со страхами, детскими обидами, помогают наладить взаимоотношения с домочадцами и сверстниками. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
5. Медитативные сказки используются для актуализации внутренних ресурсов, снятия напряжения, осознание себя, личностные изменения. Не содержит конфликтов, она идеальна.
Главное предназначение сказок для детей – рассказать о мироустройстве, подготовить их к будущей взрослой жизни.
Выделяют несколько факторов воздействия сказок на развитие личности ребенка:
1. Волшебные истории формируют эмпатию – умение сопереживать.
2. Сказочные истории играют значимую роль в полоролевом воспитании детей.
3. Через сказки детям проще объяснить такие нравственные понятия, как «плохо» и «хорошо».
4. Совершенствуется речь, воображение.
5. Сказки расширяют кругозор детей, социализируют их в обществе.
Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка:
1. Механизм идентификации. Ребенок может без труда занять позицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Ребенку легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение.
2. Освоение морально-этических норм поведения. В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший - добрые.
3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.
4. Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.
5. Катарсис (возвышение, очищение, оздоровление) и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна», «Кащей Бессмертный», «Змей-Горыныч».
6. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста существуют свои сказки. В 2-3 года («Колобок»). В возрасте 4-5 лет («Маша и Медведь»), («Гуси-лебеди»), («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.
Рекомендуем посмотреть:
Сказкотерапия для детей с ОВЗ Сказки-миниатюры для детей 5-8 лет Творческая терапия преодолении страхов у детей 5-7 лет Терапевтическая сказка для детей 2-3 лет← Психологический тренинг для педагогов ДОУ по эмоциональному выгоранию | Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ: прошлое и будущее →
Автор: Ирина Владимировна Коротаева
Опубликовано: 1535 дней назад (8 сентября 2020)
Просмотров: 1058
Рубрика: Статьи
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!