Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов «Интересная Зима»

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Благодатная Осень»

Игры для развития речи детей 5-6 лет для родителей

Игры для развития речи у детей дошкольного возраста
Новое слово
Один игрок называет слово, другой изменяет в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово. Например: соль — моль. Можно продолжить цепочку: толь — топь и т. д. Подбирайте легко изменяемые слова, в случае затруднения помогайте ребенку.
Игра развивает речь, фонетический слух, логическое мышление, внимание.
Могу увидеть
Предложите ребенку отправиться в путешествие, воображаемое, конечно. Например, в морской круиз. А чтобы путешествие было интересным, поочередно загадывайте предметы, которые можно увидеть, плавая на корабле: лодка, морские волны, спасательный круг и т. д. Отгадывающий задает наводящие вопросы, на которые можно отвечать словами «да» или «нет». Для каждого вида путешествия свой набор объектов. Так, из окна автомобиля можно увидеть шоссе, дорожные знаки, светофоры и т. д. На поезде — рельсы, перрон, семафор и т. п.
Игра способствует развитию воображения, памяти, логического мышления.
Репортер
Предложите ребенку стать телерепортером и сделать телерепортаж или интервью. Обсудите, кого и о чем он хотел бы расспросить, что рассказать. Обдумайте все детали и приступайте к работе. Чтобы все было «по-настоящему», дайте малышу включенный микрофон, пусть он освоится с ним, скажет несколько слов, переборет свое стеснение.

Станьте первым интервьюированным, в дальнейшем подключайте к игре родственников и знакомых. Обсуждайте самые разные вопросы и события.
Таким образом у ребенка совершенствуется речь, дикция, развивается логическое мышление и снимается эмоциональное напряжение.
Самое главное
Один из игроков перечисляет признаки и свойства какого-либо предмета, другой участник должен выбрать несколько самых главных, отмечающих то, без чего объект не может существовать. Например, река: вода, берег, рыба, водоросли, песок и т. п. Учите ребенка рассуждать: «Может ли быть река без воды? Нет. Значит, “вода” — одно из самых главных слов».
Рассмотрите подобным образом различные категории:
Город: многоэтажные дома, шоссе, автомобили, магазины, асфальт.
Школа: учителя, парты, доска и т. п.
Играя, ребенок учится рассуждать, отделять главное от второстепенного, овладевает навыками развитой речи.
Один — много
Бросая ребенку мяч, называйте любой предмет в единственном числе. Малыш возвращает мяч, называя форму множественного числа, например: дерево — деревья, сапог — сапоги и т. п.
Составь предложение
Пусть ребенок составит предложение из данных вами слов. На первых занятиях количество слов не должно быть больше трех, например: берег, дом, белый — «на берегу реки стоит дом с белой крышей» или «зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п. Поясните ребенку, что форму слов можно изменять, т. е. употреблять их во множественном числе, менять окончания.
Отгадай по описанию
Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали по описанию его признаков, например: круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз) и т. п. Попросите ребенка загадать и описать свой предмет.
Отгадай по действию
Как и в предыдущей игре, вы загадываете что-либо, но описываете не признаки, а действия, которые производит объект, например: «Ездит по дороге, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином (автобус). Работает в больнице или в поликлинике, лечит больных, носит белый халат (врач) и т. п. Поменяйтесь ролями — ребенок загадывает и описывает, вы отгадываете.
Противоположности
Предложите ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой части игры составляются пары: имена существительные, затем — прилагательные, глаголы и наречия (огонь — вода, умный — глупый, закрыть — открыть, высоко — низко).
Хорошо и плохо
Предложите ребенку выявлять плохие и хорошие черты у героев сказок. Например: сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед — это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала — это плохо. Или «Кот в сапогах»: кот хотел помочь своему хозяину — это хорошо, но для этого он всех обманывал — это плохо.
Противоречия
Предложите ребенку найти признаки одного предмета, противоречащие друг другу. Например: книга — темная и белая одновременно (обложка и листы), утюг — горячий и холодный и т. п. Прочитайте стихотворение.
Яблоко
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко, а мышонок —
Высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка — далеко.
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок — тем, что
Очень велико и тяжело.
А котенку все равно:
Кислое, зачем оно?
Что вы?
Шепчет червячок —
Сладкий у него бочок.
(Г. Сапгир)
Обсудите его. Обратите внимание ребенка на то, что один и тот же предмет, одно и то же явление можно охарактеризовать по-разному, в зависимости от точки зрения, как в прямом, так и в переносном смысле.
Вершки и корешки
Вспомните русскую народную сказку «Вершки и корешки». Предложите ребенку поиграть: вы называете овощи, плоды которых находятся в земле, малыш — овощи с надземными плодами. Например:
— картофель;
— огурец;
— помидор;
— свекла;
— капуста и т. д.
Два в одном
Предложите ребенку найти два слова, «прячущихся» в одном: снегопад (снег, падать), вездеход (везде, ходить), вертолет (вертеть, лететь), огнемет (огонь, метать) и т. п.
Подбери словечко
Расскажите ребенку короткую историю о мальчике- грибнике, набравшем полное лукошко лисичек. Спросите: «Как ты думаешь, в корзине у мальчика сидели лисята? ». Поговорите с ребенком об одинаковых словах, обозначающих разные предметы или явления. Предложите вспомнить и назвать такие слова, например: ключ (от замка, ручей), кисть (для рисования, рука).
Сочини сказку
Предложите ребенку сочинить историю о приключениях одной из своих игрушек. Например, что случилось с игрушкой после того, как малыш забыл ее в песочнице. Если задание вызывает затруднение, помогите ребенку, задавая уточняющие вопросы, предлагая тот или иной вариант развития действия. Усложняя задание, попросите придумать и рассказать историю любого предмета из окружения малыша, например, чайника дивана и т. п.
Кто чей детеныш?
Прочитайте ребенку стихотворение.
У собаки есть сынок —
Это маленький щенок,
И у кошки есть ребенок —
Это беленький котенок.
А у курицы-наседки
Есть цыплята — тоже детки.
У лошадки есть ребенок —
Длинноногий жеребенок.
А в лесу живет волчица
И волчатами гордится.
И у птички тоже детки —
Птенчики сидят на ветке.
(О. Чусовитина)
После прочтения попросите малыша вспомнить и назвать других взрослых животных и их детенышей, например: белка — бельчонок, корова — теленок, медведица — медвежонок и т. п.
Учимся рифмовать
Перечислите несколько слов, в их число должны входить рифмующиеся слова, например: дом, лес, сачок, жучок, диван, конь, огонь и т. п. Поинтересуйтесь у ребенка, не услышал ли он слов, похожих друг на друга? Объясните, что такие слова называются рифмами. Предложите поиграть в игру: малыш говорит слово, а вы придумывайте рифму, затем поменяйтесь ролями. Примеры приведены ниже.
Ночь — дочь, солнце — оконце, улица — курица и т. п.
Попробуйте вместе придумывать рифмованные строчки: вы придумываете начало, делая паузу перед последним словом.
Маленький мальчик скачет, как ... (зайчик).
Как у нашей елки зеленые... (иголки).
Маленькая мышка не читает... (книжки) и т. п.
Как все устроено
Подготовьте картинки с цветными изображениями одиночных предметов. Показывая по одному рисунку, просите ребенка перечислить все составляющие изображенного предмета, например: «Это дом. У него есть крыша, труба, окна, дверь, крыльцо. Это стул. У него есть спинка, сиденье, четыре ножки».
Чтобы заинтересовать малыша, придумайте сюжет игры, например: «Зайка пришел к нам в гости из леса, он не знает, из чего состоят многие предметы, расскажи ему, пожалуйста». Усложняя задание, показывайте малышу изображения людей, предлагая описывать детали одежды, цвет глаз, длину волос.
Что ты видишь
Игра проводится в форме соревнования: участники поочередно называют по одному предмету из тех, что находятся вокруг них. За каждый ответ дается фишка. При повторе слова ход передается другому участнику. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.
Игра развивает наблюдательность, память, речевые навыки.
Мешок с подарками
В мешочек из непрозрачного материала положите несколько разных игрушек. Предложите ребенку устроить Новый год для кукол (мягких игрушек).
Выберите Деда Мороза, рассмотрите подарки, сложенные в мешок. Рассматривая, давайте краткую характеристику каждому предмету: «Посмотри, здесь есть карандаш, он красный, тонкий, деревянный. А вот синий круглый мяч. Да тут еще и маленький желтый и пушистый цыпленок ».
Сложите подарки в мешок. Обыграйте новогодний утренник, попросите малыша от имени какой-нибудь игрушки рассказать стихотворение, спеть песенку, затем приступайте к раздаче подарков. Прежде чем вручить подарок, перечисляйте его признаки: «Кукле Маше мы подарим круглый синий...» (ребенок должен угадать, о чем идет речь), «Зайке Дед Мороз приготовил тонкий красный...» и т. д.
Найди противоположности
Вы называете имя существительное, а ребенок подбирает слово, противоположное по значению (лето — зима, холод — жара, пол — потолок). После того как малыш освоит это упражнение, ищите противоположности, называя имена прилагательные, глаголы: красивый — уродливый, белый — черный, теплый — холодный, поднять — опустить, встать — лечь и т. п. Чтобы малыш не заскучал, предложите поиграть с капризной куклой. Мама ей говорит: «Уже ночь, пора спать», а капризная кукла в ответ: «Сейчас день!». Мама: «Я дверь открою», а кукла: «А я закрою!».
Небывальщина
Прочитайте ребенку стихотворные «небывальщины». Попросите рассказать о том, что неправильно описал автор. Как бывает на самом деле. Попробуйте сами придумывать небылицы.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть,
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей,
Быстро дайте мне ответ:
Это правда или нет?
(Н. Станкевич)

Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
(К. Чуковский)

Русская народная небывальщина.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон.
Лошадь подгоняла
Мужика кнутом.
Рифмоплеты
Игроки совместно выбирают слово и поочередно придумывают рифмы к нему. Например: река — рука, Ока, доска, глубока и т. п. Тот, кто не смог придумать рифму, выбывает из игры. Усложняя задачу, придумывайте рифмы к предложениям, сочиняйте простые четверостишия с заданными словами.
Игра развивает речь, фонетический слух, логическое мышление, воображение.
Сложи слово
Играть можно вдвоем или большой компанией. Приготовьте чистый лист бумаги и карандаши. Один из игроков пишет букву, подразумевая определенное слово. Следующий участник добавляет свою букву перед или за написанной ранее. Смысл игры состоит в том, чтобы составить слово из получившейся комбинации букв. Игрок, чья буква превращает слово в «абракадабру», выбывает из игры. Победа присуждается тому, кто закончил слово.
Игра развивает речь, наблюдательность, умение работать в команде, выдержку, учит концентрировать внимание.
Замок и ключик
Один из игроков отождествляет себя с каким-либо предметом или явлением, задача другого участника игры — продолжить ассоциативный ряд. Например: «Я дом». — «А я дверь». — «Я замок». — «А я ключ». Проигрывает тот, кто не может продолжить ряд.
Игра способствует развитию ассоциативного мышления, логики, быстроты реакции.
Часть целого
Вы называете предмет, а ребенок — одно из его составляющих. Например: «Я солнце». — «А я лучик»; «Я дождь». — «А я капля» и т. д. В дальнейшем можно немного изменить игру, вы говорите: «Я колесо». Ребенок должен назвать предмет, частью которого является колесо: «А я велосипед». Или: «Я пальчик». — «А я рука» и т. п.
Спрятанный звук
Разложите перед ребенком несколько картинок с изображениями одиночных предметов. Расскажите, что на одном из этих рисунков спрятался звук, который нужно найти. Предложите малышу показать картинку, где спрятался, например, звук «А» (на одном из рисунков может быть изображен арбуз). Проговорив слово, выясните, в какой его части спрятался звук — начало, середина, конец. Попросите ребенка придумать такое слово, где звук «А» прячется в середине и т. п.
Будьте любезны
Устройте соревнование: кто быстрее доберется до выбранного объекта (дерево — на улице, противоположная стена — дома). Ограничивающим передвижение условием является то, что каждый шаг можно делать только после того, как сказано вежливое слово, словосочетание или предложение: «пожалуйста», «на здоровье», «будьте добры» и т. п.
День рождения куклы
У куклы день рождения, она пригласила много гостей. Все знают, что на этот праздник надо идти с подарками. Приглашенные выбирают подарки для куклы и отправляются в гости. Каждый гость, вручая подарок, подробно рассказывает, для чего предназначен этот предмет, что с ним можно делать, почему выбран именно этот подарок. Озвучивать гостей вы можете поочередно. Помогайте малышу составить подробный рассказ о подарке его героя, следите за правильностью речи ребенка, побуждайте его употреблять различные эпитеты, сравнения. Например: «Поздравляю с днем рождения! Дарю тебе зеленый фломастер, ты же любишь рисовать. Посмотри, какой яркий цвет, этим фломастером можно нарисовать листья на дереве, траву на поляне, кузнечика и многое другое». От имени куклы поблагодарите всех друзей за подарки и пригласите на чаепитие.
Волшебные слова
Расскажите историю: «Пришел как-то большой дом к волшебнику и попросил, чтобы тот превратил его в маленький. Волшебник предложил сломать дом и построить из остатков дом поменьше. Но дом не захотел, чтобы его ломали. Думал-думал волшебник и придумал. Он подарил дому две буквы, которые сделали его маленьким. Как ты думаешь, какие это были буквы?»
Вместе с ребенком «додумайтесь»: чтобы дом уменьшился, надо прибавить к его названию суффикс - ик: дом — домик.
Попробуйте «уменьшать» другие предметы. Предложите малышу с помощью букв увеличить что-либо: дом — домище, хвост — хвостище и т. п.
Ассоциации
Назовите любое слово и предложите ребенку придумать другие слова, ассоциирующиеся с первым по тому или иному признаку, например «лягушка»:
— болото (место обитания);
— мошки (пища);
— ква (издаваемые звуки);
— кузнечик (цвет, способ передвижения, одноименная детская песня);
— подушка (рифмование);
— утки (по сюжету сказки «Лягушка-путешественница») и т. п.
Подбери рифму
Прочитайте ребенку стихотворение Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог», делая паузы перед тем, как произнести последнее слово и побуждая малыша подобрать его самостоятельно.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе ... (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ... (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут —
Но что-то гости ... (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек ... (проглотил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту ... (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек ... (не нашли).
Вместе со стихами известных детских поэтов, включайте в игру простые двустишия или четверостишия собственного сочинения.
Что я делаю?
Предложите ребенку понаблюдать за вашими действиями и затем перечислить их по памяти, например: «Ты включила свет, села на диван и взяла книгу», «Папа взял отвертку, нашел колесо и починил мою машинку».
Неправильное слово
Вы произносите несколько раз какое-либо слово неожиданно для ребенка, вставляете другое слово, похожее на первое. Задача малыша — услышать и назвать вставленное слово. Например:
— роса, роса, роса, роса, коса, роса, роса, роса, роза, роса, роса.
Рассмотрите слова, отличающиеся от выбранного вами. Попросите ребенка объяснить, в чем состоит отличие, подчеркните буквы, меняющие слово. Предложите ребенку придумать ряд таких слов.
Если..., то...
Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Предложите продолжить ваши высказывания.
Следствие
Если в воду добавить сахар, то...
Если в комнату принести снег, то...
Если съесть много мороженого, то... и т. п.
Причина
Девочка идет в школу, потому что...
Мальчик заболел ангиной, потому что...
Дождь пошел, потому что... и т. п.
Чем было? Чем станет?
Поочередно задавайте друг другу вопросы, называя какой-либо предмет, ответы на которые должны пояснять, чем был предмет в прошлом.
Кем был цыпленок? — Яйцом.
Чем была тетрадь? — Деревом.
Кем была корова? — Теленком.

Второй вариант игры — что чем станет.
Кем станет девочка? — Девушкой, женщиной.
Чем станет снег? — Водой.
Кем станет поросенок? — Свиньей.
Деление на слоги
Договоритесь, что вы будете произносить слово, а ребенок — делить его на части, хлопая в ладоши. Следите, чтобы количество хлопков соответствовало числу слогов в слове. Если ребенок ошибается, произносите слова ритмично, выделяя каждый слог. Начните с двусложных слов, далее подбирайте слова с большим количеством слогов.
Что? Кто?
Обсудите с ребенком тему «Одушевленное — неодушевленное». Расскажите ему, что все живые предметы определяются вопросом «Кто?», а неживые — «Что?». Предложите поиграть в игру: вы задаете вопросы, а малыш, подумав, на них отвечает.
Кто плавает? Что плавает?
Кто вырос? Что выросло?
Кто большой? Что большое?
Кто рисует? Что рисуют?
Найди общее
Предложите ребенку найти общее между двумя несвязанными между собой предметами, например стулом и велосипедом: и то и другое сделано человеком, оба имеют сиденье, на них можно сесть верхом, оба состоят из нескольких скрепленных между собой деталей и т. д. Игру можно проводить в форме соревнования: поочередно перечисляйте общие признаки предметов, за каждое верное высказывание выдается фишка. В конце игры фишки подсчитываются. Обладатель их большего количества становится победителем.
Кто увидит больше
Глядя в окно, по очереди перечисляйте то, что вы видите. Обращайте внимание на детали, например: «Я вижу клумбу с цветами, на ней растут тюльпаны и ирисы. Тюльпаны желтые и красные, а ирисы фиолетовые». Побуждайте ребенка так же подробно описывать то, что он видит. Задавайте разнообразные вопросы.
Кто кем был
Подберите картинки с изображениями животных и их детенышей. Рассмотрите их вместе с ребенком, после чего прочтите стихотворение А. Шибаева.
Кто кем становится
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок —
Взрослая ... (собака).
Жеребенок — с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был... (теленком).
Толстый увалень баран —
Толстеньким ... (ягненком).
Этот важный кот Пушок —
Маленьким ... (котенком).
А отважный петушок —
Кро-о-хотным ... (цыпленком).
А из маленьких гусят
Вырастают... (утки)
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Вспоминайте названия других животных и их потомства, обращайте внимание ребенка на то, что в их наименованиях может и не быть общего корня.
Самодельные комиксы
Подберите тематические картинки из журналов или фотографии. Вместе с ребенком наклеивайте их в альбом или тетрадь, подбирая связанные сюжеты в порядке развития действия. Например: первая картинка — девочка спит, вторая — девочка проснулась, открыла глаза, потягивается. Следующая — умывается, завтракает ит. д.
Попросите ребенка составить по картинкам рассказ, при этом обращайте внимание малыша на детали: во что девочка одета, какая у нее кровать, что находится рядом с кроватью и т. п. Можно озаглавить каждую картинку. Например, ту же картинку со спящей девочкой можно назвать: «Ночь» или «Сон», далее: «Утро», «Завтрак» и т. п. Используя семейные фотографии, создавайте книжки о различных событиях из жизни малыша: «Мой день», «В гостях у бабушки», «На даче» и т. д.
Магазин
Подберите игрушки, имеющие геометрическую форму: мяч, формы для игр с песком, надувной шар, кубик и т. п. Кроме того, вырежьте из цветного картона небольшие геометрические фигуры. Теперь можно открывать «Геометрический магазин», где игрушки обмениваются на картонную фигурку, соответствующую форме и цвету нужного товара. Например, за мяч продавец просит красный картонный кружок, а кубик отдаст за синий квадрат. Число покупок сообразно числу фигур, например, отдав 2 квадрата, покупатель становится обладателем 2 кубиков.
В игре ребенок знакомится с формой предмета, осваивает навыки счета.
Сложные конструкции
Для игры вам потребуются объемные геометрические фигуры: шар, куб, конус, цилиндр и т. п. И их аналоги, вырезанные из картона.
Предложите ребенку построить из подготовленного материала какое-либо сооружение. Воспроизводите его вслед за малышом из картонных фигурок, проговаривайте свои действия вслух. Затем поменяйтесь «строительными средствами».

Рекомендуем посмотреть:

Игры для развития речи детей 4-5 лет Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет в детском саду Упражнения для развития речи у дошкольников. Автоматизация звука Ш в речи Игры на развитие речи у детей 4-6 лет

Похожие статьи:

Игры на развитие памяти и речи у детей 4-6 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у детей

Чистоговорки для детей 3-4 лет

Зимние подвижные игры на улице для детей 2-3 лет в детском саду | Игры по безопасности для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 33 дня назад (26 сентября 2020)
Просмотров: 237
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!