Игры на развитие памяти и речи у детей 4-6 лет
Игры с буквами и словами с дошкольниками средней – старшей группы
Мудрый Филин приглашает детей в свою страну тайн и игр.
Необычный магазин
Вам потребуются: 10 предметов, названия которых начинаются с разных букв: книга, машинка, пирамидка, яблоко, тетрадь, расческа, заколка и т. д. Два комплекта карточек — изображений тех букв, с которых начинаются названия выбранных предметов («К», «М», «П», «Я», «Т», «Р», «3», и т. д.). Один комплект карточек будет ценниками, а другой — деньгами.
Последовательность действий:
1. Разложите на прилавке все предметы и ценники. Так, например, рядом с книгой должен находиться ценник с буквой «К», а рядом с расческой — ценник с буквой «Р» и т. п.
2. Пусть Филин пригласит ребенка в магазин. Выдайте ему деньги — комплект карточек с буквами. Выбрав товар, ребенок должен отдать за него карточку с соответствующей ценнику буквой. Когда он раскупит весь товар, то ему предлагается вспомнить, какую карточку он отдал за каждый предмет.
3. Предметы можно снова выложить на прилавок и перемешав ценники, попросить ребенка помочь Мудрому Филину разложить их в первоначальном порядке.
Что изменилось?
Вам потребуются: несколько предметов, по первым буквам которых ребенок сможет составить слово. Например: кукла, ослик, тарелка — получается слово КОТ. Пусть он запомнит предметы и слово, которое получилось.
Последовательность действий:
1. Разложите предметы перед ребенком на столе.
2. После того, как ребенок отвернется или закроет глаза, поменяйте предметы местами так, чтобы получилось другое слово, в нашем примере — ТОК (тарелка, ослик, кукла).
3. Попросите ребенка открыть глаза и сказать, что изменилось и что за новое слово получилось. Пусть он попробует переставить предметы так, как они были первоначально.
Предлагаем следующие наборы и последовательности предметов:
♦ стакан, очки, ножницы (СОН) — ножницы, очки, стакан (НОС);
♦ платок, иголка, лимон, апельсин (ПИЛА) — лимон, игла, платок, апельсин (ЛИПА);
♦ мишка, апельсин, яблоко, конфета (МАЯК) — яблоко, мишка, конфета, апельсин (ЯМКА);
♦ мел, буква «Ы», шарик, клей, апельсин (МЫШКА) — клей, апельсин, мел, буква «Ы», шарик (КАМЫШ).
Парочки
Предложите ребенку запомнить сначала четыре пары слов, потом — пять, потом — шесть и так далее до 10 пар. Пары слов должны быть связаны по смыслу, например:
♦ зонт — дождь;
♦ лес — гриб;
♦ ведерко — лопатка;
♦ стул — стол;
♦ мел — доска;
♦ ключ — замок;
♦ рыба — река;
♦ тарелка — ложка;
♦ шапка — шуба;
♦ машина — колесо и т. д.
♦ птица — гнездо;
Чтобы ребенку было легче запомнить пары слов, повторите их дважды. Затем называйте только одно слово из каждой пары, а второе слово ребенку предстоит вспомнить самостоятельно.
Этажи леса
Вам потребуются: нарисуйте или вырежьте из по нашим картинкам изображение высокого дерева и следующих персонажей: мышку, гусеницу, дятла, сову и белочку.
Посмотри, дружок, на это дерево. Это дерево похоже на многоэтажный дом. На каждом этаже — свой житель. Видишь, в стволе у самой земли возле поверхностных корней есть нора — это лесная мышь поселилась здесь. Чуть выше на веточке под зеленым листочком прячется гусеница, на стволе дерева дятел строит себе жилье, а еще выше сова выглядывает из своего темного дупла. Выше всех забралась белочка. Видишь, она развешивает грибочки на ветках своего этажа. (Во время знакомства ребенка с жителями этого чудесного дерева размещайте данных персонажей по своим этажам.)
А теперь, представь, что все жители этого «многоэтажного» дерева пошли на лесной праздник. (Уберите всех персонажей с дерева.) Сможешь ли ты вспомнить, кто живет на первом этаже? А кто на втором, на третьем, на четвертом и на пятом?
Помоги всем вернуться в свои домики и расскажи, кто где живет и кто как устроился. Придумай историю про необычный домик для лесных обитателей.
Дерево с загадками
Вам потребуются: 5 пронумерованных конфет (номера проставьте на обертках). Если повесить конфеты на ветку в вазе, получится волшебное дерево. Конфеты можно заменить другим небольшим лакомством.
Вот мы и дошли до дерева с загадками. Это волшебное дерево. На нем растут конфеты. Чтобы получить конфету, тебе придется отгадать мою загадку. (Предложите ребенку сорвать с дерева любую конфетку. Если ребенок отгадает загадку, то он может съесть конфету, а если не отгадает — то конфета остается Мудрому Филину.)
Загадки для конфет:
1. Это дерево кабан сильно уважает,
Потому что желуди очень обожает. (Дуб)
2. Носит рожки на макушке,
А сама сидит в избушке. (Улитка.)
3. Хвост узорами, сапоги со шпорами.
Утром встает, звонко поет. (Петух.)
4. Рыжая плутовка ловит куриц ловко. (Лиса.)
5. Модница крылатая, платье полосатое.
Ростом хоть и кроха, укусит — будет плохо. (Оса.)
Запишите ответы ребенка в кроссворд, а затем помогите ему прочитать слово, получившееся из первых букв по вертикали:
Проверь себя! Посмотри, так ли у тебя получилось?
Запоминалочка
Постарайся запомнить, кто где живет:
Медведь живет в берлоге,
Собака — в конуре.
В траве живет кузнечик,
А лисий дом в норе.
В дупле живет бельчонок,
А в гнездышке — птенцы.
В конюшне — жеребенок,
В скворечнике — скворцы.
В болоте - лягушата,
А в подземелье — крот.
Запомните, ребята,
Где кто из них живет.
А теперь послушай это же стихотворение еще раз, но только теперь каждую строчку закончи сам:
Медведь живет в ...,
Собака — в ....
В траве живет ...,
А лисий дом в ... и т. д.
(Прочитайте стихотворение до конца.) Попробуй самостоятельно вспомнить и рассказать это стихотворение. (Ребенку можно давать подсказки жестами и мимикой, но не словами.)
Полянка
Вам потребуются. Приготовьте 9 карточек: желтую, синюю, зеленую, красную, коричневую, черную, сиреневую, белую и разноцветную.
Я покажу тебе полянку, на которой всегда царит лето. Представь себе то, о чем я буду тебе рассказывать. Постарайся запомнить все цвета, которыми раскрашена эта поляна.
Милый друг, представь себе,
Как вокруг красиво!
ЗОЛОТОЕ солнышко
Светит в небе СИНЕМ.
У лесной тропиночки
В травушке ЗЕЛЕНОЙ
Земляничка АЛАЯ
Кланяется скромно.
У КОРИЧНЕВОГО пня
ЧЕРНЫЙ муравьишка
Подбирает шелуху
От засохшей шишки.
Над СИРЕНЕВЫМ цветком
Огонек мелькает —
Это БЕЛЫЙ мотылек
Весело порхает.
И переливается
РАЗНЫМИ ЦВЕТАМИ
Радуга-красавица.
Полюбуйтесь сами!
Послушай это стихотворение еще раз и заполни пропуски, ориентируясь на цветные карточки-подсказки. (Зачитывая стихотворение, раскладывайте перед ребенком карточки с соответствующим цветом в той последовательности, в которой встречается описание этих цветов в стихотворении. Ребенку можно дать задание находить и раскладывать эти карточки самостоятельно.)
Милый друг, представь себе,
Как вокруг красиво!
____________ солнышко
(покажите желтую карточку)
Светит в небе ___________.
(покажите синюю карточку)
У лесной тропиночки
В травушке ______________
(покажите зеленую карточку)
Земляничка
(покажите красную карточку)
Кланяется скромно.
У _____________ пня
(покажите коричневую карточку)
___________ муравьишка
(покажите черную карточку)
Подбирает шелуху
От засохшей шишки.
Над _________ цветком
(покажите сиреневую карточку)
Огонек мелькает —
Это ________ мотылек
(покажите белую карточку)
Весело порхает.
И переливается
_________ цветами
(покажите разноцветную карточку)
Радуга-красавица.
Полюбуйтесь сами!
А теперь такое задание: вспомни, ориентируясь на карточки-подсказки, что было описано таким цветом. (Помогите ребенку. Например, указывая на желтую карточку, спросите его: «Что было золотого цвета?» и т. д.)
Запоминай-ка
Вам потребуются: три карточки со списками слов. На первой карточке напишите 5 слов: ДОМ, КОТ, ЛЕС, НОЧЬ, СТОЛ. На второй карточке — 7 слов: ДОМ, МОСТ, КОТ, ЛЕС, НОЧЬ, СТУЛ, СТОЛ. На третьей карточке — 10 слов: ОСА, МЕД, БОЧКА, МЕДВЕДЬ, НОРА, ЛИСА, ХВОСТ, ЖЕЛУДИ, ДУБ, КАБАН.
Я для тебя подготовил новую игру. Надо запомнить всего 5 слов. (Зачитайте ребенку слова с первой карточки громко, четко, без спешки.)
Можешь ли ты считать до 5? Посчитай сам или повторяй за мной: ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ. Теперь вспомни и назови все 5 слов, которые ты должен был запомнить. Каждое слово, которое ты вспомнишь, надо вычеркнуть из списка. Пусть взрослые помогут тебе зачеркивать названные слова в первой карточке.
Если ты с легкостью справился с этим заданием, то предлагаю запомнить уже 7 слов. (Отчетливо и не торопясь зачитайте ребенку слова со второй карточки.) Заметил ли ты, какие два новых слова добавились к тем словам, которые ты уже называл? (МОСТ и СТУЛ.) Теперь вспомни и назови все 7 слов, которые ты запоминал. Пусть взрослые помогут тебе зачеркивать названные слова. (Если ребенок справился с этим заданием, предложите ему аналогичное задание со словами третьей карточки.)
Сказочный паровозик
Сказочный паровозик вез пассажиров. В первом вагончике ехал один пассажир (Колобок), во втором вагоне ехали два пассажира (два веселых гуся); в третьем — три пассажира (три поросенка); в четвертом — четыре пассажира (Машенька и три медведя); в пятом вагончике ехали пять пассажиров (Винни-Пух, Пятачок, Кролик, ослик Иа и Сова); в шестом вагоне — шесть героев из сказки «Репка» (дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка).
Внимательно рассмотри всех пассажиров на рисунке.
Представь, что поезд промчался мимо нас, ведь он своих пассажиров по разным сказкам развозит. Закрой паровоз с вагончиками листом бумаги и постарайся вспомнить: кто в каком вагончике ехал? Сколько пассажиров ехало в первом вагончике? Кто это был? Сколько пассажиров ехало во втором вагончике? Кто там находился? Расскажи про пассажиров всех вагонов.
Сказка
Послушай, дружок, историю, которая произошла у нас в лесу. Постарайся запомнить ее, чтобы ответить на вопросы моего друга — Старичка-лесовичка.
Набрал как-то раз ежик грибов в лесу. Идет по тропинке, несет грибы на спинке. Навстречу ему белочка. Увидела ежика и спрашивает: «Ежик, ежик! Почему у тебя шубка колючая?». И рассказал ежонок свою историю о том, как его шубка колючей стала...
Сказка про ежика
Была у ежика раньше пушистая шубка. Понравилась лисичке его шубка, и захотела она отобрать ее у ежонка. Испугался ежонок лисичку, побежал к волчонку за помощью. Волчонок прогнал лису, а шубку себе захотел забрать.
Бросился ежик от волчонка прочь. Навстречу ему медведь. Попросил ежонок помощи у медведя. Прогнал Потапыч волка, да вот ему самому захотелось такую красивую шубку.
Испугался ежонок, что медведь его шубку заберет, убежал от медведя и спрятался под елочкой. Сидит, плачет.
«Что ты плачешь?» — спрашивает елочка. «Все хотят мою шубку отобрать, боюсь теперь по лесу гулять, даже грибов не могу собрать. Никто не может мне помочь», — отвечает ежонок. «Помогу я тебе, — говорит елочка, — возьми мои иголочки и пришей их к своей шубке. Когда кто-нибудь захочет твою шубку забрать, свернись в клубочек, и шубка сама тебя защитит». Так ежик и сделал.
С тех пор никто ежонка не обижает, никто его шубку не отнимает. А ежик теперь может по лесу смело гулять, грибы собирать.
Вопросы Старичка-лесовичка:
♦ Кто спросил ежонка: «Ежик, ежик! Почему у тебя шубка колючая?».
♦ Кто первым хотел отобрать шубку у ежика?
♦ Кто прогнал лису?
♦ Почему ежик убежал от волка?
♦ Где спрятался ежонок от медведя?
♦ Как елочка смогла помочь ежику?
♦ Почему ежик никого не боится?
Кто за кем?
А теперь я расскажу тебе стихотворение. Слушай внимательно:
Вышел Даня погулять
И решил с собой он взять...
Хомку-хомячка.
Хомка из рук — прыг, за кусточки — шмыг.
Вышла Аня погулять
И решила с собой взять...
Котю-котеньку.
Котя из рук — прыг,
и за Хомкой — шмыг.
Вышел Ваня погулять
И решил с собой он взять...
Тузю-собачонку.
Тузя из рук — прыг, за котенком —шмыг.
Вышла Таня погулять
И решила с собой взять...
Шарик на ниточке.
Шарик из рук — on! И о ветки — хлоп!
Шарик хлопнул громко!
За Тузей — Котя, за Котей — Хомка.
Сильно испугались,
По домам разбежались.
Вопросы на внимательность:
♦ Кто вышел погулять?
♦ Кто вышел первым? Кто вторым? Кто третьим? Кто четвертым?
♦ Кого взял Даня? С кем вышла Аня? Кто был с Ваней?
♦ Что вынесла на прогулку Таня?
♦ Кто за кем бежал до того, как шарик лопнул?
♦ Кто за кем бежал после того, как раздался хлопок? Кто вернулся к Дане?
♦ Кто вернулся к Ане? Кто вернулся к Ване?
Подари Тане новый шарик, чтобы она не расстраивалась. Нарисуй шарик с ниточкой и раскрась его. А теперь попробуй вспомнить и повторить стихотворение.
Мишуткины именины
У Мишутки радостный день — день его рождения. Много друзей пригласил он на свой праздник. Гости пришли поздравить Мишутку. И вот что они подарили (см. первый рисунок): ежик подарил корзинку, белочка подарила мячик, зайчонок подарил азбуку, волчонок подарил удочку, а пчелка принесла баночку меда.
Как ты думаешь, какой подарок Мишутке понравился больше всего? Почему? Что будет делать Мишутка со своими подарками? Что он будет собирать в корзинку? С кем он будет играть в мячик? Зачем Мишутке азбука?
А теперь посмотри на картинки второго рисунка. Что принес ежик? Соедини линией ежика и его подарок. Соедини всех друзей Мишутки с теми подарками, которые они принесли.
Кто больше!
А в эту игру ты можешь поиграть со своими друзьями.
Побеждает тот, кто назовет больше всего:
♦ колючих предметов (ель, сосна, роза, кактус, колючки, еж, дикобраз, ерш, морской еж, иголка, шиповник и т. д.);
♦ мягких предметов (мех, пух, подушка, перина и т. д.);
♦ детских сказок («Репка», «Красная Шапочка», «Морозко», «Теремок» и т. д.);
♦ транспортных средств (самолет, поезд, машина, подводная лодка, телега, самокат, коляска и т. д.);
♦ изделий из дерева (дом, забор, стол, картинная рамка, плот и т. д.);
♦ холодных предметов (лед, сосульки, снеговик, айсберг, метель, вьюга, мороженое, холодец и т. д.).
Знакомое слово
Запомни слова: КОСА, ДУБ, ЗАБОР, МЫШЬ, МОРОЗ. Теперь я буду называть разные слова, среди которых будут и те, которые ты запомнил. Как только ты услышишь знакомое слово, хлопни в ладоши — это будет означать, что ты не пропустил его, вспомнил и узнал.
Не пропусти знакомые слова: КОЗА, ОСА, КОСА, ДУП
Пересказ слово в слово
Послушай рассказ. Он состоит из пяти предложений. Попробуй запомнить их все и повторить слово в слово. У тебя есть две попытки. Первый раз я смогу подсказать тебе, с какого слова начинается каждое предложение. Но при второй попытке я не смогу произнести ни слова.
Если тебе удастся повторить весь текст (пять предложений), ты получишь золотую медаль. За четыре предложения получишь медаль серебряную, за три предложения — бронзовую. Если же сможешь вспомнить меньше трех предложений, то тебе подарят утешительный памятный приз. Предложения для запоминания:
1. Вчера мы были в цирке.
2. Там выступали гимнасты и фокусники.
3. Медведи катались на велосипедах.
4. Клоуны смешили зрителей.
5. В цирке было очень весело!
Совет! Медаль можно вырезать из цветного картона желтого, серого или рыжего цвета. В качестве памятного приза подойдет, например, календарик, на котором можно отмечать важные даты, или закладка, которая поможет вспомнить и найти нужную страницу в книге и т. д.
Автор: Лунинa Н. А.
Похожие статьи:
Игры на развитие восприятия формы у детей 3-7 лет
Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-8 лет
Развивающие игры для детей 5-6 лет в домашних условиях
Игры для изучения букв с детьми 3-5 лет
Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду. Картотека
Нет комментариев. Ваш будет первым!