Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры на развитие памяти и речи у детей 4-6 лет

Игры с буквами и словами с дошкольниками средней – старшей группы

Мудрый Филин приглашает детей в свою страну тайн и игр.

Необычный магазин

Вам потребуются: 10 предметов, названия которых начинаются с разных букв: книга, машинка, пирамидка, яблоко, тетрадь, расческа, заколка и т. д. Два комплекта карточек — изображений тех букв, с которых начинаются названия выбранных предметов («К», «М», «П», «Я», «Т», «Р», «3», и т. д.). Один комплект карточек будет ценниками, а другой — деньгами.

Последовательность действий:

1. Разложите на прилавке все предметы и ценники. Так, например, рядом с книгой должен находиться ценник с буквой «К», а рядом с расческой — ценник с буквой «Р» и т. п.

2. Пусть Филин пригласит ребенка в магазин. Выдайте ему деньги — комплект карточек с буквами. Выбрав товар, ребенок должен отдать за него карточку с соответствующей ценнику буквой. Когда он раскупит весь товар, то ему предлагается вспомнить, какую карточку он отдал за каждый предмет.

3. Предметы можно снова выложить на прилавок и перемешав ценники, попросить ребенка помочь Мудрому Филину разложить их в первоначальном порядке.

 

Что изменилось?

Вам потребуются: несколько предметов, по первым буквам которых ребенок сможет составить слово. Например: кукла, ослик, тарелка — получается слово КОТ. Пусть он запомнит предметы и слово, которое получилось.

Последовательность действий:

1. Разложите предметы перед ребенком на столе.

2. После того, как ребенок отвернется или закроет глаза, поменяйте предметы местами так, чтобы получилось другое слово, в нашем примере — ТОК (тарелка, ослик, кукла).

3. Попросите ребенка открыть глаза и сказать, что изменилось и что за новое слово получилось. Пусть он попробует переставить предметы так, как они были первоначально.

Предлагаем следующие наборы и последовательности предметов:

стакан, очки, ножницы (СОН) — ножницы, очки, стакан (НОС);

платок, иголка, лимон, апельсин (ПИЛА) — лимон, игла, платок, апельсин (ЛИПА);

мишка, апельсин, яблоко, конфета (МАЯК) — яблоко, мишка, конфета, апельсин (ЯМКА);

мел, буква «Ы», шарик, клей, апельсин (МЫШКА) — клей, апельсин, мел, буква «Ы», шарик (КАМЫШ).

 

Парочки

Предложите ребенку запомнить сначала четыре пары слов, потом — пять, потом — шесть и так далее до 10 пар. Пары слов должны быть связаны по смыслу, например:

♦ зонт — дождь;

♦ лес — гриб;

♦ ведерко — лопатка;

♦ стул — стол;

♦ мел — доска;

♦ ключ — замок;

♦ рыба — река;

♦ тарелка — ложка;

♦ шапка — шуба;

♦ машина — колесо и т. д.

♦ птица — гнездо;

Чтобы ребенку было легче запомнить пары слов, повторите их дважды. Затем называйте только одно слово из каждой пары, а второе слово ребенку предстоит вспомнить самостоятельно.

 

Этажи леса

Вам потребуются: нарисуйте или вырежьте из по нашим картинкам изображение высокого дерева и следующих персонажей: мышку, гусеницу, дятла, сову и белочку.

Посмотри, дружок, на это дерево. Это дерево похоже на многоэтажный дом. На каждом этаже — свой житель. Видишь, в стволе у самой земли возле поверхностных корней есть нора — это лесная мышь поселилась здесь. Чуть выше на веточке под зеленым листочком прячется гусеница, на стволе дерева дятел строит себе жилье, а еще выше сова выглядывает из своего темного дупла. Выше всех забралась белочка. Видишь, она развешивает грибочки на ветках своего этажа. (Во время знакомства ребенка с жителями этого чудесного дерева размещайте данных персонажей по своим этажам.)

А теперь, представь, что все жители этого «многоэтажного» дерева пошли на лесной праздник. (Уберите всех персонажей с дерева.) Сможешь ли ты вспомнить, кто живет на первом этаже? А кто на втором, на третьем, на четвертом и на пятом?

Помоги всем вернуться в свои домики и расскажи, кто где живет и кто как устроился. Придумай историю про необычный домик для лесных обитателей.

 

Дерево с загадками

Вам потребуются: 5 пронумерованных конфет (номера проставьте на обертках). Если повесить конфеты на ветку в вазе, получится волшебное дерево. Конфеты можно заменить другим небольшим лакомством.

Вот мы и дошли до дерева с загадками. Это волшебное дерево. На нем растут конфеты. Чтобы получить конфету, тебе придется отгадать мою загадку. (Предложите ребенку сорвать с дерева любую конфетку. Если ребенок отгадает загадку, то он может съесть конфету, а если не отгадает — то конфета остается Мудрому Филину.)

Загадки для конфет:

1. Это дерево кабан сильно уважает,

Потому что желуди очень обожает. (Дуб)

2. Носит рожки на макушке,

А сама сидит в избушке. (Улитка.)

3. Хвост узорами, сапоги со шпорами.

Утром встает, звонко поет. (Петух.)

4. Рыжая плутовка ловит куриц ловко. (Лиса.)

5. Модница крылатая, платье полосатое.

Ростом хоть и кроха, укусит — будет плохо. (Оса.)

Запишите ответы ребенка в кроссворд, а затем помогите ему прочитать слово, получившееся из первых букв по вертикали:

Проверь себя! Посмотри, так ли у тебя получилось?

Запоминалочка

Постарайся запомнить, кто где живет:

Медведь живет в берлоге,

Собака — в конуре.

В траве живет кузнечик,

А лисий дом в норе.

 

В дупле живет бельчонок,

А в гнездышке — птенцы.

В конюшне — жеребенок,

В скворечнике — скворцы.

 

В болоте - лягушата,

А в подземелье — крот.

Запомните, ребята,

Где кто из них живет.

А теперь послушай это же стихотворение еще раз, но только теперь каждую строчку закончи сам:

Медведь живет в ...,

Собака — в ....

В траве живет ...,

А лисий дом в ... и т. д.

(Прочитайте стихотворение до конца.) Попробуй самостоятельно вспомнить и рассказать это стихотворение. (Ребенку можно давать подсказки жестами и мимикой, но не словами.)

 

Полянка

Вам потребуются. Приготовьте 9 карточек: желтую, синюю, зеленую, красную, коричневую, черную, сиреневую, белую и разноцветную.

Я покажу тебе полянку, на которой всегда царит лето. Представь себе то, о чем я буду тебе рассказывать. Постарайся запомнить все цвета, которыми раскрашена эта поляна.

Милый друг, представь себе,

Как вокруг красиво!

ЗОЛОТОЕ солнышко

Светит в небе СИНЕМ.

 

У лесной тропиночки

В травушке ЗЕЛЕНОЙ

Земляничка АЛАЯ

Кланяется скромно.

 

У КОРИЧНЕВОГО пня

ЧЕРНЫЙ муравьишка

Подбирает шелуху

От засохшей шишки.

 

Над СИРЕНЕВЫМ цветком

Огонек мелькает —

Это БЕЛЫЙ мотылек

Весело порхает.

 

И переливается

РАЗНЫМИ ЦВЕТАМИ

Радуга-красавица.

Полюбуйтесь сами!

Послушай это стихотворение еще раз и заполни пропуски, ориентируясь на цветные карточки-подсказки. (Зачитывая стихотворение, раскладывайте перед ребенком карточки с соответствующим цветом в той последовательности, в которой встречается описание этих цветов в стихотворении. Ребенку можно дать задание находить и раскладывать эти карточки самостоятельно.)

Милый друг, представь себе,

Как вокруг красиво!

____________ солнышко

(покажите желтую карточку)

 

Светит в небе ___________.

(покажите синюю карточку)

 

У лесной тропиночки

В травушке ______________

(покажите зеленую карточку)

Земляничка

(покажите красную карточку)

Кланяется скромно.

 

У _____________ пня

(покажите коричневую карточку)

___________ муравьишка

(покажите черную карточку)

Подбирает шелуху

От засохшей шишки.

 

Над _________ цветком

(покажите сиреневую карточку)

Огонек мелькает —

Это ________ мотылек

(покажите белую карточку)

Весело порхает.

 

И переливается

_________ цветами

(покажите разноцветную карточку)

Радуга-красавица.

Полюбуйтесь сами!

А теперь такое задание: вспомни, ориентируясь на карточки-подсказки, что было описано таким цветом. (Помогите ребенку. Например, указывая на желтую карточку, спросите его: «Что было золотого цвета?» и т. д.)

 

Запоминай-ка

Вам потребуются: три карточки со списками слов. На первой карточке напишите 5 слов: ДОМ, КОТ, ЛЕС, НОЧЬ, СТОЛ. На второй карточке — 7 слов: ДОМ, МОСТ, КОТ, ЛЕС, НОЧЬ, СТУЛ, СТОЛ. На третьей карточке — 10 слов: ОСА, МЕД, БОЧКА, МЕДВЕДЬ, НОРА, ЛИСА, ХВОСТ, ЖЕЛУДИ, ДУБ, КАБАН.

Я для тебя подготовил новую игру. Надо запомнить всего 5 слов. (Зачитайте ребенку слова с первой карточки громко, четко, без спешки.)

Можешь ли ты считать до 5? Посчитай сам или повторяй за мной: ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ. Теперь вспомни и назови все 5 слов, которые ты должен был запомнить. Каждое слово, которое ты вспомнишь, надо вычеркнуть из списка. Пусть взрослые помогут тебе зачеркивать названные слова в первой карточке.

Если ты с легкостью справился с этим заданием, то предлагаю запомнить уже 7 слов. (Отчетливо и не торопясь зачитайте ребенку слова со второй карточки.) Заметил ли ты, какие два новых слова добавились к тем словам, которые ты уже называл? (МОСТ и СТУЛ.) Теперь вспомни и назови все 7 слов, которые ты запоминал. Пусть взрослые помогут тебе зачеркивать названные слова. (Если ребенок справился с этим заданием, предложите ему аналогичное задание со словами третьей карточки.)

 

Сказочный паровозик

Сказочный паровозик вез пассажиров. В первом вагончике ехал один пассажир (Колобок), во втором вагоне ехали два пассажира (два веселых гуся); в третьем — три пассажира (три поросенка); в четвертом — четыре пассажира (Машенька и три медведя); в пятом вагончике ехали пять пассажиров (Винни-Пух, Пятачок, Кролик, ослик Иа и Сова); в шестом вагоне — шесть героев из сказки «Репка» (дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка).

Внимательно рассмотри всех пассажиров на рисунке.

Представь, что поезд промчался мимо нас, ведь он своих пассажиров по разным сказкам развозит. Закрой паровоз с вагончиками листом бумаги и постарайся вспомнить: кто в каком вагончике ехал? Сколько пассажиров ехало в первом вагончике? Кто это был? Сколько пассажиров ехало во втором вагончике? Кто там находился? Расскажи про пассажиров всех вагонов.

 

Сказка

Послушай, дружок, историю, которая произошла у нас в лесу. Постарайся запомнить ее, чтобы ответить на вопросы моего друга — Старичка-лесовичка.

Набрал как-то раз ежик грибов в лесу. Идет по тропинке, несет грибы на спинке. Навстречу ему белочка. Увидела ежика и спрашивает: «Ежик, ежик! Почему у тебя шубка колючая?». И рассказал ежонок свою историю о том, как его шубка колючей стала...

Сказка про ежика

Была у ежика раньше пушистая шубка. Понравилась лисичке его шубка, и захотела она отобрать ее у ежонка. Испугался ежонок лисичку, побежал к волчонку за помощью. Волчонок прогнал лису, а шубку себе захотел забрать.

Бросился ежик от волчонка прочь. Навстречу ему медведь. Попросил ежонок помощи у медведя. Прогнал Потапыч волка, да вот ему самому захотелось такую красивую шубку.

Испугался ежонок, что медведь его шубку заберет, убежал от медведя и спрятался под елочкой. Сидит, плачет.

«Что ты плачешь?» — спрашивает елочка. «Все хотят мою шубку отобрать, боюсь теперь по лесу гулять, даже грибов не могу собрать. Никто не может мне помочь», — отвечает ежонок. «Помогу я тебе, — говорит елочка, — возьми мои иголочки и пришей их к своей шубке. Когда кто-нибудь захочет твою шубку забрать, свернись в клубочек, и шубка сама тебя защитит». Так ежик и сделал.

С тех пор никто ежонка не обижает, никто его шубку не отнимает. А ежик теперь может по лесу смело гулять, грибы собирать.

Вопросы Старичка-лесовичка:

♦ Кто спросил ежонка: «Ежик, ежик! Почему у тебя шубка колючая?».

♦ Кто первым хотел отобрать шубку у ежика?

♦ Кто прогнал лису?

♦ Почему ежик убежал от волка?

♦ Где спрятался ежонок от медведя?

♦ Как елочка смогла помочь ежику?

♦ Почему ежик никого не боится?

 

Кто за кем?

А теперь я расскажу тебе стихотворение. Слушай внимательно:

Вышел Даня погулять

И решил с собой он взять...

Хомку-хомячка.

Хомка из рук — прыг, за кусточки — шмыг.

 

Вышла Аня погулять

И решила с собой взять...

Котю-котеньку.

Котя из рук — прыг,

и за Хомкой — шмыг.

 

Вышел Ваня погулять

И решил с собой он взять...

Тузю-собачонку.

Тузя из рук — прыг, за котенком —шмыг.

 

Вышла Таня погулять

И решила с собой взять...

Шарик на ниточке.

Шарик из рук — on! И о ветки — хлоп!

 

Шарик хлопнул громко!

За Тузей — Котя, за Котей — Хомка.

Сильно испугались,

По домам разбежались.

Вопросы на внимательность:

♦ Кто вышел погулять?

♦ Кто вышел первым? Кто вторым? Кто третьим? Кто четвертым?

♦ Кого взял Даня? С кем вышла Аня? Кто был с Ваней?

♦ Что вынесла на прогулку Таня?

♦ Кто за кем бежал до того, как шарик лопнул?

♦ Кто за кем бежал после того, как раздался хлопок? Кто вернулся к Дане?

♦ Кто вернулся к Ане? Кто вернулся к Ване?

Подари Тане новый шарик, чтобы она не расстраивалась. Нарисуй шарик с ниточкой и раскрась его. А теперь попробуй вспомнить и повторить стихотворение.

 

Мишуткины именины

У Мишутки радостный день — день его рождения. Много друзей пригласил он на свой праздник. Гости пришли поздравить Мишутку. И вот что они подарили (см. первый рисунок): ежик подарил корзинку, белочка подарила мячик, зайчонок подарил азбуку, волчонок подарил удочку, а пчелка принесла баночку меда.

Как ты думаешь, какой подарок Мишутке понравился больше всего? Почему? Что будет делать Мишутка со своими подарками? Что он будет собирать в корзинку? С кем он будет играть в мячик? Зачем Мишутке азбука?

А теперь посмотри на картинки второго рисунка. Что принес ежик? Соедини линией ежика и его подарок. Соедини всех друзей Мишутки с теми подарками, которые они принесли.

Кто больше!

А в эту игру ты можешь поиграть со своими друзьями.

Побеждает тот, кто назовет больше всего:

♦ колючих предметов (ель, сосна, роза, кактус, колючки, еж, дикобраз, ерш, морской еж, иголка, шиповник и т. д.);

♦ мягких предметов (мех, пух, подушка, перина и т. д.);

♦ детских сказок («Репка», «Красная Шапочка», «Морозко», «Теремок» и т. д.);

♦ транспортных средств (самолет, поезд, машина, подводная лодка, телега, самокат, коляска и т. д.);

♦ изделий из дерева (дом, забор, стол, картинная рамка, плот и т. д.);

♦ холодных предметов (лед, сосульки, снеговик, айсберг, метель, вьюга, мороженое, холодец и т. д.).

 

Знакомое слово

Запомни слова: КОСА, ДУБ, ЗАБОР, МЫШЬ, МОРОЗ. Теперь я буду называть разные слова, среди которых будут и те, которые ты запомнил. Как только ты услышишь знакомое слово, хлопни в ладоши — это будет означать, что ты не пропустил его, вспомнил и узнал.

Не пропусти знакомые слова: КОЗА, ОСА, КОСА, ДУПЛО, ДОМ, ДЕРЕВО, ЗАБОР, КАМЫШ, МАЛЫШ, ДУБ, ЗУБ, МЫШЬ, НОС, ЗИМА, МОРОЗ, МОРОЖЕНОЕ. Еще ты можешь приготовить много разных картинок (открыток, фотографий и т. д.). Выбери из них только 5 штук. Запомни их и положи обратно. Перемешай все картинки. Затем по очереди клади перед собой одну на другую. Как только тебе встретится та картинка, которую ты запомнил, быстро возьми ее и отложи в сторону. У тебя должно быть собрано 5 картинок.

 

Пересказ слово в слово

Послушай рассказ. Он состоит из пяти предложений. Попробуй запомнить их все и повторить слово в слово. У тебя есть две попытки. Первый раз я смогу подсказать тебе, с какого слова начинается каждое предложение. Но при второй попытке я не смогу произнести ни слова.

Если тебе удастся повторить весь текст (пять предложений), ты получишь золотую медаль. За четыре предложения получишь медаль серебряную, за три предложения — бронзовую. Если же сможешь вспомнить меньше трех предложений, то тебе подарят утешительный памятный приз. Предложения для запоминания:

1. Вчера мы были в цирке.

2. Там выступали гимнасты и фокусники.

3. Медведи катались на велосипедах.

4. Клоуны смешили зрителей.

5. В цирке было очень весело!

Совет! Медаль можно вырезать из цветного картона желтого, серого или рыжего цвета. В качестве памятного приза подойдет, например, календарик, на котором можно отмечать важные даты, или закладка, которая поможет вспомнить и найти нужную страницу в книге и т. д.

Автор: Лунинa Н. А.

Похожие статьи:

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-8 лет

Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду. Картотека

Игры для изучения букв с детьми 3-5 лет

Развивающие игры для детей 5-6 лет в домашних условиях

Игры на развитие восприятия формы у детей 3-7 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!