Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Развитие речи дошкольников в игре
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью, к семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.
Ребенок постепенно овладевает всеми формами устной речи: монологом, рассказом, диалогом. Благодаря общению увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух. К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения.
К концу дошкольного возраста у ребенка завершается процесс фонематического развития. Быстро растет словарный состав речи: в полтора года ребенок активно использует примерно 100 слов, в три года — 1000 — 1100, в шесть лет — 2500 — 3000 слов.
Развивается грамматический строй речи, словотворчество: ребенок создает много слов по законам грамматики родного языка. Все это способствует формированию в конце дошкольного периода (при сохранении ситуативной речи) контекстной речи: ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.
Если в раннем детстве (от года до трех лет) ребенок использует для тщательного и мгновенного исследования пространства свои двигательные способности, то четырех-пятилетний ребенок для изучения внешнего мира использует язык, речь. В пять лет у ребенка развивается познавательная активность в изучении слова: он пытается читать и писать буквы.
Пятилетний ребенок умеет работать по схеме (составить рассказ, создать постройку). Он способен объяснить свои желания, поступки (в его словаре уже около четырех тысяч слов), пересказать содержание фильма или спектакля, понимает, кто положительный, а кто отрицательный герой произведения. Некоторые дети уже сочиняют сказки, рассказы и даже рисуют собственные книжки. В возрасте пяти лет ребенок может не только спеть, рассказать стихотворение или станцевать, но и сыграть роль в простой пьесе, отражая при этом характер героя (волк — злой, лиса — хитрая, заяц — трусливый).
Очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания. Причем не только с помощью эмоций, но и словами, предложениями, в которых может быть важным каждое слово. Расширить словарь ребенка, развить его логическое и образное мышление поможет знакомство с пословицами и поговорками, объяснение их смысла. Словарный запас у семилетнего ребенка составляет 4000 — 5000 слов.
Используя естественные потребности в познании ребенка этого возраста, взрослым необходимо подобрать для малыша такую систему обучения чтению, которая в максимальной степени будет соответствовать его стилю восприятия окружающего мира.
Таким образом, развитие познавательной сферы ребенка необходимо планировать, исходя из особенностей памяти, внимания, мышления и других психических функций, характерных для периода дошкольного детства, с учетов ведущей деятельности, новообразования и социальной ситуации развития детей-дошкольников.
И поскольку ведущая деятельность дошкольников — игра, именно игре необходимо уделять особое внимание, воспитывая и обучая ребенка дошкольного возраста, что важно помнить и при подготовке ребенка к школе. Не изнуряющие ребенка занятия в детском саду, дома, в школе раннего развития, на подготовительных к школе курсах (а зачастую — во всех этих местах одновременно), а обучение в процессе игры принесет и вам, и ребенку максимум удовольствия и пользы.
Игры, направленные на развитие речи
Подскажи слово (семейство игр)
Возраст. От четырех лет.
Цель. Развитие словарного запаса, навыков словообразования.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. Любое.
Участие взрослого. Обязательно.
Содержание. Ведущий показывает детям, как можно образовывать или изменять слова и предлагает поиграть в игру. Различных способов образования или изменения слов довольно много. Ниже — несколько примеров.
1. Кто это?
Ведущий называет действия людей. Дети говорят, как называют тех, кто совершает эти действия.
Тот, кто спасает, — спасатель.
Тот, кто учит, — ...
Тот, кто сочиняет, — ...
Тот, кто слушает, — ...
Тот, кто смотрит, — ...
2. Музыкальные инструменты
Ведущий называет различные музыкальные инструменты. От их названий дети образуют глаголы.
Барабан — барабанить.
Дудочка — дудеть.
Звонок — ...
Труба — ...
Свисток — ...
Сигнал — ...
Развитие игры. Можно образовывать и существительные:
Барабан — барабанить — барабанщик.
3. Вчера — сегодня — завтра
Ведущий предлагает детям изменять глаголы по временам.
Вчера я бегал, сегодня — бегаю, завтра — буду бегать!
4. Скажи наоборот
Ведущий называет существительные, прилагательные, наречия, к которым можно подобрать слова с противоположным значением:
Храбрец — трус.
Грустно — весело.
Большой — маленький.
5. Лилипутики и великаны
Ведущий называет существительные, которые можно изменять добавлением суффиксов, и предлагает детям изменять слова этим способом:
Кабан — кабанчик — кабанище.
Волк — волчок — волчище.
6. Один — много
Ведущий называет предметы в единственном числе — дети образуют форму множественного числа.
Слон — слоны.
Дом — дома.
Развитие игры. Ведущий может называть слова в форме винительного или родительного падежа; можно говорить не слова, а предложения, например:
— В зоопарке нет слона.
— В зоопарке нет слонов.
— Я строю дом.
— А мы строим дома.
Доскажи слово (семейство игр)
Возраст. От четырех лет.
Цель. Развитие словарного запаса, воображения, мышления, навыков словообразования.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. Любое.
Участие взрослого. Обязательно.
Содержание. Ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова. Вариантов таких игр много, ниже — несколько примеров.
1. Подбери рифму
Ведущий читает стихотворение с простыми рифмами, делая паузы перед тем, как произнести последнее слово в строке. Дети заканчивают строки самостоятельно.
В качестве примера приводим стихотворение Даниила Хармса «Очень-очень вкусный пирог»:
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе... (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый... (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут —
Но что-то гости... (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек... (проглотил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту... (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек... (не нашли).
2. Профессии
Ведущий описывает различные профессии. Задача детей — назвать профессию.
— Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?
— Повар!
— Водит машину...
— Водитель!
3. Времена года
Ведущий начинает предложения, в которых описываются времена года. Дети заканчивают предложения.
— Летом на полях растет трава, а зимой на полях лежит...
— ...Снег!
— Осенью птицы улетают в теплые края, а весной...
— ... Возвращаются!
4. Родственники
Содержание. Ведущий задает вопросы,- связанные с названиями животных и их детенышей, например: Мама — лошадь, а кто ее ребенок? Ребенок — цыпленок, а кто его родители? Ребенок — теленок, а кто его братья и сестры? Как зовут детей утки? Мама — курица, а папа?
Дети отвечают на вопросы ведущего и могут предлагать свои вопросы.
5. Подбери прилагательные
Содержание. Участники игры должны подобрать как можно больше определений к тому предмету, который назовет ведущий.
Пример:
Ведущий говорит: «Бабочка. Какой бывает бабочка?» (Красивой, легкой, пестрой, вредной, изящной, веселой, быстрой, сонной, тропической, удивительной, редкой и т. д.)
Можно договориться о том, чтобы не использовать определения, образованные от названий цветов (синий, белый и т. д.) или характеризующие размер (большой, высокий и т. д.).
Побеждает тот, кто назовет больше определений.
Кто сказал?
Возраст. От четырех лет.
Цель. Развитие образного мышления, воображения, речи.
Инвентарь. Рисунок, на котором есть много разных персонажей.
Число участников. От двух человек.
Участие взрослого. Желательно.
Подготовка. Ведущий подбирает подходящую иллюстрацию и показывает ее детям.
Содержание. Участники игры по очереди произносят от лица любого персонажа подходящую фразу (связанную с сюжетом или с характером персонажа). Причем в качестве персонажа может выступать и неодушевленный предмет — цветок, игрушка, инструмент и т. д. Задача остальных участников — отгадать, какому персонажу могут принадлежать эти слова.
Эхо
Возраст. От четырех лет.
Цель. Развитие слухового восприятия, артикуляции, умения различать звуки.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. Любое.
Участие взрослого. Желательно.
Содержание. Взрослый читает детям стихи, лучше — дву- или четырехстишия.
После прочтения каждой строки дети по нескольку раз (например, по три или по четыре) хором повторяют последний слог, то есть изображают эхо:
Африканский бегемот (мот-мот-мот-мот!)
Отрастил большой живот (вот-вот-вот-вот!).
Шел по улице отряд (ряд-ряд-ряд-ряд!),
Шел он прямо на парад (pag-pag-pag-pag!).
Ветер, ветер, ты могуч (гуч-гуч-гуч-гуч!),
Ты гоняешь стаи туч (туч-туч-туч-туч!).
Рекомендации. Выбирая или придумывая стихи для игры, следите за тем, чтобы последние слоги в строках были ударными.
Сочини предложение
Возраст. От четырех лет.
Цель. Развитие воображения и речи.
Число участников. От трех человек.
Инвентарь. Книжки с картинками, или карточки, или игрушки.
Участие взрослого. Желательно.
Содержание. Ведущий показывает детям какой-либо объект на рисунке (предмет или персонаж) или игрушку. Дети придумывают предложения, содержащие название этого объекта.
Развитие игры. Ведущий выбирает два или более объекта. Участники игры составляют предложения, включающие названия всех объектов.
«Да» и «нет» не говорите
Возраст. От пяти лет.
Цель. Развитие внимания, речи, умения задавать вопросы и подбирать слова.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. От трех человек.
Участие взрослого. Не обязательно.
Содержание. Водящий обращается к одному из игроков: «Вот вам сто рублей. Купите что хотите, „да" и „нет" не говорите, черное и белое не называйте».
Водящий начинает задавать вопросы, стараясь, чтобы ребенок произнес запрещенные слова:
— Не хотите ли купить черные перчатки?
— Мне нужен только синий шарф.
— Вы любите синий цвет?
— Я люблю тепло одеваться.
— А шуба у вас есть?
— Конечно!
— Теплая?
— Да, очень теплая.
Ребенок сказал «да» и нарушил правила. Тот, кто сказал запрещенное слово или не сумел ответить, платит фант или выходит из игры.
Сочиняем сказку
Возраст. От пяти лет.
Цель. Развитие речи, воображения, умения слышать и понимать другого, работать в команде.
Инвентарь. «Волшебный» предмет, для второго варианта игры — мешок с различными предметами или карточками.
Число участников. От трех человек.
Участие взрослого. Желательно.
Содержание.
Первый вариант
Дети вместе с ведущим садятся в крут. Ведущий начинает историю: «Жили-были...», или «Давным-давно...», или «Однажды...». Тот, кто сидит рядом, продолжает рассказ, и так далее по кругу. Когда очередь вновь доходит до ведущего, он направляет сюжет, делая его более связным, и сказка продолжается.
Рекомендации. Для того чтобы дети научились ждать своей очереди, можно ввести правило: говорит тот, у кого в руках какой-либо «волшебный» предмет (книга, игрушка и т. п.)
Второй вариант
У ведущего в руках мешок с разными предметами (или карточки с изображениями разных предметов). Перед тем как передать слово следующему ребенку, ведущий достает один из предметов. В продолжении сказки, которое сочинит ребенок, должно прозвучать название этого предмета.
А что, если... (Семейство игр)
Возраст. От пяти лет.
Цель. Развитие речи, воображения, логического мышления.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. Любое.
Участие взрослого. Обязательно.
Содержание. Ведущий начинает предложения, а дети их продолжают. Ведущий может так подбирать предложения, чтобы делать акцент на определенной теме.
1. Знакомство с предлогами
Если командир в мундире, то мундир на командире.
Если сапог на ноге, то нога...
Если карман на пиджаке, то пиджак...
Если картина над столом, то стол...
Если масло в каше, значит каша...
2. Знакомство со сравнительными наречиями
Если Оля старше Коли, значит, Коля...
Если стол выше стула, то стул...
Если река шире ручья, то ручей...
Если велосипед едет медленнее мотоцикла, то мотоцикл едет...
3. Причина и следствие
Если на небе тучи, значит, скоро...
Если в воду добавить сахар, то...
Если в комнату принести снег, то...
Конкурс вопросов
Возраст. От пяти лет.
Цель. Развитие наблюдательности, речи, мышления, воображения, навыков самостоятельного составления фраз.
Число участников. От двух человек.
Инвентарь. Сюжетная иллюстрация с большим количеством деталей.
Участие взрослого. Желательно.
Содержание. Ведущий предлагает придумать как можно больше вопросов к рисунку. Побеждает тот, кто задаст вопросов больше всех. Можно также отметить авторов самых оригинальных вопросов.
Все наоборот
Возраст. От пяти лет.
Цель. Развитие внимания, расширение словарного запаса.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. От двух человек.
Участие взрослого. Желательно.
Подготовка. Ведущий объясняет правила игры и показывает примеры слов с противоположным значением.
Содержание. Подготовительный этап. Ведущий называет слова (прилагательные или наречия), а дети в ответ говорят слова с противоположным значением (горячо — холодно, веселый — грустный).
Основной вариант. Ведущий рассказывает историю с произвольным содержанием, когда звучит определение, дети хором «исправляют ошибку». Выглядит это примерно так:
Ведущий: «Жил-был великан по имени Громе. Он был очень злой».
Дети: «Все наоборот — не злой, а добрый!»
Смешинка
Возраст. От шести лет.
Цель. Знакомство со смысловой ролью приставок и предлогов, развитие выдержки, фантазии.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. От семи человек.
Участие взрослого. Обязательно.
Подготовка. Сначала нужно выбрать водящего — «смешинку», задача которого — рассмешить других участников игры. Для выбора «смешинки» можно использовать такую считалку:
Жили-были
Я ли, ты ли.
Между нами вышел спор.
Кто затеял, позабыли
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?
Содержание. «Смешинка» старается рассмешить детей. Строит смешные гримасы, копирует животных, чихает, читает смешные стихи и т. д. Тот, кто засмеется, платит фант. Когда фантов наберется около десяти, их разыгрывают. Ведущий садится лицом к детям, а кто- либо из детей помогает ему: берет фант, прячет за спину и спрашивает: «Что полагается фанту, который у меня за спиной?» Ведущий описывает задание с помощью глаголов с приставками и предлогов: обойти вокруг стола, влезть на стул, подпрыгнуть, наклониться и др. В случае ошибки ребенок получает новое задание.
Рифмы
Возраст. От шести лет.
Цель. Развитие воображения и речи.
Инвентарь. Тексты стихов для детей.
Число участников. Любое.
Участие взрослого. Обязательно.
Подготовка. Корней Иванович Чуковский говорил, что «те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы. На них должна лежать наибольшая тяжесть смысла» («Заповеди для детских поэтов»). Корней Иванович проводил эксперименты — своеобразные поэтические игры. Он закрывал основную часть стихотворения и по рифмам, которые были видны, предлагал ребенку отгадать, о чем говорится в стихотворении.
Содержание. Ведущий выбирает стихотворение и объявляет детям последние слова строк. Дети высказывают свои предположения, о чем говорится в четверостишии.
Пример:
...чаю,
...подбегаю,
...от меня
...от огня
...из спальни,
...хромой,
...умывальник
...головой
Рекомендации. Желательно использовать стихи, не известные детям.
Лунтик
Возраст. От шести лет.
Цель. Развитие речи, умения отвечать на вопросы.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. Любое.
Участие взрослого. Обязательно.
Подготовка. Ведущий просит детей представить, что он прилетел с другой планеты, например с Луны, и все видит в первый раз. Пусть дети помогут ему понять, что его окружает, для чего служат те или иные предметы ит. д.
Содержание. Ведущий спрашивает детей о назначении предметов, о привычках и образе жизни землян, побуждая детей к развернутому рассказу: «Что это такое? Для чего это нужно? Как этим пользуются? Из чего сделано?» и т. п. В ходе игры можно затрагивать самые разные темы, оперировать понятиями, связанными со временем, с пространственной ориентацией и т. д.
Примеры вопросов: «Что находится слева от окна? А что там было раньше? Что стоит на столе? А почему ваза стоит не под столом?».
Похожие статьи:
Скороговорки и чистоговорки для развития речи детей 5-7 лет
Игры, развивающие речь ребенка в 3 года
Нет комментариев. Ваш будет первым!