Игры, развивающие речь ребенка в 3 года
Игры на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Как поет крокодил
❀ Ведущий начинает петь песенку-вопрос. Дети постепенно включаются и начинают петь вместе с ним. Можно попросить детей самостоятельно придумать продолжение песенки.
Как поет крокодил? Мяу-мяу-мяу.
Он котенка проглотил. Мяу-мяу-мяу.
Как поет крокодил? Гав-гав-гав.
Он собачку проглотил. Гав-гав-гав.
Как поет крокодил? Му-му-му.
Он корову проглотил. Му-му-му.
Как поет крокодил? Жу-жу-жу.
Он букашку проглотил. Жу-жу-жу.
Как поет крокодил? Бе-бе-бе.
Он барашка проглотил. Бе-бе-бе.
Как поет крокодил? Дзинь-дзинь-дзинь.
Он будильник проглотил. Дзинь-дзинь-дзинь.
(и так далее, насколько хватит вашей фантазии)
Как поет крокодил? Ай-ай-ай.
Он в больницу угодил. Ай-ай-ай.
Громко-тихо
❀ Чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить быстро или медленно, его надо учить пользоваться умеренным темпом речи. Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.
❀ На примере игрушек разного размера или карточек с изображением животных и их детенышей можно показать, как «говорят», например, взрослая собака и щенок.
— Взрослая собака лает громко: «Гав-гав!»
Ребенок громко произносит:
— Гав-гав!
— А щенок лает тихо: «Гав-гав!». Как лает щенок?
Ребенок тихо произносит:
— Гав-гав!
❀ По аналогии нужно попросить ребенка озвучить других животных и их детенышей: лошадь и жеребенка, козу и козленка, кошку и котенка и т. д.
Не разбуди куклу
В ходе игры закрепляется умение манипулировать разными свойствами голоса.
Уложите вместе с ребенком куклу или игрушку спать.
— Катя много гуляла, играла, устала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку.
Ребенок тихо называет игрушку. Следите, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.
Кто как кричит
В ходе игры вырабатывается умение повышать и понижать голос, говорить тоненьким и низким голосом
❀ Рассказывайте историю, сопровождая свой рассказ показом соответствующих картинок или игрушек:
— Утром мы вышли гулять и услышали, как кто-то пищит «пи-пи-пи» (тоненьким голоском). Это маленький котенок потерял свою маму, зовет ее, щурится слепыми глазками. Как пищит котенок?
Ребенок тоненько говорит:
— Пи-пи-пи.
— Прибежала мама-кошка, громко замяукала и понесла своего котенка домой. Как замяукала мама-кошка?
❀ Аналогично используются и другие игрушки. Надо следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая и понижая голос.
Один много
Цель этой игры — научить ребенка образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах, правильно употреблять их в предложениях
❀ Для выработки автоматизма в произношении слов эту игру полезно совмещать с действиями. Например, взрослый говорит: «Волк» и бросает мяч ребенку, тот отвечает: «Волки» и возвращает мяч взрослому.
♦ Теленок — телята, много телят.
♦ Поросенок — поросята, много поросят.
♦ Жеребенок — жеребята, много жеребят.
♦ Щенок — щенки, много щенят.
♦ Зайчонок — зайчата, много зайчат.
♦ Козленок — козлята, много козлят.
♦ Цыпленок — цыплята, много цыплят.
♦ Индюшонок — индюшата, много индюшат.
♦ Утенок — утята, много утят.
♦ Картофелина — картофель, много картофеля.
♦ Лев — львы, много львов.
♦ Воробей — воробьи, много воробьев.
♦ Свинья — свиньи; много свиней.
♦ Перо — перья, много перьев.
и так далее.
Игра в слоги
Игра помогает ребенку получить знание о словообразовании. Способствует расширению словарного запаса. Развивает творческие способности
❀ Ведущий просит детей попробовать изменить привычное им слово, добавив к нему, например, слог «ки».
♦ Баран — баран-ки
♦ Пол — пол-ки
♦ Цвет — цвет-ки
♦ Рост — рост-ки и так далее.
❀ Второй этап игры: ведущий называет начало слова и просит детей добавить к нему другой слог, например, слог «ик».
♦ Слон — слон-ик
♦ Дом — дом-ик
♦ Гном — гном-ик
и так далее.
❀ Играть можно в паре с ребенком. Можно попросить детей объяснить, как изменяется значение слова. Например, из большого оно становится маленьким. Из одного превращается в «много» и т. д.
Противоположности
Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык определения противоположностей явлении, предметов
❀ Взрослый называет: «Ночь». Ребенок должен ответить: «День».
❀ Солнце — Луна, холодно — жарко, зима — лето, красивый — страшный...
Сделай из слона муху
Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык преобразования слов
❀ Из большого предмета или животного нужно сделать маленького. Например: слон — слоненок, курица — цыпленок, одеяло — одеяльце и т. д.
❀ Иногда у детей получаются очень смешные словообразования. Вы получите большое удовольствие от этой игры.
Сделай из одного много
Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык преобразования слов
❀ Из единственного числа ребенок должен преобразовать слово в множественное число. Например: носок — носки, листок — листья, человек — люди и т. д.
Абракадабра
Развивает звуковое внимание. Является основой для развития грамотного письма. Закладывает навыки хорошей дикции. Эта игра активно используется логопедами
❀ Дети должны вслед за взрослым повторять звуковую цепочку. Например: «со-сы-су, ро-ры-ру, по-пы-пу, фо- фы-фу» и т. д.
❀ Постепенно нужно увеличивать звуковую цепочку слогов. Играть можно в любое время и в любом тихом месте, главное, чтобы ребенок принимал в игре активное участие. Можно сопровождать звуки разными телодвижениями, имитируя тех или иных животных.
❀ Произносить такие звуковые цепочки может как взрослый, так и сам ребенок.
Зашифрованное слово
Игра поможет заложить и закрепить навыки выделения звуков речи, деления слов на слоги. Направлена на тренировку сочетания отдельных звуков в слова. Расширяет словарный запас. Способствует развитию творческих способностей ребенка
❀ Для начала берите самые простые слова, состоящие из трех-четырех букв, например: «Луна — улица — корова». Складываем первые буквы и получаем слово «лук».
❀ Для наглядности можно использовать мел и доску или ручку и тетрадь. Благодаря этому у ребенка будет развиваться и зрительная память. Первые буквы слов нужно будет выделить отдельным цветом или обводить кругом. С помощью такой методики закладываются основы чтения.
Запутанная история
Игра помогает научиться организовать повествовательную речь. Обучает умению слушать и продолжать развивать услышанную мысль. Формирует навыки логического изложения, творческой фантазии
Необходимый инвентарь: карточки с изображением различных предметов.
❀ Для начала, подготавливая карточки, постарайтесь использовать очевидные логические связи. Например: солнце — река — мячик — лодка — удочка — рыба — панама — палатка — ложка — костер — велосипед.
❀ Участники садятся в круг, им раздаются по две карточки. Первый игрок начинает рассказывать историю, произнося предложение, в которое включен предмет, изображенный на его карточке. Использованную карточку игрок кладет в центр круга. Второй участник должен продолжить историю, его задача — включить в нее предмет, изображенный на его карточке. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут использованы.
❀ В процессе игры ребенок научается удерживать в памяти элементы нескольких уровней:
1. Первый уровень: предложение с заданным предметом.
2. Второй уровень: то же предложение, но связанное с предшествующим.
3. Третий уровень: представление обо всей истории в целом.
Обзывалки
❀ В эту игру можно играть в какой-нибудь «ситуации ожидания» — от ожидания обеда до ожидания очереди к доктору. Можно играть, прогуливаясь по улице, купаясь в ванной и занимаясь домашними делами.
❀ Играют двое: ребенок и взрослый. Один говорит, например:
— Ты — дерево.
Другой:
— А ты — стул!
— А ты — цветок!
— А ты — холодильник!
и так далее.
❀ Если слово уже было названо, то больше его использовать в игре нельзя.
❀ Эта игра кажется очень смешной и увлекательной для ребенка. А родитель, играя в такую забавную игру, помогает своему ребенку научиться вербализовать те предметы окружающего его мира, которые в обыденной речи он совсем не употребляет или употребляет редко.
❀ Например, играя в ванной комнате, ребенок, исчерпав запас всех своих активных слов, обращается за помощью к окружающей его обстановке и начинает произносить названия предметов: зубная паста, щетка для волос, гель для бритья и т. д.
❀ Нельзя называть вещи обидные: тряпка, унитаз, грязь. Если название такого предмета было произнесено, другой игрок говорит: «Нет, это обидное слово», и нужно назвать другое слово.
Существительное и прилагательное
Вариант игры «Обзывалки»
Помимо существительного называется прилагательное. Например:
— Ты — высокое дерево!
— А ты — стул коричневый!
и так далее.
По правилам нельзя использовать обидные слова.
Игра, кроме развития речи, еще и учит избегать говорить обидное другим. И даже отвечать на дразнилки таким необидным образом. Слышала, как ребенок на обращение: «Ты — мелочь пузатая» отреагировал: «А ты —лампочка», что весьма ошарашило собеседника, закончилось хохотом и не дало разгореться ссоре.
Испорченный телефон
Вариант 1
❀ Игра для небольшой компании детей от 4 до 10 человек. Выбирается ведущий. Остальные дети рассаживаются на стульях, образуя цепочку. Они будут телефонным кабелем, по которому передаются слова ведущего.
❀ Ведущий говорит на ухо первому игроку слово, а тот должен передать его соседу. В процессе передачи слово невероятно трансформируется.
❀ Цель игры — правильно услышать слово, сказанное передающим его игроком. Последний игрок должен назвать слово, которое ему досталось. И если оно не совпадает с первоначальным, выясняют, на каком этапе слово исказилось. Тот игрок, который неправильно услышал и передал слово, становится ведущим.
Вариант 2
❀ Более сложный вариант: сказанное первому игроку слово передается соседу уже как его синоним, и так до конца цепочки. Повторяться нельзя, однокоренные слова использовать тоже нельзя. Результат может оказаться самым неожиданным.
❀ Можно разбить детей на две команды. Выигрывает та команда, последнее слово которой оказалось ближе по смыслу к первому.
Паровозик с вагончиками
❀ Цель игры — образовать цепочку слов существительных в именительном падеже, выдержанных в рамках одной темы.
❀ Например, задается тема: путешествие на паровозе.
❀ Взрослый говорит первое слово: «паровоз», а ребенок должен продолжить за ним и сказать, например: «чемодан». Взрослый продолжает: «перрон» и т. д.
Слово начинается с буквы...
❀ Взрослый задает задание: называть слова на букву, к примеру, «П», и сам подает пример: «Приключение». Ребенок или группа детей должны назвать другие известные им слова, начинающиеся на заданную букву.
❀ Можно выдать детям ручки, чтобы они черточками отмечали названное слово. Затем вместе с ними подсчитывать количество названных слов, параллельно закрепляя, таким образом, основы порядкового счета.
Особый магазин
❀ Выбирается продавец. Остальные дети становятся покупателями. Нужно разложить по полкам-прилавкам игрушки, вещи и т. д.
❀ В кошельки-сумки покупателей разложить кубики с азбукой, буквы из магнитной азбуки или карточки с буквами.
❀ Покупатели вынимают из сумок-кошельков буквы, называют их. В магазине они могут «купить» тот предмет, название которого начинается с доставшейся буквы.
Календарь погоды
❀ Эта долговременная увлекательная игра поможет ребенку закрепить знания о временах года, понять разницу между разными временами года, разницу температур, получить начальные знания о законах природы. Разовьет мелкую моторику рук, активизирует наблюдательность.
❀ Нарезаете кружочки из цветной бумаги. На каждом кружочке рисуете веселую или мрачную рожицу. Можно вместо кружочков подготовить солнышки и тучки.
❀ Приготовьте календарь с числами и днями недели.
❀ Каждый день наблюдаете с ребенком за погодой и приклеиваете на календарь (можно липкой лентой, можно клеевым карандашом): солнечно — веселая рожица, пасмурно — мрачная. Или просто солнышко, тучка. Это как вы с ребенком сами решите.
❀ Осадки отмечаете снежинкой или капелькой. Их можно просто нарисовать на самом календаре.
❀ Таким образом, вы задействуете сразу несколько аспектов обучения: счет, природоведение, развитие правильной повествовательной речи, навыки рисования и наблюдательности.
Я садовником родился
Игра способствует развитию речи, тренирует память
❀ Выбирается ведущий — «садовник». Остальные дети выбирают себе цветы, от имени которых они будут выступать. Все они готовят фанты, которые держат при себе.
❀ Начинает ведущий:
— Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... — и называет любой цветок из выбранных игроками.
Тот должен отозваться:
- Ой!
— Что с тобой?
— Влюблена (влюблен)...
— В кого?
— В...
И называет цветок другого участника (или самого садовника).
Тот также отзывается:
— Ой!
— Что с тобой?
❀ И так по кругу.
❀ Ребенок, который не отозвался, отдает фант. Ребенок, назвавший отсутствующий цветок, тоже отдает фант. Когда фанты закончатся, неправильно ответивший ребенок выбывает из игры.
«Да» и «нет» не говорить
Игра поможет ребенку научиться контролировать свою речь.
Даст стимул формирования навыков составления развернутого ответа на вопрос
Упрощенный вариант
❀ Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем, по мере освоения детей с игрой, роль ведущего может занимать любой ребенок.
❀ В игру можно играть как с одним-двумя детьми, так и с группой.
❀ Ведущий задает детям вопросы, побуждающие их односложно ответить «да» или «нет». По правилам, отвечая на вопросы ведущего, нельзя произносить слова: «да», «нет», «черное», «белое».
❀ Естественно, ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача же игрока — ответить правильно, соблюдая условия игры.
Полный вариант
❀ Ведущий, обращаясь к ребенку, произносит:
— Вам барыня прислала 100 рублей
и 100 копеек и сказала:
не смеяться, не улыбаться,
губки «бантиком» не делать,
«да» и «нет» не говорить,
черный с белым не носить,
«р» не выговаривать.
Что изволите купить?
❀ Или так:
— Вам барыня прислала голик да веник,
два мешка денег,
велела не смеяться, не улыбаться,
губки «бантиком» не делать,
«да» и «нет» не говорить,
черное и белое не носить.
Вы поедете на бал?
❀ Дети, отвечая на вопросы, должны соблюдать все введенные ограничения, а ведущий, напротив, старается их провоцировать.
❀ Не правда ли, не смеяться намного сложнее, чем просто не говорить «да» и «нет»?
Камень, ножницы, бумага
Игра полезна для тренировки умения описания предметов, аргументации своих мыслей
❀ Игра для двух детей или взрослого и ребенка.
❀ Произносится фраза: «Камень, ножницы, бумага. Раз, два, три!». На счет «три» участники:
• выбрасывают из кулака указательный и средний пальцы — «ножницы»;
• показывают ладонь — «бумага»;
• оставляют кулак сжатым — «камень».
❀ «Ножницы» режут «бумагу», «бумага» оборачивает «камень», «камень» затупляет «ножницы». Чей предмет сильнее, тот и выиграл.
❀ Есть более сложный вариант — уже известные обозначения «камень», «ножницы», «бумага», а также:
• «карандаш» — указательный палец;
• «огонь» — растопыренные пальцы вверх;
• «вода» — рука, изогнутая «волной».
❀ Здесь победитель определяется умением убедить соперника в превосходстве своего знака.
Угадай слово
Игра поможет ребенку закрепить знания алфавита, умение дробить слова на составляющие его буквы, активно тренирует память
Необходимый инвентарь: ручка и лист бумаги.
❀ Детский вариант подростковой игры «виселица».
❀ Взрослый загадывает слово и представляет его в виде черточек, заменяющих буквы: _ _ _ _ _ _ _
❀ Ребенок должен называть буквы и угадывать слово. Каждая неправильная буква изображается в виде черточек, которые в итоге складываются в вагончик, увозящий загаданное слово.
Буквы в окошке
❀ На цветном картоне формата АЗ рисуете большой дом. В нем 33 окошка с закрытыми ставнями. Делаете разрезы так, чтобы ставни открывались. Наклеиваете дом на цветной лист бумаги так, чтоб окошки могли открываться. В окошках рисуете буквы.
Учим и закрепляем знания алфавита
❀ Мы с дочкой в такую игру играем. Кидаем деревянные кубики с буквами. Какая буква выпала, она должна назвать, если назвала правильно — она этот кубик выиграла, если неправильно — я. После того как кинули все 12 кубиков, считаем — у кого больше. Кто победил, получает конфету. Ну и, естественно, по ходу игры неизвестные буквы мама называет, проговаривает 10 раз и просит повторить малыша.
Надписи
❀ Подпишите в доме все, что можете. Например: «СТОЛ», «СТУЛ», «ТЕЛЕФОН», «ДВЕРЬ», «ПОЛ», «ОКНО», «КУХНЯ» и т. д. Скотчем приклейте полоски бумаги с надписью, сделанной крупными печатными буквами.
❀ Вместе с ребенком прочитывайте эти слова.
Чепуха
❀ Многие дети очень любят игры со словами, их завораживает способность буквы полностью изменить слово.
❀ Игра «в чепуху» очень для этого подходит. Для этого взрослый заранее придумывает пару слов, отличающихся лишь одной буквой, например, овечка — свечка, рожки — ложки и т. д.
❀ Ребенку предлагается фраза типа: «На лугу паслись свечки». Задача малыша — определить, какое слово имелось в виду.
Цепочки
❀ Существует великое множество словесных цепочек, отличающихся только одной буквой. Их нужно записать на листе бумаги. Или сделать специальные карточки, где неизменная часть пишется на плотном картоне, а для изменяемой буквы прорезается окошечко, в которое наклеивается книжечка с соответствующими буквами.
❀ Примеры цепочек:
• лук, сук, бук, жук-,
• мак, бак, рак, лак-,
• том, сом, ком, лом, дом;
• боль, моль, соль, роль, ноль;
• кочка, почка, дочка, точка, бочка;
• гора, кора, нора, пора;
• бук, бок, бык, бак.
Найди разницу
❀ Можно поиграть с омофонами — словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному: код — кот, лиса — леса, лук — луг, пруд — прут.
❀ Другой вариант: можно написать слово, в котором одна буква, первая или последняя, закрывается окошечком: уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк.
Домик-домище
Игра с суффиксами — степени сравнения прилагательных
❀ Персонажами могут быть герои сказок. Например, медвежонок Мишутка сильный, медведица Настасья Петровна сильнее, а медведь Михайло Иванович — сильнейший.
❀ Один из трех сыновей у царя может быть мудрым (или умным), другой — мудрее, а третий — мудрейшим и т. д.
Слова и движения
Эта игра способствует развитию устной речи
❀ Можно вместе с ребенком придумывать знаки для слов. Придумайте вместе с ребенком, каким движением можно обозначить слово, например, собака. Это должна быть в основном крупная моторика, например, кошка — гладить всей рукой; дятел — постучать пальцем о ладонь и т. д.
❀ Дети сами могут создать целый словарь.
Игры с буквами и в буквы
❀ Можно придумывать вместе с ребенком, как выглядят и как разговаривают буквы.
❀ Например, «Ф» — это фырчалка, надутые щечки, «Р» — конечно же, рычалка.
❀ А как может выглядеть буква Ф? Это может быть фонарь? Или фара? Вспомните вместе с ребенком, где могут быть фонари или фары?
❀ Можно «отправиться» ночью в лес с фонарем. Или «поехать» ночью на машине с включенными фарами. И повстречать в лесу филина, которого можно сфотографировать фотоаппаратом и т. д.
❀ Такие игры-рассказы можно придумать для каждой буквы.
❀ Дети быстро включаются в такие игры и, представляя и проигрывая события, легко запоминают новые слова.
Щи из алфавита
Игровая методика запоминания алфавита. Можно готовить из алфавита суп или другое блюдо
❀ Приготовьте кастрюлю, можно игрушечную, и варите щи из печенья «алфавит» или магнитной азбуки. На каждую букву ребенок должен вспомнить какой-нибудь овощ. Какие-то буквы могут и не попасть в щи.
К — капуста, картошка,
М — морковь,
П — помидоры, петрушка,
Л — лук...
❀ Когда щи будут готовы, можно «разлить» их по тарелкам, при этом приговаривая, какие овощи кому достались.
❀ С такими играми ребенок не будет думать, что учиться — это скучно.
Артикуляционная гимнастика
❀ Будьте настоящими артистами, проявите фантазию.
❀ Играйте с ребенком, одеваясь на прогулку, в мычащих коровок, кукарекающих петухов, лающих собак. Пока переберете всех известных вам животных, не заметите, как оденетесь без слез и уговоров.
❀ Начните делать специальные игровые упражнения. Выбирайте время, когда малыш в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т. д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Рекомендуемое число повторений: 6-8 раз.
❀ Вот некоторые примеры:
♦ Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
♦ Надуть щеки, сдуть щеки, как воздушный шарик.
♦ Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
♦ Облизать тарелочку, как это делает киска.
♦ Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
♦ Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот», «набирать им водичку», слегка причмокивая.
♦ Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
♦ Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
♦ Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
• Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
• Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
• Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
• Поиграть в паровозик: погудите «у-у-у», губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
• Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
• Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
Развиваем речевое дыхание
❀ Полезные и необходимые для нормального развития речи ребенка упражнения можно проводить в форме игры. Например, читая или вспоминая сказку про трех поросят, стихотворение «Дуйте ветры, ветры в поле» и т. д., поучите ребенка дуть. Предложите ему подуть на маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер. Дуть нужно ртом с округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.
❀ Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на них подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.
❀ Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, «ветер» будет колыхать «листву». Такие упражнения также развивают воображение.
❀ Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.
❀ Научите ребенка дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.
❀ Бывает так, что дети смешивают понятия «вдох» и «выдох», а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»).
❀ Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.
❀ Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А. С. Пушкина): на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое «ш-ш-ш».
❀ Можно тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть ребенок дует в трубочку. Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю».
❀ Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенок попытается пригнать кораблик к определенному месту.
Развитие фонетического слуха
❀ Взрослый произносит звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, звук «М». Или называть слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, в котором есть буква «В».
Замена букв
❀ Взрослый просит заменить ребенка первую букву разных слов на какую-то одну и ту же букву, например: буква «Р»: лис — рис, лепка — репка, диск — риск и т. д.
Буквы-звуки
Игра хорошо развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению
❀ Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки».
❀ Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит в этом слове. В том случае, если малыш хорошо справляется с этим заданием, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, или в конце, или в середине.
❀ Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Лишнее слово
1. Мама посолила суп солью.
2. В деревне жили старые старики.
3. В саду гуляют маленькие малыши.
4. К весне зелень зазеленела.
5. Ковер запылился пылью.
6. Толя спросил вопрос у учителя.
7. Незнайка был ленивым лентяем.
8. У меня есть деревянная деревяшка.
9. В комнате засветился свет.
10. Дедушка был ворчливым ворчуном.
11. Мы с братом любим праздновать праздники.
12. На лугу белели белые ромашки.
13. По комнате прокатился круглый шар.
14. После кота на руке осталась поцарапанная царапина.
15. На рисунке Оля нарисовала лес.
16. Какая красивая красота!
17. Верблюды бродили в пустынной пустыне.
18. Вчера мы купили много покупок.
19. На ветвистых ветках висели яблоки.
20. Около курицы желтели желтые цыплята.
❀ По аналогии с предложенными выше фразами вы можете сами составить такие предложения, попросите ребенка помочь вам найти лишнее слово.
Автор: Наталья Коскова
Похожие статьи:
Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Игры на развитие речи и мышления у младших дошкольников
Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!