Игры на развитие речи и мышления у младших дошкольников
Игры, развивающие речь и мышление у детей младшей группы детского сада
Практически во всех играх, описанных раньше, дети встречались с игровыми действиями, в которых активно участвуют и речь и мышление. (Эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом.) Но в указанных играх использовался тот уровень развития речи и мышления, которого дети уже достигли.
Все предложенные игры нацелены на то, чтобы развивать эти процессы в необходимом единстве.
Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т. е. умения выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления. Все эти направления представлены в играх данного раздела.
На отработку артикуляции и уточнение произношения трудных для малышей звуков направлены только две первые игры («Чудесный сундучок» и «Мешочек, впусти!»). Причем акцент в них делается на интонационной выразительности речи, которая, как правило, страдает у малышей. Следующие игры («Зайчик и мишка» и «Где спрятался зайчик?») направлены на развитие пространственных представлений ребенка и на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом), и сразу же закрепляют знания. Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления.
В большинстве игр этого раздела слово связано с движением и действием (реальным или воображаемым). В играх «День рождения куклы Аленушки» и «Где мы побывали, что мы повидали?» связь речи и движения является основой развития мышления ребенка: словесное выражение своих действий способствует их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые действия наполняют слова конкретным содержанием.
В некоторых играх дети учатся выделять назначение (функцию) предмета. Вначале этому способствуют сюжетная, воображаемая ситуация и действие с предметом («День рождения куклы Аленушки»), в дальнейшем дети учатся формулировать назначение предметов с помощью слов, загадывая и отгадывая загадки («Кому дать?»^
Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Развитию этой способности посвящено несколько игр данного раздела. В игре «Отгадай-ка!» пример синтезирования признаков дает сам воспитатель. Вместе со своим помощником (ребенком) он перечисляет характерные особенности предмета, т. е. загадывает загадку, а дети ее отгадывают, т. е. строят целостный образ предмета по совокупности его признаков. В то же время, выполняя роль помощников воспитателя и перечисляя вслед за ним признаки предметов, изображенных на картинке, дети делают первые шаги к описанию предмета через анализ и синтез его характерных особенностей.
В следующей игре малыши уже сравнивают предметы по совокупности признаков. В игре «Парные картинки» они сами (по опорным вопросам воспитателя) перечисляют признаки изображенного предмета, т. е. производят элементарный анализ и синтез. Рассуждая и обмениваясь впечатлениями, дети устанавливают тождество или различия предметов. Игра учит их рассуждать и делать выводы.
В заключительной игре данного раздела («Игрушки-артисты») малыши учатся устанавливать смысловые связи и отношения между действующими персонажами и понимать разные жизненные ситуации. Передавая эти отношения посредством связной речи, дети осмысливают содержание жизненных ситуаций.
Таким образом, игры, представленные здесь, обеспечивает органическую связь между мышлением и речью, которая взаимообогащает эти важнейшие психические процессы и способствует познавательному развитию ребенка.
Чудесный сундучок
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Задача настоящей игры — учить детей ясно, громко и отчетливо произносить знакомые слова. Игровая ситуация включает также требования к интонационной стороне речи (выразить свою просьбу, благодарность и пр. с соответствующей интонацией). Кроме того, дети учатся вести диалог, т. е. слушать высказывания сверстников и отвечать на них словами и действиями.
Игра построена на сюрпризах, которые дети получают из чудесного сундучка. Свойственные малышам любопытство, желание поскорее узнать, какая игрушка кому приготовлена, и радость при ее получении обеспечивают активную заинтересованность игрой, способствуют успешному выполнению ее требований.
В этой игре речь является средством доброжелательного, вежливого общения детей друг с другом. Дети учатся оказывать помощь друг другу, разделять затруднения других. Игра объединяет малышей, развивает у них чувство солидарности.
Игровой материал.
Образные игрушки, характер которых позволяет выполнять выразительные движения, связанные с многократным повторением определенных речевых звуков в разных сочетаниях: куклы небольших размеров, самолетики, зайчики, машинки, уточки, птички, лягушата, солдатики или матросы, погремушки и озвученные неваляшки и т. п. Игрушек должно быть не меньше, чем участников игры. Желательно иметь несколько игрушек в запасе.
Для игры нужна также большая картонная коробка или ящик из-под посылки (к ним следует приделать откидную крышку). Такой сундучок можно красиво оформить, обклеив цветной бумагой. Для прочности его лучше сперва обклеить марлей, а поверх нее цветной бумагой. Каждый вид игрушки нужно иметь в четырех экземплярах. Одинаковые предметы рекомендуется для удобства выложить на картонный планшет или хотя бы проложить каждый ряд игрушек плотной бумагой. Это избавит детей от лишних поисков и облегчит воспитателю организацию игры.
Сундучок можно привезти в группу на большой игрушечной машине или тележке. Она же будет заменять подставку для сундучка. В качестве подставки можно также использовать обычный детский стул.
Описание игры и приемы ее проведения.
Пообещав малышам показать что-то очень интересное, воспитатель приглашает их занять места на стульчиках и приносит нарядный сундучок с игрушками. Поднимает его, слегка покачивает, так, чтобы дети услышали звук, и спрашивает: «Как вы думаете, что там такое?» Возбудив у детей любопытство и предоставив им возможность немножко погадать, воспитатель садится за столик и приступает к объяснению игры. Он ставит сундучок напротив сидящих малышей с таким расчетом, чтобы им было легко следить за ходом игры, удобно вынимать игрушки и чтобы при этом оставалось достаточно свободного места для игровых действий. Стараясь ввести малышей в игровую ситуацию и вызвать у них активный интерес к игре, воспитатель снимает с сундучка ткань, которой он обернут, и от имени сундучка обращается к детям со следующими словами:
«Я чудесный сундучок,
Вам, ребята, я — дружок.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Здравствуйте, ребята! Примите меня поиграть с вами!»
Дети вместе с воспитателем здороваются с сундучком и принимают его в игру. Приступая к наглядно-действенному объяснению игры, взрослый то обращается к детям, подсказывая им нужные слова, то говорит от имени сундучка. В результате происходит примерно такой диалог между малышами и чудесным сундучком:
Дети. Сундучок, сундучок, что ты нам принес?
Воспитатель (от имени сундучка). Я всем вам принес игрушки.
Дети. Вот спасибо! (Хлопают в ладоши.) А какие игрушки ты принес?
Воспитатель. Я принес вам много игрушек: машинки, самолетики, куклы, зайчики, уточки и лягушата.
Дети. Чудесный сундучок! Ты игрушки всем принес?
Воспитатель. Игрушек у меня полным-полно, хватит всем!
После такого диалога воспитатель подзывает сразу четверых детей, предлагает им подойти к сундучку и обратиться к нему со следующими словами: «Сундучок, сундучок, пожалуйста, откройся и скажи, какие игрушки ты принес?» Педагог предупреждает, что брать молено только те игрушки, которые назовет сундучок (ведь именно эти игрушки он принес малышам), говорить слова нужно четко, громко, не торопясь, чтобы сундучок услышал и понял, о чем его просят. Затем воспитатель напоминает слова, которые нужно сказать сундучку, и вместе с вызванными детьми произносит их. Остальные участники игры помогают им.
Выдержав небольшую паузу, воспитатель медленно откидывает крышку сундучка и называет игрушки, приготовленные для вызванной четверки детей. Дети берут названные игрушки. Все они одинаковые и лежат в сундучке сверху. Малыши показывают всем свои игрушки и садятся на места. Вызывается новая четверка. Вместе с воспитателем эти дети произносят нужные слова, берут приготовленные для них одинаковые игрушки, показывают их всем и возвращаются на места. Так, быстро, оживленно и весело происходит раздача игрушек. Опустевший сундучок закрывается, а воспитатель напоминает детям, что сундучок хотел узнать, как они любят играть, и предлагает поиграть полученными игрушками.
Выходит какая-нибудь одна группа детей, получивших одинаковые игрушки. Им предлагается показать сундучку, как они играют своими игрушками. Воспитатель подсказывает игровые действия и показывает выразительные движения, которые выполняются по подражанию. Например, если у детей в руках куколки, они могут с ними поплясать, а все остальные споют им плясовую песенку. По показу воспитателя дети-музыканты играют на воображаемых инструментах, произнося определенные звуки: на дудочке — «тру-ру-ру», на балалайке — «трень-трень-трень» и т. д. Малыши, получившие самолетики, заводят мотор, произнося «трррр...», а потом «летают высоко-высоко» по комнате. Остальные участники игры произносят те же звуки: они помогают заводить мотор. Дети, получившие зайчиков, прыгают, а все остальные помогают им словами «скок-скок-скок». Солдатики дружно маршируют, а все остальные изображают игру на барабане, произнося «трам-та-ра-рам». Уточки ходят по комнате вразвалочку, произнося «кря-кря-кря», а остальные тоже крякают.
Таким образом, все участники игры, подражая воспитателю, выполняют различные игровые действия, выразительные движения и упражняются в произнесении различных звуков, обычно затрудняющих речь многих младших дошкольников. Заканчиваться игра может по-разному: можно устроить хоровод вокруг сундучка, спеть ему песенку и пригласить в гости еще раз, можно свободно сгруппироваться вокруг сундучка и поблагодарить его, а можно от имени сундучка дать оценку играм (похвалить детей и попрощаться с ними), а затем вынести сундучок из комнаты.
Правила игры.
1. Нужные слова говорить громко, не спеша, отчетливо произнося каждый звук.
2. Брать из сундучка только те игрушки, которые были названы; обязательно показывать полученную игрушку остальным участникам игры.
3. После показа действий с игрушками следует возвращать их в сундучок. -
4. Разговаривать с сундучком выразительно, передавая вопрос или просьбу соответствующей интонацией.
Советы воспитателю.
По своему характеру предлагаемая игра является забавой, поэтому необходимо, чтобы раздача игрушек проходила живо и не утомляла детей. Для этого заранее подумайте и подготовьте игрушки, предназначенные тому или иному ребенку, и расположите их в сундучке так, чтобы было удобно брать.
Продумайте заранее также состав каждой четверки играющих: лучше объединять робких, застенчивых детей с более активными и смелыми. Это поможет тем, кто пассивен, преодолеть свою робость. Важно также обеспечить непрерывную активность всех участников игры, которая может проявляться в том, что вызванным детям помогают остальные.
Эту игру желательно повторить несколько раз, усложняя ее правила. Например, можно разрешить детям, когда они освоятся с правилами, выбирать игрушки по собственному желанию. Пока малыши еще недостаточно организованы и не подготовлены к выполнению сложных правил, можно упростить раздачу игрушек (эти действия будет выполнять взрослый).
При повторении игры состав игрушек может пополняться, разнообразя тем самым содержание игровых действий. Важным условием успеха предлагаемой игры является пример эмоционального поведения воспитателя.
Мешочек, впусти!
(вариант игры Н. В. Королевой)
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра направлена на расширение и уточнение активного словаря детей и упражнение в правильном произнесении звуков, которые многие малыши еще плохо выговаривают. Кроме того, в игре дети учатся внимательно слушать ответы сверстников и смело, громко и четко произносить слова при всех. Они приучаются также приходить на помощь друг другу в случаях затруднений и соблюдать правила общения.
Каждый ребенок по очереди решает задачу индивидуально, самостоятельно ориентируясь на несколько требований. Это расширяет объем внимания и помогает готовить ребенка к занятиям учебного характера. Вместе с тем в этой игре содержится задача, которую малыш решает на виду у всех. Решение этой задачи приобретает для ребенка особую значимость — ему важно получить признание сверстников. Такое признание помогает преодолевать неуверенность, робость, а в некоторых случаях и пассивность. Трудно переоценить значение этого для воспитания личности ребенка.
Игровой материал.
Разнообразные миниатюрные игрушки, изображающие предметы обихода, транспорт и животных. Это может быть игрушечная посуда: чайник, чашечка, стакан, блюдце, тарелочка, поднос, мисочка, кастрюлька, сковородка, половник, вилочка, ножик, кружка. Можно использовать и некоторые предметы кукольного гардероба: пальтишко, платье, передник, трусики, рубашку, куртку, кофточку, юбку, сарафан, брюки. Из игрушечного транспорта можно взять грузовичок, лодочку, автомобиль, кораблик, вагон.
При подборе игрушек нужно учитывать и звуковые особенности названия, чтобы дать возможность детям поупражняться в правильном звукопроизношении сложных для них слов.
Игрушек должно быть столько, сколько детей в группе, лучше с небольшим запасом. Это позволит вызвать повторно тех воспитанников, которые больше всех нуждаются в подобных упражнениях, а также тех, кто не смог без посторонней помощи справиться с задачей и был огорчен своей неудачей.
Для игры нужен красивый, просторный мешочек из непрозрачной ткани, собранный сверху на тугой резинке. Желательно иметь также новую для детей образную игрушку, например зайчика, мишку, петрушку и т. д.
Весь этот материал следует хранить в специальной коробке с отделениями для игрушек и мешочка.
Описание игры и приемы ее проведения.
В игре участвуют все дети группы. Пока они рассаживаются, воспитатель ставит поближе к ним большой стол и предлагает всем поиграть в новую игру. Он ставит на стол коробку с игровым материалом, открывает ее и вынимает одну за другой игрушки, показывает их детям и раскладывает на столе рядами. (Игрушки располагаются на некотором расстоянии друг от друга.) Вынимая из коробки мешочек, воспитатель неожиданно находит под ним игрушечного зайчика. «А ты как сюда попал?» — шутливым тоном обращается он к игрушке.
Разыгрывается сценка, будто зайчик сознается в том, что ему очень хотелось побывать в гостях у малышей и, когда воспитатель вышел из комнаты, он прыгнул в коробку и спрятался под мешочком. Он очень просит простить его и принять в общую игру. «Ну как, примем зайчишку в игру?» — обращается воспитатель к детям.
Вызвав разыгранной сценкой живой интерес и симпатию к зайчику, воспитатель усаживает его подле себя на краю стола и просит сидеть тихо и следить, чтобы никто не мешал играть. Педагог берет в руки мешочек и знакомит детей и зайчика с его устройством и с правилами игры: «Смотрите, какой красивый мешочек. Нравится? Он тоже пришел поиграть с вами. Он умеет открываться и впускать игрушку, вот так». Взрослый показывает, как растягивается собранный на резинке вход и как мешочек пропускает игрушку. Затем подзывает ребенка и предлагает ему взять со стола игрушку, которая лежит с самого краю, в первом ряду.
«Скажи, что ты взял? — спрашивает воспитатель. — Что это такое? Как ты думаешь, для чего это нужно (вместе с остальными детьми помогает ему уточнить назначение предмета). А теперь подойди к мешочку, скажи: «Мешочек-мешочек, пожалуйста, впусти!» — и назови то, что у тебя в руках».
Если ребенок правильно называет предмет, мешочек в руках воспитателя растягивает резинку, а зайчик одобрительно кивает головой и хвалит малыша: «Молодец! Правильно назвал и хорошо сказал». Если ребенок ошибается в названии игрушки или произносит слова невнятно, слишком тихо, мешочек сжимается и не впускает игрушку, а воспитатель предлагает малышу повторить слова или исправить свою ошибку и назвать предмет правильно, громко и отчетливо. Если это у него не получается, педагог спрашивает остальных участников игры, кто хочет помочь ему, и теперь два ребенка вместе говорят нужные слова, выражая интонацией просьбу впустить игрушку. Мешочек открывается и впускает ее.
В случаях, когда дети не знают, как называется предмет, им может помочь зайчик. Воспитатель поручает ему показывать лапкой, кто хорошо приготовился и кого можно вызвать выбирать игрушку. Ребенок выходит. Взрослый предлагает ему встать лицом к остальным участникам игры, чтобы всем было видно, какую игрушку он берет и впускает ли ее мешочек. Управляя мешочком, воспитатель оценивает действия ребенка от лица зайчика и отправляет его на место. Приглашается другой ребенок, и все повторяется.
Вызывая детей по очереди, воспитатель старается все время поддерживать тесную связь с остальными участниками игры. Он просит их оценивать правильность сказанного и помогать тому, кто затрудняется или робеет, не решаясь самостоятельно действовать и говорить.
Постепенно стол освобождается от игрушек, а каждый ребенок решает предложенную обучающую задачу и получает одобрение от сверстников, воспитателя и зайчика.
Правила игры.
1. Брать со стола нужно только ту игрушку, которая лежит на краю стола и является первой в ряду.
2. Называет игрушку только тот, кто ее взял, т. е. кого вызвал воспитатель.
3. Нельзя мешать вызванному ребенку и подсказывать название игрушки. Тех, кто не выполняет это правило, воспитатель и зайчик долго не вызовут к мешочку.
Советы воспитателю.
В начале игры вызывайте уверенных в себе и смелых детей, которые могут дать наглядный пример остальным. Но в дальнейшем нужно приглашать всех участников игры по очереди, а робких и пассивных, в особенности тех, кто потерпел неудачу, непременно вызвать повторно.
При назывании игрушек особое внимание обратите не только на правильное произношение слов и уточнение названий предметов, но и на интонацию просьбы, когда дети обращаются к мешочку. Это поможет устранить недостаток речи, который наблюдается у многих детей, — ее монотонность и невыразительность.
Использование в качестве игрового персонажа образной игрушки (зайчика) будет способствовать активизации воображения детей, служить эмоциональной разрядкой.
Не забывайте в ходе игры поощрять детей за организованное поведение, готовность помочь друг другу и правильное называние игрушек,
Зайчик и мишка
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Цель данной игры заключается в том, чтобы приучать детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами. Играя, малыши приобретают новые знания и представления и тут же применяют их в действиях. Это имеет важное значение как для обогащения словаря, так и для развития пространственного воображения и мышления.
Обучающая задача заключается в том, что ребенок должен обозначить словом разные варианты пространственных отношений, которые наглядно воспроизводятся с помощью действий с игрушками. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля игрушек). Взрослый, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух персонажей (зайчика и мишки). То они становятся друг напротив друга, то расходятся, то сходятся, то перегоняют друг друга и пр. С помощью взрослого дети узнают значение следующих наречий и предлогов: напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.
Вопросы воспитателя побуждают детей осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. Малыши активно и с удовольствием усваивают каждое новое слово, которое произносит взрослый. Отвечая на его вопрос, они используют на практике приобретенное представление и новое слово. Таким образом, процесс усвоения новых слов опирается на активный интерес детей к содержанию спектакля. Эмоциональная включённость детей в забавное зрелище является важным условием приобретения новых знаний.
Игра имеет коллективный характер. Все ее участники дружно отвечают на вопросы взрослого, сообща решают познавательную задачу, учатся у воспитателя и друг у друга. Даже те дети, которые еще не могут самостоятельно решить поставленную задачу, подражая другим, делают маленький шаг на пути к усвоению пространственных отношений и новых слов. При повторении игры их самостоятельность повышается. Игра сближает детей как партнеров, дает им новый социальный опыт.
Игровой материал.
Две образные игрушки (желательно зайчик и мишка), примерно одинаковых размеров и привлекательные для детей; небольшой стол, покрытый тканью, и открытая ширма. При повторении игры могут вноситься дополнительные предметы декорации (куст, дерево, забор и пр.).
Описание игры и приемы ее проведения.
Игра начинается с короткого рассказа воспитателя: «Жили-были два неразлучных друга — зайка-незнайка и мишка-шалунишка. Они любили вместе играть и баловаться. Хотите с ними познакомиться? Давайте позовем их все вместе: «Зайка! Мишка! Идите к нам!» Дети вместе с воспитателем зовут друзей, которые тут же появляются о противоположных сторон стола (в руках воспитателя) и одновременно приближаются друг к другу — зайка прыжками, мишка вразвалочку. Они останавливаются на небольшом расстоянии друг от друга, кланяются и здороваются. «Здравствуй, мишка». — «Здравствуй, зайка», — разными голосами произносит воспитатель. «Вот они и встретились, — говорит он детям. — Посмотрите внимательно и скажите, как они стоят — напротив друг друга или рядом?» Дети хором отвечают, выбирая нужное слово.
«Правильно, они стоят напротив и смотрят друг на друга, — говорит воспитатель и продолжает голосом мишки. — Зайка, иди ко мне поближе, давай посидим вместе». Зайка приближается, игрушки поворачиваются лицом к детям, садятся, мишка обнимает зайчика. «Теперь как они сидят? Подумайте и скажите — напротив или рядом? — спрашивает воспитатель. — Правильно, конечно, рядом, очень близко друг к другу». Вдруг зайчик вскакивает и прыжками убегает от мишки. «Догоняй меня!» — говорит зайчик. Мишка неуклюже старается его догнать, но никак не может, он говорит: «Ой, устал, отдохнем немножко!» Игрушки останавливаются, а воспитатель опять задает вопрос детям: «Только что они были близко, а теперь как — близко или далеко?» Дети отвечают, а воспитатель подтверждает правильность их ответа. «А кто нз них впереди и кто позади? Подумайте и скажите». Дети отвечают, а воспитатель оценивает их ответ.
Неожиданно зайчик подбегает к мишке, прыгает ему на спину и садится верхом. Мишка становится на четвереньки и возит зайчика по сцене. Во время остановки воспитатель задает детям вопросы: кто из персонажей находится внизу, а кто наверху?
После этого начинаются веселые проказы игрушек, которыми заканчивается спектакль: мишка и зайка догоняют друг друга, зайка прячется за спиной мишки и поглядывает на ребят, мишка поднимает зайчика, они прыгают, кувыркаются, прощаются с детьми и убегают со сцены. Так заканчивается этот веселый спектакль.
Правила игры.
1. Внимательно смотреть на сцену и слушать.
2. Во время спектакля не мешать артистам.
3. Отвечать на вопросы воспитателя.
Советы воспитателю.
Игра требует специальной подготовки. Нужно тщательно отрепетировать все игровые действия, научиться управлять игрушками (освоить технику спектакля), говорить голосом мишки и зайки, приготовить необходимый материал.
Этот забавный спектакль обязательно повторите в ближайшее время. При этом дополните обстановку декорациями: поставьте нарисованные и вырезанные из картона елочки, сделайте огород, где растет морковка, поставьте бочонок с медом. Все это поможет разнообразить действия персонажей и соответственно их пространственные отношения.
Эта игра от начала до конца должна быть совместной. Самое важное — не требуйте от детей индивидуальных ответов, задавайте вопросы сразу всем участникам игры. Всегда можно уловить, кто из детей отвечает активно и самостоятельно, а кто запаздывает или вовсе молчит. С такими воспитанниками поиграйте отдельно.
Перед тем как повторять спектакль, специально напомните детям правила игры, подчеркните, что их нарушение может сорвать спектакль — игрушки-артисты убегут и не будут ничего показывать. Соблюдение правил игры является не менее важной стороной воспитательных воздействий, чем познавательное содержание самой игры. Правила дисциплинируют, учат сосредоточенности внимания и целенаправленному восприятию, обдумыванию получаемых впечатлений. Кроме того, в них содержится важный нравственно-волевой компонент: дети приучаются считаться не только со своими желаниями, но и с желаниями сверстников. Ведь неуместная активность может огорчить других детей и воспитателя, испортить весь спектакль. Сознательное соблюдение правил поведения во время спектакля воспитывает чувство своей принадлежности к коллективу, т. е. элементы группового сознания. А эта очень важно для формирования нравственных качеств личности.
Где спрятался зайчик?
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Цель этой игры во многом сходна с предыдущей: развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения. Малыши получают возможность использовать уже приобретенные знания и представления в новой, более сложной игровой ситуации. Эта игра сложнее предыдущей и по своему содержанию и характеру совместной деятельности.
Обучающая задача требует, чтобы ребенок не просто ответил, где находится спрятанный зайчик, но и отгадал, почему он здесь спрятался. В решении этой задачи нужно не только применить имеющиеся знания, но и проявить находчивость, догадливость. Для этого требуются элементы творческого мышления.
По своему характеру эта игра уже не забава, а игра-задача, которая требует от ребенка более целенаправленных усилий мысли. Несмотря на коллективный характер деятельности, игра рассчитана на разделение ответственных ролей: кто-то из детей прячет, а кто-то ищет. Обучающую задачу решают и те и другие, но по-разному. Те, кто прячет, решают вместе с воспитателем, как загадать загадку, т. е. как найти такое место для зайчика, чтобы его можно было не только назвать словами, по и выполнить игровое действие с зайчиком. Тот, кто ищет, должен самостоятельно решить познавательную пространственную задачу (обозначить словами, где находится зайчик по отношению к предметам обстановки) и отгадать игровое действие с ним, которое придумали те, кто спрятал зайчика.
Эта игра учит детей согласованному выполнению разных игровых ролей и ответственности друг перед другом.
Игровой материал.
Образная игрушка (желательно зайчик). Дополнительно можно использовать и другие образные игрушки (предметы кукольной мебели, посуду, машинки и пр.).
Описание игры и приемы ее проведения.
«Хотите поиграть сегодня в загадки? Только это будут загадки особенные! Нужно отгадать, где спрятался зайка-озорник и что он там делает», — с такими словами обращается воспитатель к детям и предлагает им занять свои места. Затем подзывает кого-нибудь из детей (желательно более смелого и развитого ребенка), предлагает ему отойти подальше, к стене, стать спиной к детям, закрыть глаза и руками уши и не оглядываться, пока его не позовут.
Обращаясь к остальным детям, воспитатель шепотом сговаривается с ними, куда спрятать зайчика. Он предлагает место, где можно спрятать зайчика, и подсказывает, что он там будет делать. Например: «Давайте поставим зайчика на аквариум, пусть Вова догадается, что зайчик хочет посмотреть, как плавают рыбки». Педагог просит детей не выдавать секрет: «Не говорите, где спрятан зайчик и что он там делает. Водящий должен сам его найти и сказать, где он спрятан, а мы посмотрим, правильно ли он нашел и правильно ли угадал, что делает зайчик».
«Пора!» — говорят хором дети, и водящий отправляется на поиски. Воспитатель предупреждает, что он должен не только найти игрушку, взять и принести ее, но и сказать, где он ее нашел и что зайчик там делал. Если ребенок затрудняется в правильном словесном обозначении места, воспитатель предлагает детям помочь ему. Кто-либо из детей подходит к водящему и подсказывает ему на ушко, где спрятался зайчик. Но загадку, что он там делает, ребенок должен отгадать самостоятельно. В этом ему может помочь наводящий вопрос воспитателя. Если ответ правильный, дети хлопают в ладоши и говорят: «Молодец!» Затем выбирается новый водящий.
Так по очереди дети ищут спрятанного зайчика и отгадывают разные игровые действия, а остальные вместе с воспитателем придумывают новые загадки. Приведем несколько примеров таких загадок: зайчик залез на шкаф за флажком и боится спрыгнуть; зайчик подошел к машине и хочет на ней покататься; зайчик сел верхом на лошадку и ждет, когда его покатают; зайчик сел за игрушечный столик и хочет, чтобы его покормили.
Конкретное содержание таких сюжетов зависит от обстановки в группе и от находчивости воспитателя.
Правила игры
1. Прятать игрушку каждый раз на новом месте, которое можно легко заметить и обозначить словом.
2. Придумывать, куда спрятать игрушку, и отгадывать могут только те, кого вызовет воспитатель.
3. Запрещается подсказывать и выдавать секрет, где спрятался зайчик. Кто подсказывает — не будет выбран водящим.
Советы воспитателю.
При выборе места (где спрятать зайчика) исходите из того, какие новые предлоги и наречия должны усвоить дети. Задача игры не в том, чтобы учить искать игрушки, а в том, чтобы расширять словарный запас и развивать сообразительность.
В начале игры вызывайте искать игрушку более уверенных в себе детей. В дальнейшем к роли водящего нужно привлекать и пассивных, робких, заторможенных детей. Ведь участие в такой игре помогает преодолеть застенчивость и неуверенность в себе, которые часто являются препятствием в обучении детей и в их социальном развитии.
Если ребенок не может отгадать игровую загадку, помогите ему наводящими вопросами.
День рождения куклы Аленушки
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Основная обучающая задача этой игры — развитие у детей связной речи. Малыши учатся передавать свои представления о назначении предметов, с которыми они постоянно встречаются в повседневной жизни. Этому способствует сюжетный характер игровой ситуации.
Гости, приглашенные куклой Аленушкой на день ее рождения, приносят ей подарки, рассказывают и показывают в движении, как действовать с данными предметами. При этом каждый ребенок в роли гостя не только производит условные игровые действия, но и учится подбирать нужные слова, связанные по смыслу и взаимно дополняющие друг друга. С помощью взрослого дети приучаются передавать в развернутой и связной речевой форме свои впечатления и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях с ними. Все это очень важно для развития активного воображения и для подготовки более сложных форм мыслительной деятельности, а также для более ясного осознания каждым ребенком своего личного жизненного и практического опыта.
В игре дети приобретают новый и нужный им нравственный опыт — опыт доброжелательного общения и добрых поступков. Игра учит их доброте, учит делать друг другу приятное, отдавать сверстнику то, что нравится самому. Вот почему участие в такой совместной деятельности важно не только для речевого и умственного развития малышей, но и для преодоления у многих из них склонности к эгоизму и недостаточной контактности в отношениях со сверстниками.
Игровой материал.
Образные игрушки, изображающие хорошо знакомые детям предметы бытового окружения. (Их можно в случае необходимости заменить предметными картинками.) Желательно, чтобы это были предметы, которыми учатся действовать сами дети или которыми действуют окружающие взрослые. Можно использовать часть игрушек, которые применялись в предыдущих играх.
Перечислим некоторые группы таких игрушек:
Предметы домашней утвари и посуды: чашка, блюдце, тарелка, ложка, кастрюля, сковородка, ведерко, лейка.
Предметы личной гигиены: зубная щетка, сапожная щетка, мыло с мыльницей, тазик, веник, ванночка, стакан для полоскания рта, расческа.
Предметы одежды: передник, вязаная кофта, косынка, пальто, панамка, варежки, тапочки, шарфик, шапка.
Игрушки для куклы: коляска, маленький голыш, мячик, гармошка.
В качестве подарков для куклы можно использовать также самодельные лепные игрушки, изготовленные из смеси глины с мелко порезанной газетной бумагой. Это могут быть: разные фрукты, торты, конфеты и прочие сладости, красиво раскрашенные анилиновой краской и для крепости покрытые белком.
Предметов-подарков должно быть много, по числу участников игры. Непременным условием подбора предметов является знакомство детей с каждым из них.
Описание игры и приемы ее проведения. Когда дети рассядутся поудобнее, воспитатель достает нарядно одетую куклу Аленушку и усаживается с ней напротив. Он обращает внимание детей на то, какая нарядная сегодня Аленушка. «Это потому, — объясняет педагог, — что сегодня у Аленушки день рождения. Ей сегодня исполнилось ровно четыре года».
Аленушка приглашает детей к себе в гости отпраздновать день рождения. «Что надо сказать, когда вас приглашают на день рождения? — спрашивает воспитатель и, выслушав ответы детей, вместе с ними говорит: — Спасибо, Аленушка, непременно придем к тебе в гости и принесем много-много подарков».
Усадив куклу на стол (на нем гости будут складывать свои подарки), воспитатель подходит к детям поближе и «по секрету от куклы» говорит: «Давайте решим, как мы будем праздновать день рождения. Вот там, на больших столах, лежат игрушки. Пусть это будет магазин. Кого я назову, пойдет сначала в магазин, купит для Аленушки подарок (можно выбрать что-нибудь одно), а потом подойдет к Аленушке и скажет: «Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Вот тебе мой подарок». Мальчик скажет: «Я принес тебе подарок». А как скажет девочка? Правильно: «Принесла подарок» — и назовет то, что принесла. Если Аленушка попросит рассказать ей и показать, что делают с этим подарком и для чего нужен этот предмет, нужно объяснить ей и показать, а мы все поможем это сделать. Когда все гости принесут Аленушке свои подарки и поздравят ее с днем рождения, мы поиграем с ними, а как поиграем, узнаете потом. Согласны так играть?»
Воспитатель придвигает стол с Аленушкой, усаживается с нею перед малышами и начинает рассказ: «Сидит наша Аленушка и ждет гостей. Первым к ней в гости отправился Миша (называет имя ребенка). По дороге Миша зашел в магазин, выбрал для Аленушки подарок, который ему больше всего понравился. Приходит Миша к Аленушке в гости и говорит: «Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Я принес тебе в подарок вот что (показывает и называет предмет)». Под эти слова названный ребенок производит соответствующие игровые действия.
«Спасибо тебе, Миша! — говорит от лица куклы воспитатель. — Скажи, пожалуйста, а что с этим делают?» Ребенок, выполняющий роль гостя, объясняет назначение подаренного предмета. Например, если он подарил зубную щетку, то показывает, как чистят зубы, если ложку — как едят, если веник — как подметают пол и пр. Попутно он называет действие с этим предметом. Если ребенок затрудняется в составлении фразы и в связном объяснении, воспитатель вместе с остальными детьми помогает ему.
Аленушка благодарит за объяснения, принимает подарок, предлагает гостю сесть, а воспитатель продолжает вызывать новых гостей. Так, вызывая малышей то по одному, то вдвоем, он дает возможность каждому ребенку побыть в роли гостя и выполнить связанную с ней обучающую речевую задачу.
Когда гости соберутся и подарят свои подарки, воспитатель предлагает всем вместе поиграть в каравай. Кукла передается кому-нибудь из детей, гости берутся за руки, Аленушка становится в центр круга, и начинается традиционная игра в каравай.
Игра кончается тем, что именинница благодарит своих гостей за поздравления и подарки и приглашает всех пойти на прогулку.
Правила игры.
1. Слова приветствия и поздравления нужно говорить громко, выразительно, чтобы их было приятно слушать и имениннице, и гостям.
2. Выбирать в качестве подарка можно любую игрушку, которая понравилась, но только одну.
3. Правильно называть подарок и объяснять кукле, каково его назначение, сопровождая объяснение действиями с предметом.
Советы воспитателю.
Эта игра сюжетная, ее успех зависит от того, сумеете ли вы ввести детей в игровую ситуацию, помочь каждому ребенку войти в игровую роль.
Игра проводится под образный рассказ воспитателя, в процессе которого дети выполняют соответствующие игровые действия. Говорит и действует за куклу в начале игры взрослый; в дальнейшем эта роль может поручаться кому-то из детей, но рассказ при этом продолжает вести воспитатель. В случаях, когда ребенок стесняется, затрудняется в самостоятельных действиях, нужно, чтобы кто-нибудь из сверстников пришел ему на помощь.
Если игрушек-подарков недостаточно, можно вызывать одновременно двух гостей, которые дарят один подарок; они вместе сговорятся, какой подарок выбрать, и вместе объяснят его назначение.
Где мы побывали, что мы повидали?
(Народная игра)
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Предлагаемая игра является вариантом народной игры в загадки, которую любят все дети. В ней содержится обучающая задача, при решении которой дети учатся передавать связной речью и выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях.
Игра носит подвижный характер. Выполнение разнообразных игровых действий и движений в воображаемой ситуации, с помощью которых дети передают свои впечатления и представления о ней, не только доставляет им радость и удовольствие, но и позволяет лучше осознать и осмыслить их. Это обеспечивает успешность решения обучающей задачи и способствует развитию у детей активности воображения, связной речи, выразительных движений, что очень важно также для умственного и познавательного развития ребенка.
Не менее важно и то, что эта игра развивает творческое начало, инициативу, сообразительность, которые являются ценными качествами личности и должны развиваться с первых лет жизни.
Кроме того, правила игры учат детей управлять своим поведением, действовать согласованно по сигналам, договариваться друг с другом (о том, что загадывать и что отвечать). Это очень важно не только для познавательного, но и для волевого развития детей.
Игра сближает малышей друг с другом, радует и вносит разнообразие в жизнь группы.
Описание игры и приемы ее проведения.
Игра организуется в просторном помещении или на воздухе с участием всей группы. Воспитатель проводит на полу черту — это граница, за которой уже не разрешается ловить убегающих детей. Собрав вокруг себя малышей, педагог предлагает им поиграть в загадки. Он выбирает нескольких детей, которые будут отгадывать загадки: это дедушка и его внучата (они будут помогать дедушке отгадывать загадки). Загадывать загадки вместе с воспитателем берутся все остальные участники игры.
Указав место для дедушки и его внучат и предупредив их, что они должны отвернуться, чтобы не видеть, как сговариваются остальные дети, воспитатель отходит от них подальше и шепотом договаривается с малышами о том, что и как они будут загадывать. Например: «Давайте мы как будто возьмем корзиночки, пойдем в лес и будем показывать, как мы в лесу собираем грибы и ягоды. Согласны? Как мы будем это делать? Давайте попробуем!»
Воспитатель вместе с детьми производит следующие движения: надевает на руку корзинку, ищет ягоды, грибы, наклоняется за ними и складывает в корзинку. Проделав эти выразительные движения, дети идут к дедушке и внучатам:
— Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой, здравствуйте, внучата! — говорят дети вместе с воспитателем.
— Здравствуйте, ребята, — отвечают дедушка с внучатами. — Где вы побывали? И что вы повидали?
— Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали — не скажем, но зато мы вам покажем! — дружно отвечают дети.
Воспитатель и дети с помощью подражательных движений показывают свою загадку. Закончив показ и дав возможность дедушке и внукам подумать и договориться об отгадке, дети спрашивают: «Отгадали?» Дедушка и внуки в развернутой связной речи формулируют свой ответ: «Вы были в лесу и собирали грибы и ягоды в корзиночки». Если ответ правильный, те, кто загадывал загадку, повторяют ответ и, если нужно, дополняют его. Если же разгадка неправильная или дедушка с внучатами затрудняются, дети сами говорят правильную отгадку и после сигнальных слов: «Раз, два, три — догони!» — бегут за черту, в свой дом, а дедушка и внуки стараются догнать их, пока они не перешагнули спасительную линию.
Вернувшись в свой дом, воспитатель с детьми сговариваются о следующей загадке:
— А теперь давайте покажем, что мы в раздевалке и собираемся на прогулку, — предлагает воспитатель. — Как мы это будем делать? Что мы раньше надеваем? Рейтузы, потом сапожки, платочек, шапочку, а потом надеваем пальто и застегиваем его. (Все эти слова сопровождаются показом выразительных движений, которые дети воспроизводят вслед за взрослым.) Потом мы встанем в пары и пойдем на прогулку.
Приготовив загадку, дети снова направляются к дедушке и внукам, зовут их и говорят: «Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой, здравствуйте, внучата!» Повторяется тот же традиционный диалог, но па вопрос «Где вы побывали, что вы повидали?» дети отвечают: «В детском саду». Диалог заканчивается показом новой загадки, и игра продолжается так же, как было описано выше. После показа двух загадок выбираются новые дедушка и внучата, и все начинается сначала, но показываются новые загадки.
Можно загадать много загадок, изображая различные моменты жизни детей в группе, дома, на улице, на экскурсии и пр. Например: в детском саду дети моют и вытирают руки, готовясь к обеду, обедают, рисуют, пляшут и выступают на празднике; на прогулке играют в мячик и пр. Изображая жизнь дома, можно показать, как дети умываются и чистят зубы, помогают маме подметать пол, как они стирают платочки и т. д. Передавая свои впечатления об улице, они могут показать, как едут автомобили, изобразить милиционера, пешехода. А если малыши захотят показать, что они видели на прогулке, можно предложить им изобразить, как прыгают и каркают вороны, как кормят птичек, как поливают из лейки цветы, сажают деревья и т. д.
Игра заканчивается тогда, когда все дети побывают в роли загадывающих и отгадывающих загадки. В случаях затруднений воспитатель помогает им.
Правила игры.
1. Дедушку и внучат выбирает воспитатель среди тех ребят, кто ведет себя организованно и не мешает другим.
2. Показывать движения надо молча. Подсказывать разгадку запрещается.
3. Ответ на загадку можно давать только после окончания показа и вопроса: «Отгадали?»
4. Догонять загадавших загадку детей можно только после слова «Догони!» и только до черты.
Советы воспитателю.
При составлении загадок учитывайте условия жизни детей и загадывайте только о том, что хорошо знакомо малышам и поддается изображению посредством выразительных движений. Лучше избегать мелких движений рук, о которых трудно догадаться. В дальнейшем при повторении игры можно изображать и отдельные события (например, то, что дети видели во время экскурсии), труд взрослых (шофер, повар, строитель), словом, то, что является источником впечатления.
В этой игре много движений. Но следует учитывать, что малыши еще плохо управляют своими действиями, особенно когда торопятся или боятся. Поэтому не разрешайте детям ловить друг друга, они могут упасть, и игра кончится слезами.
Особое внимание следует обратить на тех детей, которые нарушают правила — преждевременно говорят разгадку или убегают, не дожидаясь сигнала. Это дезорганизует всю игру. Объясните детям, что тех, кто мешает играть, не будут выбирать дедушкой и внучатами.
При действенном сговоре о загадке очень важно активизировать самих детей, разбудить их инициативу и фантазию. Поэтому не торопитесь предлагать воспитанникам свои варианты действий. Лучше почаще спрашивать малышей, что предлагают они сами. Но все же затягивать процедуру сговора не рекомендуется: это утомляет детей, дает поводы для отвлечений.
Если при отгадывании загадки возникают затруднения, помогите воспитанникам наводящими вопросами и показом действий.
Что на картинке?
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Цель этой игры — учить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи ребенка.
Интерес детей к этой задаче обеспечивается красочным игровым материалом (предметные картинки). Кроме того, привлекательной для них является возможность применить свои знания, приобретенные в предыдущих играх. Одобрение воспитателя и всей группы, которое получает ребенок при правильном решении задачи, вселяет в него уверенность в свои силы и приносит радостные переживания. Нравится детям и возможность самостоятельно распорядиться предметами, которые находятся у них в руках.
Правила игры учат малышей делиться привлекательными предметами, отдавать другому то, что нравится самому. Это более эффективно для нравственного воспитания дошкольников, чем нравоучения и указания.
Игровой материал.
Предметное лото, которое состоит из больших карт и предметных картинок. На картинках изображены знакомые детям предметы бытового окружения. Это могут быть: предметы одежды — пальто, платье, рубашка, штанишки, шапка, панамка, сапожки, шарф, варежки; посуда — чашка с блюдцем, стакан, глубокая тарелка, ложка, ножик, чайник, сковородка, кастрюля; мебель — стол, стул, кровать, скамейка, гардероб, шкаф для посуды; игрушки для игр на воздухе — мячик, прыгалки, кегли, велосипед, ведерко, лейка, формочки для песка и совочек, коляска и пр.
Предметы должны быть изображены реалистично, красочно. Те же изображения должны быть на больших картах (по три-четыре на каждой карте лото).
Материал должен храниться в специальной коробке с отделениями для больших карт и картинок.
Описание игры и приемы ее проведения.
В игре участвуют десять — двенадцать детей (примерно половина группы). Перед началом игры педагог вместе с воспитанниками сдвигает два стола и предлагает детям занять места вокруг них. Сам он тоже садится среди детей и показывает им коробку с игровым материалом, большие карты и картинки лото.
Затем взрослый раздает детям, сидящим с одной стороны стола, по одной большой карте (лишние оставляет в коробке). Те, кто сидит по другую сторону, получают по одной предметной картинке. Одну карту и картинку педагог берет себе для объяснения игровых действий.
Воспитатель объясняет, что дети, получившие по картинке, будут предлагать их тому, у кого на большой карте есть такая же картинка. Тот, кто отдаст свою картинку, сразу получит другую (картинок много, хватит всем). Рисунок на картинке нельзя ни кому показывать, это секрет. Пусть дети сами догадываются. Но для этого им нужно загадать загадку.
Воспитатель дает пример загадывания загадок: «На моей картинке нарисовано то, что надевают на голову, когда идут гулять, если холодно. Догадались? Правильно, это шапка». Он показывает картинку, чтобы дети убедились, что отгадали правильно. «А на этой картинке нарисовано то, из чего мы пьем чай, какао или молоко. Правильно, это чашка. Вот видите, я не называла и не показывала вам картинки, а только говорила про нее, а вы сами догадались. Так же будут загадывать загадки те дети, у кого в руках картинки», — говорит педагог.
Воспитатель объясняет основное правило игры: нельзя называть то, что нарисовано на картинке, нужно загадать про него загадку, рассказать, что с ним делают, а после этого спросить, кому нужна эта картинка.
Обращаясь к детям, получившим большие карты лото, воспитатель поясняет им, что они должны внимательно смотреть, что нарисовано на их картах, и стараться отгадать все загадки, чтобы не пропустить свои картинки.
На примере одной карты взрослый показывает, как следует играть: тот, кто вовремя отгадает загадки про предметы на своей карте, получит нужные картинки, а тот, кто пропустит и не отгадает, — не получит. Он предупреждает, что отгадывать загадку будут все дети вместе, помогая друг другу, а просить свою картинку будут только те, у кого на карте нарисован предмет-отгадка.
Воспитатель предлагает всем детям с картинками внимательно посмотреть на них и подумать, для чего этот предмет нужен и какую загадку про него можно загадать. На этом объяснение заканчивается, и начинается игра.
Воспитатель вызывает по очереди детей с картинками. Каждый достаточно громко и отчетливо спрашивает: «Кому дать предмет, который нужен для...» Дети с большими картами все вместе отгадывают загадку, а тот ребенок, у которого нарисован этот предмет, просит картинку и закрывает ею соответствующее изображение на карте. (При этом нужно перевернуть картинку изображением вниз.) Отдавший свою картинку получает новую.
Так постепенно разыгрываются все картинки лото; ими закрываются большие карты. После того как все карты закроются, можно повторить игру сначала. Большие карты при этом передаются детям, у которых были картинки, а предметные картинки собирает воспитатель, который будет их выдавать тем, кто раньше играл большими картами.
Правила игры.
1. Нельзя называть предмет, изображенный на картинке, можно только загадывать про него загадку, т. е. говорить, для чего он нужен.
2. Нельзя показывать свою картинку, пока дети не отгадают загадку.
3. Отгадывать загадку нужно всем вместе, а получает картинку только тот, у кого такая же картинка изображена на большой карте и кто вовремя ее попросит.
Советы воспитателю.
Объяснять игру нужно доходчиво, показывая наглядный пример игровых действий. Загадывая загадки, опирайтесь на конкретный жизненный опыт детей. Приведем несколько вариантов загадок:
— В чем возят маленьких детей, которые еще не умеют ходить? (В коляске.)
— В чем готовят суп? (В кастрюле.)
— Что надевают летом девочки? (Платье.)
— Чем режут хлеб? (Ножом.)
Рекомендуется закрывать изображения на карте, переворачивая картинки рисунком вниз. Это помогает детям быть внимательными, так как постепенно незакрытых рисунков становится все меньше, что облегчает решение познавательной задачи.
В этой игре, как и в большинстве предыдущих, дети отгадывают каждую загадку вместе. Это обеспечивает их познавательную активность на протяжении всей игры. К тому же так они оказывают друг другу помощь, в которой особенно нуждаются пассивные и менее сообразительные дети.
При повторении этой игры процесс отгадывания загадок будет облегчаться. По мере накопления опыта отгадывания загадок можно переходить от совместных ответов к индивидуальным.
Отгадай-ка!
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Игра направлена на развитие целостных представлений детей об окружающих предметах. В описанных раньше играх дети учились целенаправленно выделять внешние отличительные признаки предметов (цвет, форма, величина), а затем их назначение и практические действия с ними. Приучаясь различать предметы по их качествам и обозначать эти признаки словом, дети приобретали тот опыт, который необходим для создания целостного образа объекта. Однако они еще не научились строить целостное, осознанное представление об объекте, синтезируя и обобщая свой еще разрозненный опыт. Между тем умение построить целостное представление об объекте, как о совокупности не только внешних признаков, но и включая более существенную особенность — назначение, является необходимым условием развития мышления ребенка, условием более полного и отчетливого отражения окружающего мира в его сознании. На формирование таких представлений и направлена эта игра.
Активность ребенка, его настроенность на решение предложенной задачи обеспечиваются двумя важными условиями. Во-первых, обучающая задача носит характер загадки, в которой есть элемент неожиданности, сюрпризности, что всегда привлекает детей. Во-вторых, умственные усилия, которыми сопровождается разгадывание загадки, в случаях успеха приносят ребенку признание остальных участников игры. Это доставляет ему удовлетворение.
Кроме того, сам игровой материал (красочные предметные картинки) привлекает детей, вызывает желание играть с ним. В случае правильного решения задачи картинка дается ребенку в качестве приза и служит доказательством его личных достижений.
Игра проводится со всей группой. Участие в ней требует организованности, соблюдения обязательных для всех правил, что имеет немаловажное значение для формирования волевых качеств личности ребенка.
Игровой материал.
Предметные картинки, изображающие знакомые детям объекты — и живые и неживые. Это могут быть овощи (огурец, помидор, редиска и др.), фрукты (яблоко, лимон, вишня), игрушки (куклы, мячик), животные (коза, лошадь, корова, свинья, собака, ворона), предметы бытового окружения (стакан, чайник, часы, кровать) и пр.
Картинки подбираются в соответствии с условиями жизни детей и зависят от того, с какими предметами малыши встречаются повседневно. Для игры следует отобрать десять — двенадцать картинок из имеющихся в запасе.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель предлагает детям поиграть в новую, очень интересную игру. Он показывает им коробочку с картинками и просит сесть на свои стульчики поудобнее. Педагог сообщает воспитанникам, что в коробке собраны как знакомые для них картинки, так и незнакомые. Он раскладывает картинки на столе рядами, изображением вниз. Потом подзывает кого-нибудь из детей и назначает его своим помощником — он будет помогать загадывать загадки.
Помощник берет любую картинку, показывает ее только воспитателю и вместе с ним рассказывает о ней, перечисляя характерные признаки изображенного предмета (цвет, форма, величина) и раскрывая его назначение (возможные действия с предметом). Название самого предмета при этом не дается. Например: этот предмет желтый, круглый, кислый, его режут и кладут в чай; этот предмет круглый, красный, маленький, в него играют дети. Загадка адресуется всем участникам игры, а они должны назвать описанный предмет. После того как существенные признаки предмета будут названы, воспитатель и его помощник произносят следующий текст, выполняющий роль сигнала: «Кто загадку отгадает и картинку назовет, тот ее себе возьмет».
Ребенок, который первым (после текста) отгадал загадку, получает картинку; если два малыша отгадали одновременно, оба получают по картинке.
Вызывая каждый раз нового помощника, воспитатель подсказывает ему на ушко разные признаки предмета. Малыш загадывает загадку, а остальные дети отгадывают ее. Победители получают картинки с изображениями разгаданных предметов.
Правила игры.
1. Помощника выбирает воспитатель. Ему разрешается взять любую картинку из лежащих на столе, но запрещается показывать ее детям. Помощник показывает картинку только воспитателю.
2. Нужно внимательно выслушать загадку всю до конца и не торопиться говорить разгадку. Ответ дается только после стихотворного текста. Кто нарушит это правило, картинку не получит, даже если он сумел разгадать загадку.
3. Тот, кто вовремя назовет разгадку, получает картинку. Если таких детей двое — картинку получают оба.
Советы воспитателю.
В этой игре очень важен подбор картинок для загадывания. Они должны быть достаточно интересными для детей и доступными по содержанию. Признаки изображенных предметов должны поддаваться словесному описанию. Обозначение некоторых признаков может осуществляться также с помощью звукоподражания и движения, в особенности это относится к изображениям живых объектов. Это внесет в игру разнообразие и послужит эмоциональной разрядкой.
Особое внимание следует уделить контактам с ребенком-помощником. В начале игры на эту роль рекомендуется выбирать более активных и сообразительных детей. Вначале нужно, чтобы помощник точно повторял за воспитателем слова, обозначающие признаки предмета. Повторяя эти слова, ребенок и сам начинает осознавать их смысл. Загадывайте загадку не спеша, каждый раз сообщая помощнику один из признаков предмета, делая небольшие паузы. Начинайте с внешних отличительных признаков — форма, величина, цвет. В последнюю очередь называется назначение (т. е. для чего этот предмет нужен людям). По мере того как дети будут осваиваться с игрой, привлекайте их к более активному составлению загадки, т. е. к самостоятельному выделению признаков предмета и их словесному обозначению.
Особое внимание следует уделить соблюдению правил игры, требующих волевых усилий, чтобы удержаться от преждевременного ответа. Многие малыши пытаются отгадать загадку, не дослушав ее до конца, услышав лишь первые признаки предмета. Для них непривычно новое правило — говорить разгадку только по окончании текста, даже если уже успел отгадать загадку раньше всех. Соблюдение правил требует сознательных волевых усилий и развивает способность к таким усилиям. Поскольку роль помощника является самой привлекательной, давайте ее только тем детям, которые стараются выполнять это правило.
Чтобы не утомлять малышей, важно вовремя закончить игру. Поэтому при первом ее проведении загадывайте не более пяти — семи загадок. При повторении игры в' дальнейшем содержание картинок (и соответственно загадок) должно меняться, но не полностью, а лишь частично, так как не все дети его усвоили.
Картинки для игры можно подобрать из различных настольных игр (разные виды лото).
Парные картинки
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Цель игры состоит в том, чтобы учить малышей сравнивать окружающие их предметы по совокупности отличительных признаков, а также по их назначению. Для этого детям предлагается специальный набор красочных парных картинок с привлекательным и разнообразным содержанием. Содержание картинок отвечает естественной потребности детей приобщиться к окружающей действительности — предметной, природной и общественной.
Игровая ситуация дает возможность детям активно обмениваться впечатлениями и, решая обучающую задачу, осмысливать и осознавать свой пока еще небольшой и несистематизированный жизненный опыт. Выполнение правил игры и вопросы взрослого, направляющие рассматривание картинок, сравнивание их, создают благоприятные условия для систематизации и обогащения представлений ребенка об окружающем мире. Сравнивая картинки, дети учатся выделять знакомые им качества предметов (цвет, форму, величину), назначение, а также знакомятся с действиями живых объектов. Таким образом, решая задачу — подобрать к каждой картинке точно такую же, дети приучаются производить элементарный анализ и синтез отличительных особенностей объектов, устанавливать их тождество или различие и определять, в чем оно состоит. Одновременно малыши учатся передавать в связной речи совокупность признаков и качество изображенных объектов и таким образом делают важный шаг на пути к их описанию.
В игре принимает участие небольшая группа детей, между которыми возникает познавательное общение, что имеет важное значение для их сближения и развития взаимопонимания.
Игровой материал.
Парные картинки, специально подобранные по содержанию и художественному оформлению. Составить разнообразный набор предметных парных картинок можно, используя следующие настольно-печатные игры: «Лото малышам», «Предметное лото», «Лото на четырех языках», «Ботаническое лото» и др. Очень важно, чтобы содержание и художественное оформление парных картинок затрагивало детей эмоционально, напоминало им то, что они наблюдают в жизни. Картинки желательно подбирать сериями, например: предметы одежды, игрушки, знакомые растения (цветы, деревья, овощи, фрукты), животные (птицы, домашние животные, дикие звери и пр.), а также люди (дети и взрослые, разные члены семьи). Картинки членов семьи есть в «Лото на четырех языках».
Для получения парных картинок из одного лото можно использовать не только маленькие картинки, но и большие карты, разрезав их на отдельные предметные картинки.
Учитывая особенности обучающей задачи игры, необходимо к одинаковым парным картинкам подобрать для сравнения дополнительный комплект картинок с похожими изображениями, имеющими лишь некоторые отличительные признаки. Например, для сравнения пары картинок, где нарисована кукла в красном платье с черными косичками, можно использовать картинку, где нарисована кукла в голубом платье со светлыми кудрями. К паре картинок с новогодней наряженной елкой можно подобрать картинку из ботанического лото, где нарисована ель, растущая в лесу; картинку с игрушечной машинкой можно сравнивать с изображением настоящей машины.
Для хранения и использования игрового материала нужна специальная коробка, где парные картинки находятся отдельно от дополнительных картинок, предназначенных для определения различий.
Описание игры и приемы ее проведения.
Игра проводится с подгруппой детей в четыре — шесть человек. По приглашению воспитателя малыши, выразившие желание поиграть в эту игру, садятся за общий шестиместный стол. Каждому из играющих со своего места должны быть хорошо видны все картинки. Непосредственным участником игры является также и воспитатель. Он тоже садится за стол и в ходе игры подает пример выполнения игровых правил и решения познавательной задачи.
Начинается игра с самого простого варианта — подбора парных картинок с одинаковыми изображениями (аналогичный вариант уже встречался в предыдущих играх, см. игру «Кому дать?»). Воспитатель открывает коробку с картинками и достает двенадцать пар картинок. Он показывает малышам выборочно несколько картинок, вместе с детьми любуется ими, вызывая их интерес к изображенным предметам, поощряет высказывания детей, их попытки поделиться своими впечатлениями. Затем взрослый предупреждает детей, что в коробке есть еще много более интересных картинок, с которыми они сейчас все вместе поиграют.
Тщательно перемешав все парные картинки, воспитатель раздает их детям. Каждый получает по четыре картинки, на которых изображены разные предметы. Несколько картинок взрослый берет себе (при этом пара к одной из его картинок есть у кого-либо из детей). Остальные три картинки, приготовленные для сравнения, пока остаются в коробке.
Покончив с раздачей картинок, воспитатель предлагает детям разложить свои картинки на столе, внимательно рассмотреть изображенные на них предметы, а затем перевернуть их изображением вниз. Он произносит вместе с детьми следующие знакомые им слова: «Разноцветные картинки показали свои спинки и попрятались от нас. Мы поищем их сейчас!» С этими словами педагог открывает одну из своих картинок (пара от которой есть у кого-либо из детей). «Посмотрим, что тут у меня прячется», — говорит воспитатель, вводя детей в игровую ситуацию. Он называет изображенный на картинке предмет и кратко описывает его отличительные признаки, например: «Вот какая кукла у меня спряталась. Смотрите, у нее косички с красными ленточками, на ножках — белые носочки и коричневые туфельки, а платье красное. У кого из вас прячется такая же кукла? Поищите ее, найдите и нам покажите!» Воспитатель кладет картинку на середину стола, чтобы всем было видно, а дети ищут такую же среди своих картинок. Тот, кто найдет у себя такую же картинку, кладет ее рядом для сравнения. Дети вместе с воспитателем сравнивают две одинаковые картинки.
«Эта кукла стоит, — говорит воспитатель. — А эта что делает? У моей куклы красное платье, а у этой какое? У моей куклы косички с красными ленточками, а у этой?»
Отвечая на вопросы воспитателя, дети называют отличительные признаки предмета, изображенного на картинке, и сравнивают предметы друг с другом. Они перечисляют совокупность признаков изображенного предмета и этим обосновывают тождество двух картинок. Отыгранная пара картинок убирается в коробку, а воспитатель предлагает кому-нибудь из детей открыть одну из своих картинок, назвать изображенный предмет и описать его признаки. Опорными вопросами взрослый помогает ребенку описывать предмет. Затем напоминает малышу уже звучащий вопрос и предлагает повторить слова: «У кого прячется такая же картинка? Поищите ее, найдите и нам покажите!» Подобранную картинку кладут для сравнения на середину стола. Вместе с воспитателем все дети по его опорным вопросам описывают изображенные на картинках предметы, устанавливая, что они тоже одинаковые. Картинки убирают в коробку, и игровые действия продолжает следующий ребенок.
Таким же образом дети обнаруживают тождество еще нескольких парных картинок. Затем воспитатель вводит в игру одну из специально подготовленных картинок с предметами одинакового назначения, но с разными отличительными признаками. Например, когда на столе появляется пара картинок с изображениями двух одинаковых игрушечных ведерок, педагог придвигает к ним свою картинку, на которой изображено большое белое ведро с крышкой. Дети легко узнают знакомое им ведро, которое они видели на кухне.
«А у меня тоже есть ведро на картинке! — говорит воспитатель. — Посмотрите на него и на эти два ведерка. Эти ведерки большие или маленькие? Верно, они оба маленькие. А на моей картинке ведро тоже маленькое? Правильно, оно большое. Как вы думаете, для чего нужно такое большое ведро? А для чего нужны такие маленькие ведерки с цветочками?» И т. п.
Так по вопросам воспитателя дети сравнивают между собой три картинки, выделяют различия во внешних признаках предметов и уточняют их назначение. В результате такого сравнения воспитатель подводит детей к выводу, что рассмотренные картинки, хотя и похожи друг на друга, не являются одинаковыми, вместе с малышами уточняет отличия и сходства.
При первом проигрывании воспитатель три раза использует прием подкладывания похожих картинок, чередуя таким образом сравнение одинаковых и сходных картинок. Кроме картинки с ведерком можно использовать картинки с цветами и машинами (игрушечной и настоящей).
Так проигрывается эта игра в первый раз. При ее повторении используются и другие картинки из дополнительного комплекта.
Правила игры.
1. Сначала следует рассмотреть полученные картинки, а потом перевернуть их изображением вниз. При поиске соответствующей картинки нужно переворачивать каждую карточку и возвращать ее в исходное положение.
2. Тот, кто найдет у себя пару к предложенной картинке, должен показать ее всем и положить на стол рядом с ней.
3. Каждый участник игры (по очереди или по вызову воспитателя) открывает одну из полученных картинок, описав ее отличительные признаки, кладет на середину стола и просит остальных разыскать такую же.
Советы воспитателю.
Очень важно, чтобы игра проходила живо, эмоционально и не превращалась в формальное и тягостное для малышей упражнение. Играя, дети учатся рассуждать и передавать словами особенности изображенных предметов. С решением такой задачи они могут справиться только при активной помощи воспитателя, который направляет вопросами их внимание и рассуждения. Вот почему нужна продуманная формулировка каждого вопроса. Они должны четко и однозначно выделять для детей конкретные признаки предмета и способствовать созданию целостного представления. В то же время нельзя забывать, что дети играют с картинками — ищут их, находят, любуются ими и действуют ими в воображении. Поэтому вопросы не должны носить формальный, прямолинейно-учебный характер — в них могут быть и шутка, и подсказка воображаемых действий, и пр.
Особое внимание следует обратить также на подготовку дидактического материала. Отберите заранее из разных пособий нужный набор картинок, разложите их по порядку. При раздаче картинок позаботьтесь о том, чтобы каждому ребенку достались разные картинки, а не одинаковые. По ходу игры следите за тем, чтобы дети переворачивали полученные картинки изображениями вниз, так как в противном случае они увлекутся рассматриванием изображений и забудут о том, что им надо делать.
Следует учитывать также повышенную утомляемость малышей. А эта игра представляет для них некоторую трудность. Поэтому не допускайте, чтобы дети, играя, уставали; продолжительность игры не должна превышать 10 — 15 мин.
Набор картинок следует хранить в специальной коробке, соблюдая постоянный порядок расположения парных и дополнительных картинок.
Игрушки-артисты
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Данная игра учит малышей понимать связи и отношения между разными персонажами сюжетной ситуации и способствует развитию речи. Это имеет важное значение для умственного развития детей, так как повышает уровень осознания ими окружающей действительности. Кроме того, игра развивает воображение детей и способствует их эстетическому развитию, поскольку подготавливает к восприятию фильмов, спектаклей. И наконец, эта игра — зрелище, которое вносит разнообразие в повседневную жизнь малышей, в быт детского сада.
Игра проводится со всей группой. От детей требуется самостоятельное выполнение правил в соответствии с предварительным уговором со взрослым. Непосредственный контроль взрослого, его напоминания в ходе игры отсутствуют, так как он в это время занят подготовкой интересного для ребят зрелища. Таким образом, эта игра является новым шагом на пути развития волевых качеств личности.
Игровой материал.
Детский стол, который служит сценой для игрушек-артистов; настольная ширма, позволяющая подготавливать очередные сценки, заменяющая ее плотная ткань, которая покрывает стол до самого пола (это нужно, чтобы скрыть игрушки, находящиеся под столом).
Главным материалом игры являются образные и заводные игрушки — персонажи спектакля. Это могут быть куклы (девочки, мальчики, дети, взрослые, герои сказок и пр.), зверушки, игрушечные машинки, звонок, оповещающий о начале действия, и пр.
Весь игровой материал помещается в большой коробке или в сундучке. Персонажи каждой сценки собраны на отдельном планшете в последовательности, предусмотренной спектаклем. Это ускоряет переход от одной сцены к другой и облегчает труд воспитателя.
Описание игры и приемы ее проведения.
В конце завтрака воспитатель предупреждает детей о том, что сегодня к ним приедут игрушки-артисты, чтобы показать интересный спектакль. Но эти артисты не умеют разговаривать, они только будут показывать сценки, а ребята сами догадаются, что показывают артисты. Поэтому нужно внимательно смотреть на сцену, не отвлекаться разговорами и вести себя так, чтобы артисты не обиделись, а то они перестанут показывать спектакль.
Подготовив таким образом детей к предстоящему зрелищу, воспитатель вместе с ними ставит стульчики для зрителей, стол для игрушек-артистов, покрывает его тканью. После этого все выходят из комнаты. Собрав детей в коридоре, взрослый предлагает им поехать в театр. Это дает возможность малышам подвигаться и настроиться на роли зрителей. Перед тем как впустить воспитанников в зрительный зал, педагог напоминает им правила поведения в театре.
Спектакль начинается со знакомства детей с артистами. Каждый персонаж выходит на сцену, раскланивается. Воспитатель называет его имя, а дети приветствуют его аплодисментами.
Затем ставится ширма, и воспитатель подготавливает материал для первого сюжета: планшет с персонажами первой сценки ставит на стол, а для второй сценки — на подсобный стул.
Спектакль состоит из нескольких сюжетов, каждый из которых содержит две сценки, разделенные перерывом. В перерыве воспитатель задает детям вопросы, которые помогают малышам понять то, что им показывали. Содержанием сюжетов могут быть сценки из сказок, из жизни малышей, забавные ситуации и пр. Главное, чтобы это содержание было понятно детям и соответствовало их интересам. Приведем несколько примеров таких сюжетов.
Птичий двор.
Картина 1.
На сцене — сарай (коробка от торта с наклеенными окошками и дверью) и несколько домашних птиц, расположенных по всей площадке. Петух стоит на пеньке (кубике). Из сарая выходит кукла-хозяйка, выносит одного цыпленка и ставит его на землю.
Ширма закрывается, планшет убирается, на его место ставится второй. В перерыве воспитатель задает детям такие вопросы: «Что вы видели? Кто там был? Что делали цыплята? Что делал петушок? Кто выпустил цыплят во двор? Кто их хозяйка? Как вы думаете, где живут эти цыплята и петушок?»
Вопросы взрослого рассчитаны на то, чтобы дети уловили и передали словами смысловую связь между разными персонажами.
Картина 2.
Кукла-хозяйка стоит в центре, у ее ног стоит кормушка, вокруг которой собрались цыплята. Хозяйка насыпает в кормушку пшено (рукой воспитателя), пододвигает какого-нибудь цыпленка поближе к кормушке. Петух спрыгивает со своего пенька и подходит к кормушке, которая побольше и поглубже. К этой же кормушке подходят курочки и клюют вместе с петушком.
Снова ставится ширма и воспитатель задает вопросы: «Что вы видели? Что делала хозяйка? Что делали цыплята? Что делали петушок и курочка? Как вы думаете, наша хозяйка заботливая? А почему вы думаете, что она заботится о своих питомцах?»
Помогая детям объединить содержание двух картин, воспитатель подводит их к выводу, что им показали птичий двор, па котором живут куры, петушок и цыплята. Сначала их выпустили погулять, а потом стали кормить. Под конец можно спросить: «Как вы думаете, где будут спать птицы?»
Трусишки.
Картина 1.
На сцене трое друзей: девочка Маша, мальчик Саша и мишка. Они смотрят книжку с картинками. Кто-либо из персонажей переворачивает (рукой воспитателя) страницы книги, остальные рассматривают картинки.
В перерыве, когда ставится ширма, детям задаются вопросы о том, кого они видели, что делали артисты, кто держал книжку, как они сидели.
Картина 2.
Те же персонажи сидят по-другому: Саша сидит напротив мишки и Маши. Книжки нет. Неожиданно на сцене появляется заводная обезьянка, которая начинает кувыркаться, двигаясь сначала по направлению к детям, а затем (повернутая рукою взрослого) — к персонажам. Маша, испугавшись, убегает, мишка падает на спину, а Саша вскакивает на ноги и останавливает обезьянку.
После этой картины воспитатель задает детям вопросы, которые помогут им понять, кто трусишка, а кто смелый — тот, кто не побоялся остановить обезьянку. «А вы бы испугались обезьянку? — спрашивает он. — Разве она страшная? А какая она — смешная? Веселая? Кто из друзей вам больше всего понравился? Почему?»
Добрая лошадка.
Картина 1.
По сцене гуляют несколько детей (пластмассовые фигурки, укрепленные пластилином на планшете). Неожиданно появляется заводная лошадка, запряженная в тележку (можно взять любую лошадку). Она двигается по всей сцене. Когда лошадка останавливается, все фигурки придвигаются к ней и выстраиваются в очередь.
В перерыве воспитатель спрашивает зрителей, что делали дети и кого они увидели, почему дети подошли к лошадке и стали в очередь. «Давайте попросим лошадку покатать детей, — предлагает воспитатель, — если она добрая, она нас послушает».
Картина 2.
Лошадка стоит на месте, воспитатель сажает детей по одному на спину лошадки (или в тележку), укрепляя их с помощью пластилина. Передвигает лошадку по всей сцене, давая возможность детям рассмотреть ее и всадника со всех сторон. Потом снимает одного всадника и сажает другого. Так по очереди лошадка катает всех детей.
Зрители аплодируют, и опять ставится ширма.
Дети, отвечая на вопросы воспитателя, рассказывают, что они видели, что делали лошадка и дети, какая была лошадка (добрая, красивая и пр.), выполнила ли она их просьбу.
В конце этого сюжета воспитатель помогает детям связать две сценки и сформулировать содержание увиденного: дети гуляли, а когда появилась лошадка, всем сразу стало весело и они захотели покататься на ней.
Сюжеты спектакля игрушек могут усложняться и изменяться, в них могут быть неожиданные комические эпизоды, сюрпризы, можно использовать также разные эпизоды знакомых сказок.
Правила игры.
1. Внимательно смотреть на сцену, не отвлекаться.
2. В перерывах между картинами сидеть спокойно на своих местах.
3. Отвечать на вопросы всем вместе. Если артисты понравились, можно похлопать им в ладоши.
4. Если что-то хочется спросить, подождать, пока кончится картина, и в перерыве задать свой вопрос.
Советы воспитателю.
Техника показа спектакля игрушек очень простая. Одной рукой взрослый держит игрушку, которая является главным действующим лицом картины, а другой перемещает тот или иной предмет. Все персонажи, которые не должны действовать, прикрепляются к планшету с помощью пластилина. В зависимости от содержания картин можно использовать один планшет, совершая на нем необходимые перестановки, а можно заготовить два планшета, если перестановки более сложные.
Вместо планшета можно использовать плотный картон или фанеру. Если в сценке действуют более двух персонажей, можно пригласить в качестве помощников детей из подготовительной группы (не более двух). Предварительно необходимо порепетировать с ними, распределив роли. Обычно дети охотно отзываются на такие предложения.
При подготовке к игре особое внимание следует обратить на вопросы, которые направлены на осмысление связей между персонажами, что является главной обучающей задачей этой игры. Важно также четко договориться с детьми о правилах поведения во время спектакля. Ведь в этой игре дети должны самостоятельно выполнять их, без напоминаний взрослого.
Похожие статьи:
Игры с песком в младшей группе
Игры на развитие артикуляционного аппарата для детей 2-3 лет
Игры на развитие навыков классифицирования для детей 2-3 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!