Игры для формирования грамматического строя речи детей дошкольников с ОНР
Игры и упражнения для формирования фонетического восприятия, навыка звукового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста с ОНР
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха.Представленный игры и упражнения апробированы в практической деятельности с детьми дошкольного возраста на протяжении многих лет. Они позволяют закрепить у детей представления о звуке, слове, сформировать умения давать четкую характеристику звуков, определять последовательность звуков в слове, их положение относительно друг друга. С их помощью удается поддерживать стойкий интерес к звуковой стороне речи, желание узнавать новое.
Упражнение «Звуковые карточки-картинки»
Цель: формирование умения выделять звук на фоне слова (есть или отсутствует данный звук в слове)Задачи:
- формировать основы фонематического восприятия;
- развивать слуховое внимание, память;
- развивать моторную ловкость.
Материал: на плотном листе наклеены картинки, известные детям, названия которых включают в себя определённый звук и картинки, не имеющие в своем названии этого звука. Карточка затянута пленкой. Фломастеры.
Ход упражнения
I вариант карточек. Получив карточку, ребенок обводит фломастером картинки, в названиях которых есть определенный звук.
II вариант карточек. Получив карточку, ребенок соединяет фломастером предметы, названия которых начинаются на один и тот же звук.
III вариант карточек. Получив карточку, ребенок соединяет фломастером предметы, названия которых оканчиваются на один и тот же звук.
Дидактическая игра «Какой звук одинаковый?»
Цель: формирование действия выделения звука на фоне слова Задачи:
- учить вслушиваться в звучание слов;
- развивать фонематическое восприятие и слуховую память
Материал: конверты, на лицевой части которых помещены известные детям картинки, в названиях которых есть определённый звук. Внутри конверта помещен символ этого звука.
Ход игры
Ребенку предлагается назвать картинки, изображенные на конверте, вслушаться в произносимые слова и определить, какой звук встречается во всех этих словах. Затем открыть конверт, и глядя на символ звука, убедиться в правильности своего выбора.
Дидактическая игра «Нарядим ёлочку»
Цель: закрепление умения определять наличие звука в словеЗадачи:
- развивать навыки звукового анализа слов;
- учить дифференцировать звуки по различным качественным характеристикам;
- автоматизировать поставленные звуки в словах;
- формировать навыки самоконтроля речи;
- развивать моторную ловкость.
Материал: плоскостное изображение елочки из бархатной бумаги; предметные картинки с бархатной изнаночной стороной.
Ход игры
Ребенку предлагается повесить на елочку игрушки.
- в названии этих предметов должен быть определенный звук ([С], [Ш], [Р], [Л]);
- эти слова должны состоять из одного (двух, трех слогов);
- определённый звук должен находиться в начале (середине, конце) слова;
- эти слова должны начинаться с твердого (мягкого) согласного звука, с гласного звука и т.д.
Дидактическая игра «Волшебные кубики»
Цель: закрепление умения выделять первый звук в слове и синтезировать из выделенных звуков словаЗадачи:
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
- развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: кубики, на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы. Если слово-название предмета начинается с согласного звука – грань кубика синего цвета и красного, если слово-название начинается с гласного звука.
Ход игры
Ребенку предлагается собрать какое-нибудь слово, например слово «СЛОН» из кубиков. Обращают его внимание на первые звуки слов – названий предметов, изображенных на гранях кубиков. Ребенок сначала находит кубик, на одной из сторон которого изображен предмет, чье название начинается со звука [С]; затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук [Л], затем звук [О] и, наконец, звук [Н]. «Читает» по первым звукам названий картинок слово «СЛОН».
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры в логопедической работе Речевые игры для дошкольников Использование стихотворных текстов на этапе автоматизации звука "Л" Дидактические игры для старшей группы детского садаПохожие статьи:
Игры на развитие памяти и речи у детей 4-6 лет
Скороговорки и чистоговорки для развития речи детей 5-7 лет
Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
← Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями | Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР →
Автор: Лариса Николаевна Дженгурова
Опубликовано: 677 дней назад (15 января 2023)
Просмотров: 560
Рубрика: Копилка логопеда
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!