Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование кинезиологии в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с ОНР»
Цель: ознакомление педагогов с инновационной здоровьесберегающей технологией – кинезиологией через систему специальных упражнений для детей с нарушениями речи. Задачи:
- расширить, углубить знания педагогов об инновационной здоровьесберегающей технологии «кинезиология»;
- раскрыть причины, приводящие к проблемам в развитии ребенка;
- познакомить с кинезиологическими методами для последующего применения в практической деятельности.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- понимание участниками мастер-класса актуальности данной технологии;
- практическое освоение кинезиологических упражнений;
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Настоящее время характеризуется изменениями природной и социальной среды и ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
Много лет работая в детском саду и наблюдая за детьми я видела, что они демонстрируют слабую мускульную реакцию на определенные упражнения, у них плохая координация движений, и это сказывается в познавательной деятельности. По действиям детей я поняла, что взаимодействие между полушариями их мозга почти отсутствует. Это натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия. Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, меньше затрачивая энергии на выполнение основной работы. Вот этим и занимается наука – кинезиология. Этим и привлекла она меня. Так интересно, занимаясь с детьми, видеть, как в ходе тренировок наблюдается динамика в преодолении мыслительных операций, и это сказывается на развитии интеллекта и эмоциональной сферы.
Развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Это позволяет избегать трудностей у детей в обучении и создает условия для формирования новых возможностей психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач нашего детского сада является укрепление и сохранение здоровья воспитанников. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.
И так основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи кинезиологии:
- Развитие межполушарной специализации.
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Развитие речи.
- Формирование произвольности.
- Снятие эмоциональной напряженности.
- Создание положительного эмоционального настроя.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, повысить стрессоустойчивость, улучшить мыслительную деятельность, они способствуют укреплению памяти и внимания, облегчают процессы чтения и письма. Эти упражнения используются в нашем детском саду:
• фронтально,
• в подгруппе,
• индивидуально в образовательной деятельности,
• в коррекционно-развивающих занятиях,
• в режимных моментах,
• в свободной деятельности ребенка.
Кинезиологические упражнения это:
1. Растяжки - нормализуют тонус мышц.
Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.
Гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
2. Дыхательные упражнения. Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, снять напряжение с мышц глаз. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма.
4. Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.
5. Тренировка артикуляционных и тонких движений пальцев. Стимулирует общее развитие речи, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
6. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения
I. Растяжки
1. “Снеговик”
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д.
В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. “Сорви яблоки”
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед вами корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
II. Дыхательные упражнения
1. “Свеча”
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2. “Надуй шарик”
Исходное положение - лежа на спине. Нужно максимально расслабить мышцы живота, а затем начать вдох, при этом внутри тела будет надуваться воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Затем следует задержать на пару секунд дыхание и выдохнуть, втягивая при этом живот.
III. Глазодвигательные упражнения
1. “Глаз – путешественник”
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.
2. «Радуга»
Глазки у ребят устали (поморгать глазами).
Посмотрите все в окно (посмотреть влево – вправо).
Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх).
Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками).
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем (посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх – влево).
Вправо - влево повернем,
А потом скатимся вниз (посмотреть вниз).
Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
3. «Глаза и язык».
Дети делают глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время язык тоже поднимается. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же самое во время вдоха проделывается языком и глазами по всем направлениям, в том числе и диагоналям.
Это упражнение можно сначала облегчить, применяя только движения глаз, потом добавляя дыхание.
IV. Телесные упражнения
1. “Перекрестное марширование”
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой противоположной ноги. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
2. Балансировочная доска Бильгоу
Стоя или сидя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания педагога, одновременно пытаясь удержать равновесие. Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти и понимание. Упражнения, направленные на развитие равновесия, координацию движений, зрительно-моторной координации, чем-то похожи на лечебную физкультуру. Я использую данное оборудование для артикуляционной гимнастики, отработки звуков, слогов, слов, предложений с теми звуками, которые поставлены, проговаривания чистоговорок и скороговорок, стихов. Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста: «Подбери признак», «Назови ласково», «Посчитай до пяти», «Чей? Чья? Чьё?», «Слова-родственники», «Кто где живет?», «Измени слово», «Какое это блюдо? Посуда?», «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Назови ласково», «Закончи предложение» и т.д.
V. Упражнения для развития мелкой моторики.
1. Двуручное рисование.
2. Межполушарная доска. В последнее время популярность приобрело использование межполушарных досок. Они активизируют деятельность мозга путем попеременной работы сначала только правой, затем только левой рукой, а затем ребенок проходит весь лабиринт двумя руками одновременно сначала по часовой стрелке, затем - против. Я использую эти доски для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Ш (любой автоматизируемый звук).
3. Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Это упражнение можно использовать для автоматизации звуков в слогах.
Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ША (или цепочку слогов ША-ШО-ШУ-ШИ)
4. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Эту игру можно использовать для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.
Инструкция:
1 вариант: если услышишь звук Р — ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь.
2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
VI. Упражнения на релаксацию
“Путешествие на облаке”
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в группе. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы: Русская народная Роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей с ОНР Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы Игровая деятельность в подготовительной группе детского сада← Логопедический тренинг для родителей дошкольников в ДОУ | Игры для формирования грамматического строя речи детей дошкольников с ОНР →
Автор: Лариса Николаевна Дженгурова
Опубликовано: 667 дней назад (5 января 2023)
Просмотров: 1410
Рубрика: Консультации для педагогов
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!