Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников 5-7 лет с ОНР
Фонематический слух – правильное восприятие звуков родного языка. Говоря другими словами, это те звуки, которые мы слышим с самого рождения, это гласные и согласные звуки, которые произносит говорящий, их звукосочетания, слоги, слова. От фонематического слуха первоначально зависит то, как быстро начнет ребенок говорить правильно, т.е. развитие звуковой стороны речи. А если ребенок неправильно слышит звуки? Значит он их неправильно произносит! Значит он их неправильно будет выделять в словах! И значит, он будет в дальнейшем неправильно писать эти слова. Вот какую важную роль играет фонематический слух.Целью данных игр является развитие фонематического слуха, как основы для обучения грамоте. Предложенные игры многофункциональны, ярко оформлены, что делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.
«Паровозики»
Цель: формирование навыка дифференциации звуков Задачи:
- учить выделять первый звук в слове и анализировать его;
- дифференцировать звуки по качественным характеристикам (согласные звуки по твердости - мягкости);
- развивать моторную ловкость.
Материал: паровозики синего и зеленого цвета, вагончики с картинками, известными детям
Ход игры
К паровозикам синего и зеленого цветов нужно «прицепить» вагончики-карточки с нарисованными предметами. Ребенок называет слово, обозначающее предмет на вагончике, выделяет первый звук, дает его характеристику (твердость – мягкость). Если звук твердый, вагончик прикрепляется к синему паровозу, если мягкий – к зеленому.
«Занимательные карточки»
Цель: закрепление навыка звукового анализа словЗадачи:
- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;
- тренировать слуховое внимание, память, воображение;
- развивать моторную ловкость.
Материал: карточка из плотной бумаги разделена на две части. В левой – наклеены известные детям картинки, в правой – нарисованы звуковые схемы слов. От картинок тянутся веревочки, около схем – насечки.
Ход игры
Ребенок берет карточку, называет картинку, выполняет звуковой анализ слова, обозначающего данную картинку, соединяет верёвочкой изображение со схемой, которая подходит к данному слову.
Перфокарты
Цель: обучение детей звуковому анализу словЗадачи:
- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;
- развивать слуховое внимание, память;
- развивать моторную ловкость.
Материал: на плотном листе наклеены в два столбика предметные картинки, знакомые детям. В середине сделана прямоугольная прорезь. К перфокарте прикреплен чистый лист бумаги. Простой карандаш.
Ход игры
Ребенку предлагается назвать картинки, определить первый (вариант перфокарт – последний) звук в названных словах и соединить картинки с одинаковым первым (последним) звуком, проведя линию простым карандашом.
«Читаем по картинкам»
Цель: обучение детей звуковому анализу словЗадачи:
- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;
- развивать зрительно и слуховое внимание, мышление, память.
Материал: на плотном листе наклеены 3 - 5 картинок.
Ход игры
Ребенку предлагается угадать «зашифрованное» слово. Нужно назвать картинки, выделить первые звуки в названиях и по первым звукам изображенных предметов «прочитать» слово.
«Звуковой коврик»
Цель: закрепление умения дифференцировать звуки по качественным характеристикамЗадачи:
- развивать навыки звукового анализа слов;
- учить дифференцировать звуки;
- развивать моторную ловкость;
- научить различать цвета.
Материал: листы с начерченными сетками в 9 (3х3), 16 (4х4) и 25 (5х5) квадратов. Жетоны (3х3 см) различных цветов.
Ход игры
I вариант. Выбирается поле и жетоны определенных цветов. Например, зеленые и синие. Логопед называет разные слова. Если слово начинается на твёрдый согласный звук, ребенок кладет жетон синего цвета, если на мягкий согласный звук, то зеленого цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй и т.д. (Жетоны желтые и золотые. Если слово начинается со звука [Ж] – кладем желтый жетон, если со звука [З] – золотой; если слово начинается на гласный звук – жетон красного цвета, если на согласный - синего и т.д.
II вариант. Правила игры аналогичны первому варианту, но ориентируемся на последний звук в словах.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия на тему Зима в подготовительной группе Игра по декоративно-прикладному творчеству для старших дошкольников Хороводная игра для старших дошкольников 5-7 лет Игры для формирования грамматического строя речи детей дошкольников с ОНРПохожие статьи:
Развивающие игры для детей 6-7 лет в домашних условиях
← Игры для формирования грамматического строя речи детей дошкольников с ОНР | Методы взаимодействия с родителями в ДОУ →
Автор: Лариса Николаевна Дженгурова
Опубликовано: 636 дней назад (5 февраля 2023)
Просмотров: 480
Рубрика: Копилка логопеда
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!