Тематические игры для детей 5-6 лет в детском саду
Игры для детей старшей группы
Игра для детей — радость. С взрослением это уже радость победы и преодоления трудностей. К 5-6 годам у детей проявляется стремление действовать в играх быстрее, опережая соперников. Слишком часто использовать эстафеты и соревнования не стоит, чтобы интерес детей не притупился.
Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности
Веселые изменения
Дети делятся на две команды (по 7— 10 чел.), встают в две шеренги друг напротив друга.
Варианты
1. Участники первой команды внимательно смотрят на играющих второй команды и отворачиваются. Дети второй команды меняют что-нибудь в своей одежде: кладут в карманы предмет (чтобы был виден), подпоясываются ленточкой, снимают обувь, берут в руки игрушки и т.п. Играющие первой команды поворачиваются и говорят, какие изменения произошли.
2. Участники первой команды внимательно смотрят на позы играющих второй команды и отворачиваются. Последние принимают новые позы. Участники первой команды поворачиваются, рассказывают и показывают, как раньше стоял (в какой позе) тот или иной игрок второй команды.
Примечание. При повторе игры команды меняются местами.
Смотреть и видеть
Воспитатель просит детей внимательно посмотреть вокруг себя (заметить, что их окружает, какие в комнате предметы, вещи, каковы их размер, расцветка, количество), затем задает вопросы и проверяет внимание и память играющих.
Воспитатель завязывает глаза одному участнику и задает вопросы. Например: «Какого цвета стены?», «Сколько здесь столов и стульев?», «Сколько стульчиков вокруг стола?», «Какой пол?», «Сколько дверей и окон в комнате?», «Нравятся ли занавески на окнах?», «Какого они цвета?», «Какие цветы на окнах, много ли их?» и т.п. В игре участвуют не более 3—4 детей. Воспитатель задает не более 2—4 вопросов.
Примечание. Игру начинают смелые дети, которые сами пожелали быть первыми. Повязка не должна долго находиться на глазах у детей. Дети будут спокойнее себя чувствовать, если завязать глаза сразу двум играющим. Нужно задавать по одному вопросу, если они легкие — по два.
Дети сидят на скамейке, слушают, наблюдают и про себя отвечают на вопросы — учатся.
Желательны небольшие подсказки, наводящие вопросы, таким образом формируется умение переключать внимание.
Зеркало
Дети встают в шеренгу. Воспитатель становится перед ними и показывает 6—8 фигур. Игроки внимательно смотрят и повторяют движения. Если участник сделает три ошибки, он встает в конец шеренги.
Варианты
1. Заключается договор, что нельзя делать ту или иную фигуру (руки в боки, наклон в сторону, наклон вперед, поднятая нога и т.д.). Воспитатель показывает их.
2. Играют команды. При совершении 3—5 ошибок играющий выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше детей.
Примечание. Начинать игру нужно с более легких фигур. Например: поднять руки вверх, вытянуть их перед собой, положить руки на пояс, приложить ладони к щекам.
Ближе к финишу
В 15 шагах от шеренги играющих воспитатель проводит линию, это финиш. Он встает около нее и командует: «Сделать три шага вперед». Дети идут к финишу, считая про себя шаги. Затем нужно сделать 5 (7) шагов. После выполнения нескольких команд воспитатель проверяет результаты. Должно быть пройдено всё расстояние. Воспитатель определяет самых внимательных и собранных.
Игра помогает сосредоточиться, укрепляет память и учит счету.
Примечание. Лучше играть небольшими группами — так легче проверять четкость выполнения задания и наблюдать за детьми. Счет до десяти. Дети вслух отсчитывают шаги. Таким образом внимание распределяется сразу на два действия: ходьбу и счет.
Светофор
Оборудование: 3 кружка из бумаги — зеленый, желтый и красный.
У воспитателя в руках 3 кружка из бумаги — зеленый, желтый и красный—«светофор». Дети встают в шеренгу, воспитатель перед ними. Он показывает зеленый кружок—дети топают («идут»); желтый—хлопают в ладоши (привлечение внимания); красный кружок — тишина.
Сначала нужно играть небольшими группами, а потом всей группой — будет очень весело.
Игры-подражания и игры-распознавания
Зайка
Дети-«охотнички» шагают друг за другом: ищут «зайку». Он прячется, его не видно. «Охотнички» приближаются к «зайке». Он убегает и говорит: «Вы, охотнички, скачите, на мой хвостик поглядите. Я не ваш, я ушел». «Охотничкам» остается только качать головой.
Сидит, сидит зайка,
Сидит зайка серый
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут,
Едут, скачут в поле
Во пустом, во пустом.
— Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите.
Я не ваш,
Я ушел.
Русская народная песня
При повторе игры «зайкой» становится другой ребенок.
Ястреб
Оборудование: игрушечный цыпленок.
Дети стоят кучкой. Один ребенок декламирует стихотворение. В стороне стоит «ястреб», у него игрушка — цыпленок. Дети кричат: «Кыш, злодей!» «Ястреб» выпускает цыпленка, а сам, взмахнув руками, «улетает» — отбегает в сторону.
Дети кричат вместе: «Цыпленок спасен! Ура!»
Ястреб, ястреб! Кыш, злодей!
Все кричите посильней,
Чтобы выпустил цыпленка
Злой разбойник из когтей!
Грузинская народная песня
Можно цыпленка заменить участником, он будет «цыпленком», которого спасают дети.
При повторе игры «ястребом» и «цыпленком» становятся другие играющие.
Диковинка
Дети образуют круг. В его центре дети-«звери»: «коза», «козел» и «козлята». За кругом стоит «совушка-сова», вертит головой, хлопает глазами и топает.
Дети, держась за руки, медленно шагают по кругу и поют песенку. Дети-«звери» показывают немые сценки, а «журавель» входит в круг, останавливается неподалеку и наблюдает.
Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленькие козленочки
Муку выгребают.
Совушка-сова,
Большая голова,
Из-за угла смотрит,
Головою вертит,
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Русская народная песня
При повторе игры «журавлем», «козой», «козлом», «козленочка- ми» и «совушкой-совой» становятся другие играющие.
Игры на развитие точности движений рук
Прищепки на веревку
Оборудование: разноцветные прищепки, веревка.
На высоте около 1 м от пола воспитатель протягивает веревку. Дети делятся на две команды, которые строятся в колонну. Первые игроки команд получают по три бельевые прищепки. По сигналу они бегут к веревке, закрепляют прищепки и встают в конец колонны. Вторые участники снимают прищепки, передают их следующим игрокам и встают в конец колонны. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все члены команды. Если ребенок уронил прищепку, он должен ее поднять и закрепить. Побеждает команда, первой закончившая игру и уронившая меньше прищепок.
Примечание. У команд прищепки разного цвета.
Ленточки и пальчики
Оборудование: веревка, разноцветные ленточки.
Дети делятся на три команды, садятся на скамейку. В 4—5 м от них протянута веревка. От количества детей в одной команде зависит число привязанных к веревке ленточек. По сигналу все играющие первой команды подбегают к веревке, завязывают на ленточках бантики (некрепкие узелки) и возвращаются на место. Затем к веревке бегут дети второй команды. Они развязывают бантики и возвращаются. Следом за ними бегут участники третьей команды. Они завязывают бантики и возвращаются. Участники каждой команды за время игры по одному разу завязывают и развязывают ленточки.
Побеждает команда, которая быстрее и аккуратнее завяжет и развяжет бантики.
Вариант. Каждая команда имеет свой цвет. На веревке привязаны разноцветные ленточки. Число ленточек определенного цвета зависит от количества детей в данной команде. По сигналу один (два) игрок каждой команды подбегает (подходит) к веревке, находит ленточки своей команды, завязывает бантики и возвращается на место. За ним бегут следующие участники, завязывают бантики на ленточках своей команды. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все члены команды.
Побеждает команда, первой закончившая игру.
Примечание. На усмотрение воспитателя вместо трех команд могут играть две. Если дети не устали, игра продолжается — бантики надо развязать.
Горох и фасоль
Оборудование: горох, фасоль, коробки.
Воспитатель приносит коробку, в которой перемешаны горох и фасоль. Она объясняет, что нашла ее у дверей. Голуби обратились к ней за помощью. Они любят клевать горох, но кто-то его смешал с фасолью.
Воспитатель. Дети, давайте все дружно поможем птицам и отделим горох от фасоли. Горох отдадим голубям, а фасоль отправим на кухню, чтобы сварить фасолевый суп.
Горох и фасоль нужно высыпать на стол. Дети принимаются за работу. Воспитатель кладет разделенные горох и фасоль в две коробки.
Игры на развитие координации
Сквозь обручи
Оборудование: обручи.
Дети делятся на две команды. Участники одной команды получают обручи и перед собой образуют из них ряд. Играющие второй команды проползают через все обручи. Затем команды меняются местами.
Побеждает команда, которая аккуратнее и без ошибок преодолеет туннель из обручей.
Синички и веселый кот
В середину нарисованного круга встает «веселый кот», за чертой круга прыгают дети-«синички». «Коту» очень хочется поиграть с синичками, а птички боятся «усатого-хвостатого». Дети-«синички» начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать (осалить) «синичек», когда они в кругу. Пойманную «синичку» отводит в середину круга. «Кот» устал и не хочет играть с «синичками». Игра закончилась.
Вариант. «Кот» поймал «синичку», когда она впрыгнула в круг. Теперь пойманная «синичка» становится «котом», а «кот» — «синичкой». Игра продолжается с новым «котом».
Синичка и девять кошек
Воспитатель. Давайте поиграем и спасем синичку от девяти кошек. Бывают кошки, от которых не спасется ни одна птичка, а бывают такие синички, которые не боятся кошек.
Девять детей — «кошки», один — «синичка». Все встают в круг.
Воспитатель. Видите, как внимательно кошки смотрят на птичку, они хотят ее съесть. Но мы ей поможем. Мы будем удалять каждого четвертого (считая «кошек» и «синичку») из круга и удалим всех «кошек», а «синичка» останется. Вы все умеете считать. Считаем: раз, два, три, четыре. Я покажу, откуда начинаем считать.
Дети считают с шестой «кошки» от «синички».
Примечание. Воспитатель выбирает себе помощника, чтобы он считал. В ходе игры можно менять помощников. Если помощник будет ошибаться, его нужно поправлять, но из игры не удалять.
Не сбить кегли
Оборудование: кегли.
Воспитатель делает коридор из кеглей шириной 70 см. Нужно пройти по нему, не сбив ни одной кегли. Перед входом в коридор следует сделать один поворот. Можно играть и группой, и командами.
Побеждает команда, прошедшая быстрее по коридору и не уронившая ни одной кегли.
Варианты. Пройти по коридору с поднятыми руками, положив руки на затылок; с кеглей в руке; проходя по коридору, забрать по кегле с обеих сторон.
Игра на развитие глазомера
Внимание, мяч
Оборудование: мячи.
Дети строятся в две шеренги напротив друг друга на расстоянии 2—4 м. У каждого играющего первой шеренги в руках мяч. Первый играющий толкает и направляет его к играющему, стоящему напротив. Затем следующий из первой шеренги направляет мяч к играющему напротив. Так продолжается до тех пор, пока все мячи не окажутся у детей второй шеренги. Теперь игроки второй шеренги по порядку толкают и отправляют мячи к детям первой шеренги. Так продолжается до тех пор, пока мячи не вернутся к первым игрокам. Игра сложна, но очень захватывает детей.
Подвижные игры для детей 5-6 лет
Мяч по дорожке
Оборудование: 2 веревки (длиной 3—4 м, шириной 70—100 см), мячи.
Игра проводится группой или командами. Из двух веревок делают дорожку шириной 70—100 см и длиной 3—4 м (при участии двух команд — две дорожки).
Дети, ударяя мячом об пол, проводят мяч вперед и обратно по дорожке и передают его следующему играющему. Мяч не выходит за пределы дорожки. После каждого удара его нужно ловить двумя руками. Если ребенок уронил мяч, он должен его поднять и продолжить игру.
Побеждает команда, первой закончившая игру.
Заяц и лиса
Дети делятся на группы (по 3—4 чел.). Взявшись за руки, они образуют круг — «нору». Один ребенок садится в круг, это «заяц». Водящих двое: «лиса» и «заяц». «Лиса» старается догнать «зайца». Его спасение — запрыгнуть в «нору». Как только в нее забежит «заяц», сидящий в «норе» выбегает. «Лиса» преследует уже этого «зайца». Если «лиса» поймает «зайца», они меняются ролями, «лисой» становится пойманный «заяц». Игра продолжается с другой «лисой».
Бегом на скамейку
Оборудование: скамейка.
Дети встают по разные стороны скамейки. Количество играющих должно быть на одного больше, чем мест на скамье. По сигналу дети бегут и стараются сесть верхом на скамью. Расстояние до скамейки 3—5 м.
Кто остался без места, по желанию детей что-нибудь исполняет, например, танцует, поет, прыгает, кружится, читает стихотворение, смеется и т.п.
Только парами
Одна пара детей берется за руки, это водящие. Остальные разбегаются. Водящие стараются их поймать. Пойманным считается тот, вокруг которого игроки сомкнули руки, т.е. образовали кольцо. Пойманный не должен вырываться или проскальзывать под сомкнутыми руками. Он временно выбывает из игры. Если пойман еще играющий, образуется вторая пара водящих, которая также ловит убегающих. Пойманные составляют новые пары водящих. Игра заканчивается, когда водящие поймают всех участников.
Через обруч
Оборудование: 3—5 обручей.
Дети встают в колонну. Воспитатель кладет 3—5 обручей на расстоянии 50 см друг от друга. Играющий подходит к обручу, поднимает его над головой, пропускает через себя, кладет на пол и переходит к следующему обручу. Пройдя через все обручи, он встает в конец колонны. Следующий играющий делает то же, что и первый. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.
Примечание. Требуется осторожность: меньше спешки при передвижении обруча.
Прыжок через канаву
Оборудование: 2 веревки.
«Канава» — это 2 веревки, расположенные друг от друга на таком расстоянии, чтобы дети могли ее перепрыгнуть или перешагнуть. Играющие по очереди с разбега перепрыгивают или перешагивают через нее. «Канаву» нельзя задевать.
Вариант. Можно сделать две «канавы». Дети с разбега перепрыгивают через первую и следом через вторую.
Примечание. Веревки можно заменить двумя начерченными линиями.
Автор: Разумовская Ольга Константиновна
Похожие статьи:
Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-8 лет
Игры для изучения букв с детьми 3-5 лет
Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду. Картотека
Нет комментариев. Ваш будет первым!