Использование стихотворных текстов на этапе автоматизации звука "Л"
Из опыта работы учителя-логопеда детского сада
Материал может быть интересен молодым специалистам: учителям-логопедам, учителям начальных классов, воспитателям детских садов.
При коррекционной работе над каким-либо звуком речи наступает такой период, когда тренируемый звук верно произносится ребенком в отдельно взятых словах, словосочетаниях и в предложениях. Наступает самое приятное время для логопеда, его ученика и для родителей оного – «время стихов и песен». Каждый из вышеназванных способен отличиться в красноречии, показав всем, как красив и силен его голос, хороша дикция, благозвучен и ярок тембр, изменчив темп и ритм, в соответствие с замыслом автора.
Учитель-логопед именно на стихах может показать родителям обучаемого, как отрабатывает он хлеб насущный. «Вот послушайте, как четко и красиво ваш ребенок проговаривает звук «Л», или « Вы заметили, что звук «Р» ( ли какой-нибудь другой) звучит нормативно и не выпячивается из общего текста, не давит на слух».
Родители, точнее их лучшие представители, способны убедить логопеда, что их отпрыск – самый что ни на есть настоящий вундеркинд, и что они готовы мобилизовать свое любимое чадо на штурм стихов из домашней библиотеки.
Наконец, сам ребенок, почувствовав успехи в собственной речи, желает доказать, что «Он сам с усам», что ему никто не помогал, и всего он добился сам, без чьей-либо помощи. Когда встречаешься с таким самодостаточным человеком 5-7 лет от роду, то ему нельзя навязать то, что хочется тебе, а нужно вначале пообщаться, посоветоваться, договориться и выбрать такой вариант, который устроит вас обоих.
Так, например, логопед считает, что пора учить стихи на звук «Л» и подбирает текст, который полностью соответствует речевому уровню ребенка. А ребенок кричит: «Не хочу, не буду учить стихи… Надоело!»
А давайте предложим юному созданию не один, а несколько текстов (два или три, на выбор) и спросим: «Какое стихотворение тебе понравились? Скажи». Пусть решает сам. А логопед лишь должен подобрать, как мне кажется те стихи, которые не только насыщены, напичканы, изучаемым звуком, но еще красивы, лиричны, образны. Это стихи наших классиков: А. С. Пушкина, А. Блока, С. Есенина, А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского.
Не стоит в погоне за количеством тренируемых звуков в тексте хвататься за примитивные рифмованные выверты логопедов-практиков, чьи книги в последние годы выходят в свет немалым тиражом. Надо стремиться к первоисточникам, к великим, умным, серьезным книгам, проверенным временем, учить детей на достойных образцах великого могучего русского языка.
Предположим, что мы автоматизируем звук «Л», и тогда… нам поможет «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
Воротился старик ко старухе
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
А почему бы не автоматизировать звук «Л» произнося завораживающие и реалистичные строки, рисующие картинки русской природы из романа «Евгений Онегин»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняло пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Вообще, со звуком «Л» все довольно просто. Для автоматизации этого звука подойдет практически любой текст, в котором есть глаголы прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода.
Вот, например, веселые, ироничные стихи Д. Хармса (14 слов со звуком «Л»)
Очень-очень вкусный пирог
И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,
То даже крошек...
Большим успехом у детей пользуются стихи Корнея Ивановича Чуковского – корифея детской художественной литературы. Они легко учатся. Надолго запоминаются (практически на всю оставшуюся жизнь), они любимы детьми, но, к сожалению, не слишком часто используются логопедами. А зря! Детские стихи и сказки, написанные К. Чуковским просто клад, там есть материал для успешной автоматизации абсолютно любого проблемного звука. Не верите, перечитайте сами. А я напомню лишь некоторые из текстов (на «Л» разумеется)
В стихотворении «Слониха читает» 11 раз встречается твердый звук «Л», хотя всего в тексте 21 слово, т.е. насыщенность изучаемым звуком вполне достаточная. Но детям эти стихи нравятся вероятнее всего потому, что огромная слониха читает плохо, «ничего не разобрать», а они (Саши, Вовочки и Тани) читают так хорошо, что всем понятен смысл прочитанного.
У слона была жена
Матрёна Ивановна.
И задумала она
Книжку почитать.
Но читала, бормотала,
Лопотала, лопотала:
«Таталата, маталата», -
Ничего не разобрать!
Большое количество слов, насыщенных звуками «Л» встречается в самых разных сказках К. Чуковского «Крокодил», «Телефон», «Федорино горе», «Бармалей».
Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала:
«Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в па-асть?»
«Нам акула Каракула
Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком!
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!»
Испугалася акула
И со страху утонула, -
Поделом тебе, акула,
Поделом!
В данном отрывке из сказки «Бармалей» изумительное соцветье сонорных звуков, твердых и мягких.
А еще нравится мне (и детям, с которыми занимаюсь) необычное, почти интригующее начало из старой сказки «Крокодил»
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил.
По-турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил
Крокодилович!
Можно цитировать еще и еще К. Чуковского, Б Заходера, А Барто, С. Михалкова, Г. Ладонщикова и находить такие стихи, которые будут наполнены и переполнены словами со звуками «Л», «Ль», «Р», «Рь», «Ш», «Ж» и прочими, НО, уважаемые коллеги, дорогие друзья, все таки нам надо помнить о том, что поэты писали их совсем не для того, чтобы мы логопеды относились к ним как к обычному тренировочному материалу.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры в логопедической работе Индивидуальное логопедическое занятия. Тема: автоматизация звука «Л» Коррекционно - развивающее НОД с подгруппой детей 5-6. Конспект Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С и ТЬ для детей 5-6 летПохожие статьи:
Участник №45 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 31 марта 2015 года
Автор: Ирина Павловна Крылова
Опубликовано: 3599 дней назад (16 февраля 2015)
Просмотров: 5920
Блог: В мире много дорог
Рубрика: конкурс
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!