Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Конспект занятия для подготовительной группы детского сада
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну звука [Р.]»
Автор: Барабанщикова Наталья Николаевна, учитель-логопед, ЯНАО, Тюменская область г. Муравлено, МАДОУ Д/С «Теремок».
Занятие для детей подготовительной группы занимающихся на логопункте.
Программные задачи занятия: закреплять сонорный звук Р в слогах, словах, в предложениях и в связной речи, развивать фонематические процессы, артикуляционную и мелкую моторику. А так же развивать общую моторику и координацию движений, развивать память, внимание. Формировать у детей самоконтроль речи, прививать дружеские отношения.
Занятие подгрупповое, но элементы занятия можно использовать и на индивидуальном занятии, а так же воспитателям на занятии по обучению грамоте.
При составлении занятия использовала литературу авторов:
Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.
Е.А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.
И.В. Медведева, Т.Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- закреплять произношение звука [Р.] в слогах, словах, предложениях связной речи
- повторять алгоритм анализа артикуляции звука [Р.];
- развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику;
- развивать общую моторику и координацию движений,
- развивать память, внимание;
- формировать самоконтроль речи;
- прививать дружеские отношения.
ОБОРУДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:
Демонстрационно-наглядный материал:
Загадки о сказочных героях; схема артикуляционной гимнастики; кроссворд из четырёх слов в виде ступеньки; картина с изображением Карабаса Барабаса (злого и доброго); игрушки Буратино, Красная Шапочка, Чебурашка, Крокодил Гена, картина с изображением радуги для звукового анализа слова, буквы Р., А, Д, У, Г, А; картина с изображением реки; звуковые дома; ребусы.
Раздаточный:
Маркер; зеркала; схемы для звукового анализа; тетради, ручки синего, зелёного, красного цвета.
Технические средства:
Магнитофон; кассета с записью «рыдания».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Характеристика звука.
5. Произнесение звука в слогах.
6. Произнесение звука в словах.
7. Использование предлогов.
-введение нового слова «рыдание»
Использование слов – антонимов
- Игра: «Противоположные слова»
Обогащение словарного запаса (пословица о дружбе)
8. Динамическая пауза
9. Работа в тетрадях. Звукобуквенный анализ слова.
10. Произнесение звуков [Р.], [Р.'] в предложениях, чистоговорках.
11. Итог.
1. Организационный момент
Ребята! Вы любите путешествовать?! Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, где живёт звук, а какой вы догадайтесь сами. Послушайте стихи-загадки:
- Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите ей имя её (Красная Шапочка)
- Носик круглый, пятачок,
Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек - копытца
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи, Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три поросёнка)
- У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это? (Буратино)
(Дети отгадывают загадки)
Да, это Кр-р-расная Шапочка, Бур-р-ратино, три пор-р-росёнка. А теперь скажите, какой звук встречается во всех этих словах. (Дети отвечают звук [Р.])
2. Сообщение темы:
В страну какого звука мы отправимся? Путешествие будет не простое, нам будут встречаться разные препятствия.
Чтобы отправиться, нам нужно вспомнить наше главное правило:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, чётко говорим,
Никогда мы не спешим
3. Артикуляционная гимнастика:
- сделать артикуляционную гимнастику. (фото 1,2)
(Комплекс артикуляционной гимнастики на сонорный звук [Р.]) - произнести звук [Р.], (громко, тихо)
4. Характеристика звука:
Расскажите мне о звуке [Р.]. Какой он? (гласный или согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
И так в путь.
5. Произнесение звука в слогах:
Развитие фонематического слуха.
Здесь нам предлагают поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу»
Кто знает, что такое слог? (Ответы детей)
Игра
РА-РА-РА начинается игра.
Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова (РАКЕТА, РАНА, РАК...)
Продолжаем мы игру - где слова со слогом РУ? (РУКА, РУЧЕЙ, РУБАШКА)
-отгадайте ребус (РЫБАК) какой слог первый?
- теперь произнести слова из «рассыпанных слогов»:
Игра «Рассыпанные слоги»
Логопед произносит отельные слоги, дети должны составить слово РА, НО (РАНО, НОРА) РО, ДО, ГА (ДОРОГА)
По этой дороге мы идём дальше и на пути, встречаются ступеньки.
6. Произнесение звука в словах:
Выложим ступеньки из слов
(вспоминаем с детьми, что звуки мы слышим, а буквы пишем, у каждого звука есть своя буква)
КРАССВОРД из и четырёх слов.
- На первой ступеньке слово из шести звуков:
ВОПРОС: На чем человек летает в космос? (РАКЕТА)
- Ввторая ступенька:
ВОПРОС: Без чего ученик не ходит в школу? (РУЧКА, РАНЕЦ) - Трытья ступенька:
ВОПРОС: Если есть у кисочки на ушах две кисточки,
Эту киску берегись, потому что это (РЫСЬ)
- Четвёртая ступенька:
ВОПРОС: Ползёт наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой хватает клешнёй. (РАК)
7. Использование предлогов:
По этим ступенькам мы поднялись и попали к кому?
к Карабасу Барабасу (выставляется злой Карбас Барабас)
- Вы сидите около кого? (около Карабаса Барабаса)
- Я стою где? (за Карабасом Барабасом)
- Какой Карабас Барабас? (злой, сердитый)
Новое слово «рыдание»
(включаю запись с «рыданием»)
Слышите чьи-то рыдания (уточнение значения слова)
Они рыдают, потому что Карабас Барабас забрал у них один звук. Я назову их без этого звука, а вы угадайте кто это?
Там рыдают: Бу атино, К асная Шапочка, Чебу ашка, К кодил Гена - как назвать их одним словом. (ИГРУШКИ), а если они из сказки (СКАЗАЧНЫЕ ГЕРОИ) (Выставляются герои сказок)
Какой звук забрал у них Карабас Барабас (Звук [Р.])
Знаете зачем?....(дети фантазируют)
Чтобы стать ещё более злым, сердитым.
Игра «Противоположные слова»
Взрослый говорит слово, дети говорят противоположное слово (слова-антонимы)
Чтобы он вернул звук и пропустил нас дальше, надо назвать противоположные слова
До кого дотронется Карабас Барабас, тот будет говорить:
Злой - добрый
Черный - белый
Сердитый - весёлый
Плохой - хороший
Страшный - красивый
Грубый - ласковый, нежный
Ленивый - трудолюбивый
(выставляется добрый Карабас Барабас)
- Каким стал К.Б.? (Добрым, весёлым)
- с кем подружился К.Б.? (С Красной Шапочкой, с Чебурашкой дети перечисляют сказочных героев)
- кем он им стал? (другом)
Обогащение словаря Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу; «Дружба и братство дороже богатства» (повторяем несколько раз)
8. Динамическая пауза:
Мы играли и устали,
Дружно все мы тихо встали
Ручками похлопали раз, два, три.
Ножками потопали раз, два, три.
Мы идём, и мы поём раз, два, три.
Очень дружно мы живём раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнём
И опять мы в путь пойдём.
(Дети садятся за столы)
9. 3вукобуквенный анализ слов:
Работа в тетрадях.
Куда же нам дальше идти?
Карабас Барабас и его друзья покажут нам дорогу, если мы отгадаем загадку:
Разноцветное коромысло над рекой повисло» (РАДУГА)
(выставляется перепутанные буквы этого слова)
Здесь опять кто-то перепутал все буквы
- Поставьте буквы в нужной последовательности, и скажите, какой буквы не хватает. Сделайте звуковой анализ этого слова
(один ребёнок делает у доски, остальные индивидуально за столами)
10. Произнесение звука [Р.] в предложениях, чистоговорках.
По волшебной дороге - радуге друзья ушли в свои сказки, а мы пришли к реке (выставляется картина с изображением реки)
Нам нужно перейти через реку как? (переправа, паром, мостом)
А мостом у нас будут предложения, которые вы составите со словами, которые есть на картине со звуком [Р.]. (Составляют предложения)
- Как вы запишите предложение. Ехал Грека через реку.
(Составляют схемы предложения)
- Кто закончит чистоговорку о Греке?
- Сколько букв Р. изобразил художник.
11. Итог:
Перебрались мы через реку и оказались около скольких домов? (двух)
В каком доме живёт наш звук [Р.]? (в доме согласных звуков)
А где живём мы?
Как называется наш край, город, Родина, детский сад, столица округа?
В каких названных словах звук [Р.] - мягкий, в каких твёрдый?
Молодцы ребята звук [Р.] благодарит вас за то, что вы справились с заданиями в стране и дарит вам в подарок РЕБУСЫ.
Понравилось вам путешествие, чем?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.
2. Е.А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.
3. И.В. Медведева, Т.Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.
Похожие статьи:
Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Сюрпризы осени»
Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Создание книги «Мы - Олимпийцы!»
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе
Конспект занятия по конструированию из бросового материала в подготовительной группе
Лариса Юрьевна Высотина
|
||
|