Упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников
Упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Упражнение «Бабочка»Подсобный материал: бабочка на нитке, вырезана из бумаги или пластика.
Держим бабочку за нитку на уровне рта. Выполняем глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот. Губы как при звуке У.
Вот подует ветерок,
Наша бабочка вспорхнёт.
Ветер посильнее дует.
Наша бабочка танцует.
Ветер плавно затихает,
Наша бабочка летает.
Ветер стих, мы замираем,
Дышим носом, отдыхаем.
Упражнение «Вертолёт»
Подсобный материал: из пластика вырезается вертушка, концы загибаются в разные стороны под углом. Вертушка закрепляется на палочке, используется принцип пропеллера у вертолёта.
Держим вертушку за палочку-ручку на уровне губ. Выполняем глубокий вдох через нос, плавный выдох через рот. Губы как при звуке У.
Мы отправим вертолёт
В очень длительный полёт.
Раз, два, три — глубокий вдох.
Плавно, плавно выдыхаем,
Вертолёт свой разгоняем.
Полетели далеко,
Смотрим с неба высоко.
Полетели, полетели
И потом на землю сели.
А теперь мы плавно дышим.
Тишину вокруг услышим.
Артикуляционная гимнастика
Для выполнения упражнений необходимо зеркало. Артикуляционную гимнастику начинают выполнять с 4-5 упражнений, каждое упражнение выполняется по 5-7 секунд. Постепенно добавляются новые задания и увеличивается продолжительность выполнения упражнений до 10-15 секунд. Названия упражнений условные, но они помогают проводить гимнастику в игровой форме, вызывают интерес к занятиям у детей.«Собачка»
Рот открыт, расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язычок я покажу,
Плавно, плавно удержу.
«Котята»
Рот открыт, края языка подняты вверх.
Как котятки язычки
Превращаем в чашечки.
«Колышек»
Рог открыт. Язык высунуть, напрячь в острой форме.
Язычок мы напрягаем,
Острый, острый оставляем.
«Дудочка»
Рот открыт. Высунуть широкий язык. Боковые края загнуты вверх. Подуть через язык.
Язычок свернём в трубу.
Дуем, дуем мы — «ду-ду».
«Волчок»
Рот открыт. Узким языком тянемся то вправо, то влево.
Скачет острый язычок
Вправо, влево, как волчок.
«Качалка»
Рот открыт. Узкий язык попеременно тянется то вверх, то вниз.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
А устал — остановись.
«Мёд»
Рот открыт. Облизываем языком губы, меняем направление.
Облизываем губы
Языком по кругу.
«Загораем»
Рот открыт. Кончик языка за нижними зубами, спинка языка выдвинута вперёд
Язычок свой прогибаю,
Спинку быстро выставляю.
«Молоток»
Рот открыт. Кончиком языка стучим за верхними зубами.
Молоточек застучал.
Что ж так долго он молчал?
Молоток стучит: тук-тук.
Всех разбудит этот звук:
— Т, т, т, т, т, т, т.
«Кисточка»
Рот открыт. Широким языком скользим по нёбу вперёд- назад попеременно.
Язычок наш, словно кисть,
Всё раскрасит, берегись.
«Балалайка»
Рот открыт. Язык в форме чашечки поднят вверх. Выполняем попеременно движения вперёд и назад, задевая верхнюю губу.
Наш индюк как балалайка,
Тренди-бренди поиграй-ка.
«Чистим зубы»
Рот открыт. Чистим кончиком языка верхние и нижние зубы.
Чистим зубы чисто, чисто.
Мы с тобой не трубочисты.
«Лошадки»
Рот открыт. Щёлкаем языком.
Вот весёлые лошадки
Поскакали по площадке.
«Грибочки»
Присосать язык к нёбу, плавно открыть рот.
Мы грибочки под дождём,
Всё растём, растём, растём.
Фонетическая гимнастика
Гласные звукиРот откроем широко:
— А-а-а услышим далеко.
— У-у-у услышать захочу —
Губы трубочкой сложу,
Голосочек подключу-у-у.
Рот овальный:
— О-о-о звучит,
Удивлённо голосит.
Улыбнемся,
Скажем: — и-и-и,
Мои зубки посмотри-и-и.
Рот оскалим, как мартышки:
— Ы-ы-ы-ы звучит без передышки.
— Э-э-э поём с открытым ртом,
Язычок увидим в нём.
Согласные звуки
Вот свисточек засвистел,
Звук глухой, свистящий спел:
— С-с-с.
Голосочек подключу,
Как комарик, зазвучу:
— З-з-з.
Стрекоза в траве хлопочет,
Звук ц, ц нам прострекочет.
Злая, хитрая змея
Зашипела на меня:
— Ш-ш-ш.
Будем голос подключать,
Пчёлкой звонкою жужжать:
— Жж-ж.
— Ла-ла-ла, — звучит опять,
Знаем звуки мы на пять.
— Ля-ля-ля, — пою я песню,
И друзья со мною вместе.
— Р-р-р, — так тигр зарычал,
Что ж так долго он молчал?
А тигрёнок мягко:
— Ерь-рь-рь.
Я ведь ласковый, поверь-рь.
Паровоз вдали пыхтит:
— Ч-ч-ч, — для нас звучит.
Воздух через нос идёт —
Звуку м-м-м даём мы ход.
«На лесной поляне»
Ребята, я расскажу вам небольшой рассказ. А вы поможете мне его озвучить.
В одном лесу, на большой, красивой поляне, жили насекомые. Утром, когда вставало солнце, насекомые просыпались, поляна оживала. Вот проснулась пчела и, перелетая от цветка к цветку, запела свою песенку:
— Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Комар, услышав жужжание пчелы, звонко зазвенел:
— З-з-з-з-з-з.
Расправляя свои крылья, застрекотала стрекоза:
— Ц-ц-ц-ц-ц-ц.
Пение насекомых разбудило змею, и она сердито зашипела:
— Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Ёж под деревом не испугался, но свернулся в клубок и зафырчал:
— Ф-ф-ф-ф-ф-ф.
Подул легкий ветерок и зашелестел ветками деревьев: '
— В-в-в-в-в-в-в.
Далеко за лесом, по железной дороге разгонялся поезд:
— Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.
А над лесом пролетел вертолёт. Его мотор рычал:
— Р-р-р-р-р-р-р.
Наступил день. Стало жарко. Животные спрятались в норы. Только стрекозы и пчёлки продолжали жужжать.
Вопросы: Какие насекомые и животные жили на поляне? Какие звуки мы слышали?
Буквы и звуки речи. Волшебные гласные. Ударение. Слово
Использование данного материала на занятиях по развитию речи поможет познакомить детей с понятиями звук, буква, слово, ударение, гласные второго ряда.Буквы и звуки речи
Помогу я вам понять.
Как звук от буквы отличать.
Буква — знак, а звук- явление.
Голосом произношение.
Буквы пишем мы руками.
Звуки слышим мы ушами.
Звуки — буквами запишем,
Потому что звуки слышим.
Скажут букву назови —
Я скажу: А, Бе, Be, Ге, Де, И.
Если надо прочитать,
Звук должен правильно звучать:
— (А), (б), (в), (г), (д), (и).
Уши слышат, руки пишут,
А глаза нам помогают
Буквы видеть, узнавать
И в тетради записать.
Если буквы прочитаешь —
Звук быстрей запоминаешь.
Будем мы писать, читать,
Всё на свете будем знать.
Волшебные гласные
Гласные второго ряда
Буква Я — всего одна,
А в ней звука сразу два.
На, йа, йа — мы звуки слышим.
Я, я, я — мы буквы пишем.
Йэ, йэ, йэ — звучит здесь снова.
Вот и буква Е готова.
Йо, йо, йо — мы напевали,
Букву Ё мы написали.
Точно так же в букве Ю
Звука два: йу, йу, йу, йу.
Буквы эти так сложны,
Но для нас они важны.
Вот волшебники какие,
Наши звуки непростые.
На согласные влияют
И звучание меняют.
Ударение
Что такое ударение?
Это гласных звуков пение.
Чтобы слово узнавать,
Звук ударный надо знать.
СОВА или же СОВА?
Кругом ходит голова.
Ну конечно же, СОВА,
Тянем долго гласный а-а-а-а-а-а-а.
Это МУКА иль МУКА?
Если печь пирог — МУКА.
Если к тесту липнут руки,
То, конечно, это МУКИ.
Если КОТ, то это КОТ.
Гласный здесь один живёт.
Если скажем мы КОТЫ —
Тянем долго гласный ы-ы-ы-ы-ы.
Если СВЕТ, то только СВЕТ,
Здесь всего один ответ,
Потому что в слове СВЕТ
Кроме Е ведь гласных нет.
Возьмем мы слово подлиннее,
Задание будет посложнее.
Слово это ОГУРЕЦ.
Если скажешь ты ОГУРЕЦ —
Насмешишь ты даже куриц.
Если скажешь ОГУРЕЦ —
Точно будешь молодец.
Если вдруг берут сомнения —
Открой словарик ударения.
Слово любит уважение.
Вот такое ударение!
Слово
У всего на свете
Свое есть слово, дети.
Все предметы различаем,
Словом нужным называем.
Все явления на свете
Так же называем, дети.
Все понятия поймём —
Если словом назовём.
В мире можно все назвать.
Только слово надо знать.
Слово стол и табурет,
Слово да, и слово нет.
Можем словом мы обидеть,
Можем словом окрылить.
Словом можем успокоить,
Словом можем мы учить.
Можно словом называть.
Можно слово написать.
Слово может прозвучать,
Слово можно прочитать.
Много слов на свете есть,
Вот бы книжки все прочесть.
Чтобы слов побольше знать,
Нужно думать и читать.
Рекомендуем посмотреть:
Игры для развития речи и расширения словарного запаса у детей дошкольников Игры для развития речи детей 5-6 лет для родителей Игры для формирования грамматического строя речи детей дошкольников с ОНР Игры на развитие грамматически правильной речи у дошкольниковПохожие статьи:
Игры на развитие памяти и речи у детей 4-6 лет
Скороговорки и чистоговорки для развития речи детей 5-7 лет
Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
← Конспект занятия в младшей группе. Что такое загадка? | Занятие в средней группе детского сада «Если добрый ты...». Конспект →
Автор: Надежда Павловна
Опубликовано: 552 дня назад (19 мая 2023)
Просмотров: 319
Блог: Блог Надежды Павловны
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!