Игры по безопасности для детей дошкольного возраста
Игры для дошкольников, формирующие знания об обеспечении безопасности жизнедеятельности
Юный водитель
Прежде чем знакомить ребенка с правилами дорожного движения, приготовьте дидактический материал: карточки с изображениями дорожных знаков, игровое поле.Поинтересуйтесь у малыша, знает ли он, что должны делать водители для того, чтобы на дорогах было меньше аварий. Если ребенок затрудняется ответить, наводящими вопросами подведите его к выводу: «Соблюдать правила дорожного движения». Объясните, что всем водителям и пешеходам помогают дорожные знаки. Они указывают, где можно перейти дорогу, с какой скоростью должен ехать автомобиль, где нельзя ставить машину и т. п.
Знаки, запрещающие какие-либо действия (стоянку, поворот, обгон и т. д.), обычно окрашены в красный цвет. А предписывающие (указывающие направление движения, допустимую скорость), а также знаки- помощники (указатели медпункта, автозаправочной станции, станции техобслуживания) — синего цвета. Рассмотрите вместе с ребенком изображенные на карточках знаки (на одном занятии рассматриваются карточки одной группы).
Разложите карточки на игровом поле в соответствии с направлением дорожной полосы. Попросите малыша проехать по нарисованной дороге на маленькой машинке, соблюдая все правила дорожного движения. В дальнейшем увеличивайте количество расставленных знаков, вводите в игру новые «транспортные средства». Формулируйте задания: «В твоей машине кончился бензин, тебе надо проехать на автозаправочную станцию, затем поменять шины на станции техобслуживания, а потом поставить машину в гараж». При этом водитель должен строго следовать предписанным правилам.
Желтый, красный, зеленый
Знает ли ваш ребенок, для чего на дорогах стоят светофоры? Создайте игровую ситуацию «Перекресток», пригласив в игру друзей ребенка или других членов семьи. Участники игры «ведут» игрушечные машины, ведущий регулирует движение, поднимая поочередно желтые, красные и зеленые круги. При нарушении правил дорожного движения водителю выписывают штраф. Играя, намеренно нарушайте правила движения, побуждая ребенка обращать внимание на это.Прочтите стихотворение.
Что такое? Встали все —
Загорелся красный свет.
А машинам — путь свободный,
Потому что им — зеленый.
Мы на красный не пойдем,
Постоим и подождем.
Правила движения
Достойны уважения!
Желтый вспыхнул, словно солнце,
Подмигнул нам: «Приготовьтесь!»
Вот зеленый свет. Ура! —
Значит, нам идти пора.
(А. Чурбанова)
Как перейти дорогу
Создайте игровую ситуацию: условно изобразите проезжую часть, вырезав из бумаги широкую длинную полосу. Расставьте машины в соответствии с правилами правостороннего движения. Попросите ребенка перевести куклу через дорогу. В первом варианте игры используется светофор. Кукла стоит на тротуаре и ждет, когда загорится зеленый свет. После этого смотрит, все ли машины остановились, и переходит дорогу.Предложите ребенку комментировать свои действия. Особое внимание обращайте на то, в какую сторону надо смотреть при переходе проезжей части (сначала — налево, затем — направо). Второй вариант игры подразумевает отсутствие светофора. Рассмотрите знак, указывающий место перехода, поставьте его на импровизированной дороге. По каким дополнительным обозначениям можно найти место перехода? («зебра» на дороге). Разложите полосы на игровом поле. Поупражняйтесь в переводе через дорогу разных игрушек.
Прокатился
Сделайте из картона небольшую горку, под горой — бумажная полоса (имитация проезжей части). Скатывайте шарик на «дорогу», переставляя горку в разные места. Тем самым вы продемонстрируете ребенку, что объект, катящийся с горы, может вылететь на проезжую часть. Побудите ребенка озвучить вывод: нельзя кататься на санках, лыжах или велосипеде рядом с дорогой.Обойди трамвай
Сделайте модель трамвайных путей, вырезав полосы из бумаги. Пустите по ним «трамвайчики». Путешествуйте по городу, объявляя остановки. Предложите ребенку подумать, как надо правильно обходить трамвай. Продемонстрируйте наглядно, что пешеход, обходящий трамвай сзади, может попасть под колеса трамвая, идущего в обратном направлении.Таким же образом рассмотрите ситуацию обхода автобуса или троллейбуса. В конце игры обобщите полученные знания: трамвай обходим впереди, автобус — сзади.
Так нельзя!
Подготовьте картинки с изображениями различных аварийных ситуаций на проезжей части: ребенок перебегает дорогу, догоняет мяч, укатившийся на дорогу, пешеход переходит на другую сторону улицы на красный свет светофора, девочка на санках скатывается на проезжую часть и т. п. Попросите ребенка рассмотреть картинки и что именно и почему нельзя делать. Сформулируйте правила дорожного движения, например: «Нельзя переходить улицу в неположенном месте. Нельзя выбегать на проезжую часть. Нельзя играть рядом с дорогой».Спаси куклу
Обыграйте ситуацию: ребенок катит машинки по дороге, у вас в руках кукла, которая выбегает на проезжую часть неожиданно для водителя. Что угрожает кукле? Водителям? Как исправить положение? Проводите куклу до обозначенного перехода. Попросите ребенка объяснить ей правила дорожного движения.Не успел!
Ребенок катит по дороге машины, у вас в руках Зайка (игрушка), которому надо перейти на другую сторону улицы. Зайчик знает почти все правила дорожного движения, поэтому он переходит дорогу на зеленый свет светофора. Но не успел он дойти до середины проезжей части, как для пешеходов загорелся красный свет.Обыграйте ситуацию: машины едут, зайка бежит вперед (назад). Попросите ребенка объяснить, что может случиться с этим пешеходом. Обратите внимание малыша на то, что посреди проезжей части обычно есть очерченный белым «островок». Предназначенный именно для тех, кто не успел перейти дорогу на зеленый свет. Стоя на этой территории, можно спокойно дождаться пока машины остановятся и продолжить переход.
Непослушный зайка
В пластиковый пакет положите надутый воздушный шарик. В гости к малышу пришел Зайка. Он рассказывает, что по дороге нашел большой пакет, наверное, в нем масса интересных вещей.Гость предлагает малышу заглянуть в пакет. Прервите разговорчивого Зайку и поинтересуйтесь у ребенка,
можно ли брать и заглядывать в пакеты, найденные на улице. Непослушный Зайка между тем все-таки залез в пакет: шарик лопается, Зайка плачет. При этом учитывайте эмоциональную готовность ребенка к подобным эффектам.
Если ваш малыш легко возбудимый и впечатлительный, то достаточно будет устного рассказа о том, что может случиться при подобных действиях. Зайка раскаивается и вспоминает несколько случаев «из жизни»: знакомый медвежонок схватил на остановке сумку с красивой игрушкой, в результате он лечит в больнице обожженные лапки и т. п. Обговорите с малышом, что надо делать в подобных ситуациях (отойти на безопасное расстояние, позвать взрослых, позвонить в милицию).
Запрещено!
В гости к ребенку опять пришел Зайка. Он рассказывает, что очень торопился к вам и даже не пошел с незнакомым «дядей» смотреть красивых рыбок, но думает, что успеет это сделать, выйдя из гостей. Поругайте бестолкового зайчика и объясните ему, что с незнакомыми людьми ходить никогда и никуда нельзя, а если они настаивают на этом, надо громко кричать «Помогите!». Вспомните сказку «Красная Шапочка», знает ли ваш гость, что случилось с девочкой? Предложите ребенку составить для Зайки список запретных действий, чтобы с легкомысленным малышом не случилось ничего плохого. Выслушивайте версии ребенка и предлагайте свои:— не разговаривать на улице с незнакомыми людьми;
— не брать от них угощение, игрушки и другие предметы;
— не садиться в лифт с незнакомцами;
— не подбирать пустые бутылки, банки, не трогать сумки или пакеты;
— не подходить к оголенным проводам;
— не гулять на стройке и т. п.
Знаешь ли ты?
Пригласите друзей малыша и организуйте викторину с вопросами о пожаробезопасности. Заранее подготовьте все необходимое: карточки с вопросами, фишки, плакаты с соответствующей тематикой. Игру можно организовать по принципу передачи «Что? Где? Когда?», разложив вопросы по кругу и поместив в центре стола волчок со стрелкой.Дети поочередно крутят волчок и берут карточку, на которую укажет стрелка. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Неверный ответ чреват потерей одной фишки. В конце игры подсчитываются очки и вручается символический приз, например вырезанная из картона медаль «Юный пожарник».
Список примерных вопросов для викторины приведен ниже.
— Назовите профессию, основная задача которой является борьба с огнем.
Ответ: Пожарный.
— По какому номеру телефона осуществляется вызов пожарной команды? Почему?
Ответ: номер 01. Его легко запомнить и можно быстро набрать даже в темноте.
— Почему у пожарных машины красного цвета?
Ответ: чтобы ее было видно издалека и водители уступали ей дорогу.
— Из чего сделана форма пожарных?
Ответ: из брезента, потому что он не горит.
— Знаете ли вы стихи о пожаре?
Ответ: С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К. Чуковский «Путаница».
— Как тушить пожар до приезда пожарных?
Ответ: засыпать песком, залить водой, накрыть одеялом, воспользоваться огнетушителем.
— Из-за чего может начаться пожар?
Ответ: из-за игры со спичками или зажигалкой, из-за оставленных без присмотра электроприборов, из-за утечки бытового газа.
— Что нужно говорить при вызове пожарных?
Ответ: точный адрес, фамилию, имя, номер телефона.
Грибники
Подготовьте карточки с изображением грибов: ядовитых и съедобных. Вместе с ребенком рассмотрите их. Обращайте внимание малыша на внешние особенности ядовитых грибов — яркая или неестественная окраска и т. п.Расскажите, что может произойти, если их съесть. Разложите карточки с грибами на полу или на столе, предложите ребенку отправиться за грибами и собрать все съедобные грибы.
Кукла потерялась
Создайте игровую ситуацию: вы «гуляете» по улице и встречаете куклу, которая потеряла свою маму. Девочка бежит в неизвестном направлении и громко плачет. Остановите куклу, поинтересуйтесь, где именно она отстала от мамы, куда они направлялись, помнит ли малышка свое имя, фамилию, имя мамы, папы, домашний адрес, телефон. Предложите кукле вернуться туда, где они были с мамой и ждать ее, стоя на одном месте. И вот, появляется испуганная кукла-мама и радуется встрече с дочкой. Поговорите с ребенком о том, что надо делать в такой ситуации (стоять на том месте, где потерялся, обратиться к милиционеру). Знает ли ваш малыш свой домашний адрес, телефон, адрес бабушки?Первая помощь
К ребенку приходит плачущий медвежонок: он упал с дерева и поранил лапку. Что делать? Предложите малышу выбрать все необходимое для оказания первой помощи. Разложите перед ним карточки с изображением бинта, ваты, зеленки, таблеток, шприца, градусника и попросите выбрать то, что нужно медвежонку (зеленка, бинт). Пусть ребенок поиграет во врача «Скорой помощи» и забинтует лапу пострадавшему. А можно ли вылечить ссадину, если под рукой нет бинта? Расскажите о свойствах некоторых растений останавливать кровь, прочитайте стихотворение.Подорожник
По дороге там и тут подорожники растут.Подорожник-горемыка весь истоптан, посмотри-ка.
Низко стелется у ног, пожалей его, дружок.
Сам страдалец, он не прочь и чужой беде помочь.
Может верно послужить, если кто поранится.
Стоит листик приложить — ранка и затянется.
(А. Деружинский)
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра по ППД для дошкольников Интерактивная игра по ПДД для детей 5-7 лет Квест игра по ОБЖ в подготовительной группе Интерактивная игра по безопасности "Что? Где? Когда?" в детском саду в подготовительной группеПохожие статьи:
Кроссворды по ПДД для дошкольников с ответами
← Игры для развития речи детей 5-6 лет для родителей | Игры для развития координации движения для дошкольников →
Автор: Надежда Павловна
Опубликовано: 1546 дней назад (28 сентября 2020)
Просмотров: 1734
Блог: Блог Надежды Павловны
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!