Роль дидактических игр в развитии математических способностей у дошкольников
Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Дидактическая игра - это тип учебного занятия в виде учебной игры, в которой реализуются принципы активного обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Эти игры могут быть представлены в разных видах, будь то настольные печатные игры, словесные (поручения, загадки, беседы, предложения), или сюжетные.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются различные виды дидактических игр, например:
1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
2. Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
- на закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине и многие другие.
Дидактические игры широко используются при планировании занятий по математическому развитию или отдельных его элементов, а также при организации индивидуальной работы с детьми.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, в том числе и математике.
Таким образом можно сделать вывод, что дидактические игры упрощают усвоение программы, так как игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, способствую развитию психических процессов дошкольника, а также дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя детского сада. Игра для детей младшего дошкольного возраста Игры. Классификация игр для детей школьного возраста Психология игры для детей дошкольного возраста Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника. Младшая группа← Роль сюжетно - ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста | Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Из опыта работы →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!