Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника. Младшая группа
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста
Автор: Алимова Людмила ВячеславовнаОписание: данная статья носит информационный характер и рекомендована воспитателям, методистам, педагогам дополнительного образования, а также будет полезна для родителей.
Назначение: материал для выступления на педагогическом совете в детском саду.
Цель: ознакомить коллег со статьей для использования в работе.
Задачи:
1.Понять определение сюжетно-ролевой игры.
2.Определить роль сюжетно-ролевой игры в воспитательном процессе с детьми младшего возраста.
Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.
(Я. Корчак)
Детство младшего дошкольника –очень важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное представление об окружающем мире, начинает складываться личное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируется характер.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В игре развиваются духовные силы и физические навыки ребёнка, его внимание, речь, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, а также творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Сюжетно-ролевая игра - это творчество, в котором ребенок воссоздает разнообразные виды человеческой деятельности.
Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые представления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которых прежде всего хочется подражать.
Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о младших. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений.
В сюжетно-ролевой игре дети отображают жизнь и труд взрослых.
Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, лечат зверушек, готовят обед. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
В игре ребенок удовлетворяет свои психологические потребности - быть как взрослый. Желание ребенка делать то, что делают взрослые и стремление использовать те же инструменты - это свидетельство стремления ребенка жить общей со взрослыми жизнью и участвовать в их работе.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Только в сюжетно-ролевой детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой в воображаемой ситуации. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного. Прежде чем взять на себя роль клоуна в цирке, нужно найти колпачок, а это может быть перевернутый пластиковый стакан из набора детской посуды.
Любая детская сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива. Игра формирует такие качества как чуткость, доброта, развивает общительность, взаимопомощь.
Сюжет игры - это действительность, которая находит отражение в игре. В сюжете ребенок отражает свое отношение к миру. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети накапливают опыт социальных отношений между людьми, опыт социальных переживаний. Наиболее распространенными сюжетами являются:
• профессиональные (доктор, повар)
• военизированные («стрелялки», «догонялки»)
• созидательные (строительство)
• поиск и открытие (путешествие, «космос»)
• связанные с искусством (цирк, театр)
• сказочные
• фантастические
• этнографические («масленица»).
Обогащение игровых сюжетов детей формируется через экскурсии, наблюдения, ознакомительные беседы о труде окружающих людей, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изобразительную деятельность, конструирование, физкультминутки, пальчиковую гимнастику. Все эти формы взаимодействия взрослого и ребенка являются основным способом обогащения игрового опыта детей.
Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра - это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка-дошкольника.
Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Отсутствие сюжетно-ролевой игры-это лишение ребенка главного источника развития, импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Таким образом, учитывая изложенное, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра в воспитательном процессе способствует всестороннему развитию детей младшего возраста.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект сюжетно – ролевой игры для детей 3-4 лет Конспект сюжетно – ролевой игры «Зоопарк» в средней группе Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе Из опыта работы воспитателя детского сада. Игра для детей младшего дошкольного возрастаУчастник №16 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Автор: Людмила Вячеславовна Алимова
Опубликовано: 2591 день назад (18 октября 2017)
Просмотров: 6309
Рубрика: Методические статьи
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|