Уроки здоровья, 2 класс. Внеурочная деятельность
Конспекты уроков здоровья для 2 класса
Урок здоровья на тему «Причины болезни»
I. Вступительное слово учителяВ одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми: с самого утра они сидели и читали ученые книги, решали компьютерные задачи, смотрели передачи для умников по телевизору. Они так увлекались, что забывали сделать зарядку, вовремя поесть, мало бывали на свежем воздухе, не умели играть в мяч, плавать, не любили бегать и ходить по лесу. Правителя огорчало, что сыновья ходят, ссутулившись, часто, подолгу болеют и лекарства, рекомендованные самыми лучшими врачами, им не помогают.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».
Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны.
Вы в прошлом году посещали первые уроки здоровья. В этом году мы их продолжим.
II. Повторение основного девиза уроков здоровья
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
III. Беседа по теме
(Для беседы можно использовать также книгу А. Лаптева «Тайна пирамиды здоровья».)
Причины болезни изучает маленький ручеек. Послушайте!
Бежит маленький ручей
Средь цветов и средь камней.
И людей, и зверей
Поит он водой своей.
Часто жалуются люди
На болезни и недуги.
У зверей сложна судьба,
В то же время жизнь длинна,
И дубы растут лет сто,
Коль не срубит их никто.
Вот прозрачный ручеек
Задает себе вопрос:
«Почему болеют люди?
Что их так, несчастных, губит?»
И решил вопрос он этот
Всем задать, кого ни встретит:
Розе, пальме, кабану,
Тигру, дикому коту.
— Что же ответили ручью растения и животные?
По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость — это особая мудрость, и болезни ее боятся.
Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость — это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.
Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.
Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.
Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.
IV. Оздоровительная минутка.
1. Движения для головы:
• вверх-вниз 8 раз;
• из стороны в сторону — 8 раз;
• круговое движение влево — 2 раза (на счет 4);
• круговое движение вправо — 2 раза (на счет 4).
2. Движения плечами:
• пожать плечами — 8 раз;
• пожимать по очереди — 8 раз;
• круговое движение назад — 2 раза (на счет 4);
• круговое движение вперед — 2 раза (на счет 4).
V. Продолжение беседы
— Какие же причины болезней у людей назвали растения и животные (роза, пальма, тигр, дикий кот, кабан)? Назовите их.
— Что еще в поведении и привычках людей может стать причиной болезни?
— От кого зависит здоровье человека?
VI. Повторение мудрых слов
Запись в тетради. Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам.
Эти мудрые слова будут главными для уроков здоровья.
VII. Подведение итогов урока
— Какие причины болезней у людей вы знаете?
Урок здоровья на тему «Признаки болезни»
I. Беседа по теме— По каким признакам можно понять, что человек заболел? (Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота и др.)
- Проанализируйте ситуацию.
(Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Грипп».)
Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь «принесла».
Кашляет, чихает, слезы вытирает.
У нее несчастный вид — очень голова болит.
Нос припух, температура — видно, ей нужна микстура.
И глотать ей тоже больно — очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.
В общем, встали все дела — так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться — с процедурами Катя мирится.
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь — надо многое успеть.
— Чем отличается заболевший человек от здорового?
— Как вы думаете, приятно болеть?
II. Оздоровительная минутка
III. Игра-соревнование «Кто больше знает?»
— Какие болезни вы знаете?
— Назовите признаки болезней.
IV. Как помочь больному?
— Что надо делать, если заболел твой брат (сестра) или ты сам9 (Сказать об этом взрослым. Если нет взрослых дома, надо помочь больному человеку.)
При ознобе:
• укутать;
• дать теплое питье (чай с малиной, вишней);
• положить грелку.
При высокой температуре:
• чаще проветривать комнату;
• давать часто питье;
• положить на голову холодный компресс;
• сделать обтирание (1 ст. ложка водки, 1 ст. ложка воды, 1 ст. ложка уксуса).
V. Беседа о профилактике болезней
Мы поговорим о профилактике заболеваний и о том, как лекарственные растения могут заменить таблетки и уколы.
— Ребята, а какие народные средства используют ваши родители, бабушки для профилактики заболеваний?
— Угадайте, о каких растениях, обладающих лечебными свойствами, говорится в загадках.
Стоит в лесу кудряшка -
Белая рубашка,
В середине золотистая.
Кто она такая чистая? (Ромашка.)
— Вспомните, что вы знаете о ромашке, при каких заболеваниях ее применяют?
Слово «ромашка» переводится как «милая». Родина ромашки — Америка. Давным-давно как сорняк ромашка вместе с зерном попала в трюм пароходов, затем ехала по железной дороге, на машинах и лошадях по всей России. Ее мелкие семена рассыпались и разносились ветром. Душистым отваром из цветков ромашки лечат кашель, поласкают рот, когда болят десны.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)
— Расскажите, что вы знаете о подорожнике.
Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла во рту раненой подруге листик подорожника. И через некоторое время они вместе скрылись из глаз.
Чтобы вылечить ранку или ссадину, необходимо промыть водой не менее семи листиков подорожника, вытереть их насухо и все сразу приложить к ране. Повязку следует оставить на 2—3 дня.
Жжется, а не огонь,
Злая, а людей лечит. (Крапива.)
Люди говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. О крапиве говорят: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семена крапивные, смешанные с медом, надежно лечат колики».
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке.
Меня зовут царем кустов
За цвет мой и за запах
Моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый
Вас ранить готов,
Я помогу всем больным
И тем, кто здоров. (Шиповник.)
— Чем славятся плоды шиповника? (В шиповнике очень много витаминов.)
Настой шиповника пьют для профилактики простудных заболеваний. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С.
Сверху листик шелковый,
Снизу листик бархатный.
Если кашель вас замучил,
Воспаленье началось,
Подружитесь со мной скорее,
Обещаю: все пройдет. (Мать-и-мачеха.)
Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки
Не выше кочки. (Брусника.)
— Какую помощь оказывает людям брусника? (Отвар из листьев брусники снимает жар и головные боли, улучшает аппетит.)
Белый щит на тысяче листьев,
Расту на бугре, помогу в беде. (Тысячелистник.)
Настой из тысячелистника заживляет раны, улучшает аппетит.
VI. Игра-соревнование «Кто вперед»
Участвовать могут несколько человек. Правила игры: участники делают шаг вперед по очереди и называют лекарственное растение. Тот, кто не может назвать слово, отстает. И так до тех пор, пока впереди не останется один человек.
VII. Подведение итогов урока
— Почему человек болеет?
— Каковы признаки болезней человека?
— Какие растения помогают человеку сохранить здоровье?
Урок здоровья на тему «Как здоровье?»
I. Беседа по теме— Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.
II. Игра-соревнование «Кто больше знает?»
— Назовите признаки, характеризующие здорового человека. (Веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)
III. Тест «Твое здоровье»
— Поставьте «+» или «—».
1. У меня часто болит голова.
2. У меня часто бывает насморк.
3. У меня больные зубы.
4. Иногда у меня болит ухо.
5. У меня нередко болит горло.
6. Каждый год я болею гриппом.
7. Иногда меня тошнит.
8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.
9. Ко мне легко прилипают всякие болезни.
— Чего получилось больше: «+» или «—»?
IV. Оздоровительная минутка
V. Помоги себе сам
— Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?
1. Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.
2. Есть полезную пищу.
3. Чистить зубы.
4. Мыть руки.
5. Выполнять физические упражнения.
Вот как заботится о себе герой стихотворения М. Львовского.
Почему я не болею, почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день.
6. Соблюдать режим дня.
(Дети по очереди читают стихи.)
1. Рано вставать, рано в кровать —
Завтра на парте не будешь зевать.
2. Прогоню остатки сна, одеяло в сторону.
Мне гимнастика нужна — помогает здорово.
3. С шумом струйка водяная на руках дробится,
Никогда не забывай по утрам умыться.
4. Чистят ножи, и кастрюли, и трубы.
Как же не чистить до завтрака зубы?
5. Вовремя пей, вовремя ешь —
Будешь до старости крепок и свеж.
6. Коль пришел ты на урок,
На язык повесь замок,
Но далеко не прячь ключи,
Там, где нужно, не молчи.
7. Чтобы ночью лучше спать,
Видеть сон хороший,
Мы советуем гулять
Вечером погожим.
— А кто из вас хотел бы рассказать нам о том, как соблюдает режим дня.
VI. Подведение итогов урока
— Как надо заботиться о своем здоровье?
Урок здоровья на тему «Как организм помогает себе сам»
I. Повторение причин болезнейII. Беседа по теме
— Как часто вы болеете?
— Всегда ли заболеваете во время эпидемий гриппа?
— Болеете ли вы, если сильно замерзли или промочили ноги?
— Как вы думаете, почему?
— Знакомо ли вам слово «адаптация»? Что оно обозначает?
В словаре иностранных слов записано: адаптация — приспособление организма к условиям существования и изменению окружающих условий (запись в тетради). Приспосабливаясь к изменению внешних условий, организм мобилизует свои внутренние резервы и защищает себя от внешней инфекции, переохлаждения или перегрева. У одних людей организм сильный и хорошо себя защищает, организм других людей требует помощи. Первым заслоном на пути инфекции служат кожа и выделяемые ею вещества. Антимикробным действием обладают слизистая оболочка рта, некоторые вещества желудка и кишечника. Но есть и другие способы зашиты от болезней.
III. Режим дня
— Кто из вас в одно и то же время ложится спать и встает утром, обедает, делает уроки?
— Как вы считаете, это очень важно для вашего здоровья?
Соблюдение режима дня — защита от болезней. Режим дня — правильное сочетание и чередование труда, занятий и отдыха.
Если есть, спать, работать и отдыхать в одно и то же время, организм привыкает к такому распорядку, работает в полную силу, человек меньше устает, реже болеет, успевает сделать больше дел.
IV. Оздоровительная минутка
V. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?»
— Назовите правила, которые помогут вам быстро и легко приготовить уроки (ставьте «+» или «—»):
1) в комнате может быть душно;
комната должна быть проветрена;
2) в комнате должно быть тихо — это помогает сосредоточиться; включенный телевизор или радио помогут сосредоточиться;
3) сначала надо выполнять трудные задания;
сначала лучше сделать легкие задания;
4) не надо тратить время на черновик, лучше писать сразу в чистовик;
следует выполнять уроки на черновике, потом переписать в чистовик;
5) после выполнения трудных заданий необходимо отдохнуть 10—15 мин (подмести пол, вытереть пыль и т. д.);
после выполнения трудных заданий хорошо полежать 10— 15 мин, почитать книгу, посмотреть телевизор.
— Чего получилось больше: «+» или «—»?
VI. Памятка «Как правильно готовить уроки»
— Составим памятку вместе.
1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
2. Проветри комнату за десять минут до начала занятий.
3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
4. Сотри со стола пыль. Приготовь чистые листы для черновика.
5. Проверь, на своем ли месте настольная лампа (дальний левый угол).
6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
7. Приготовь письменные принадлежности для занятий, тетради, учебники, дневник.
8. Убери со стола все лишнее.
9. Пришло время начать работу. Сядь поудобнее, открой учебник...
VII. Подведение итогов урока
— Что такое адаптация?
— Что означает выражение «выполнять режим дня»?
— Составьте для себя режим дня, если у вас его нет.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие в 1-2 классе. Путешествие в город Здоровья Классный час «Здоровье и здоровое питание», 1 класс. Конспект Какие лекарства мы выбираем, 2 класс. Внеурочная деятельность Что мы знаем про собак и кошек, 2 класс. Внеурочная деятельность. Конспект урокаПохожие статьи:
Внеурочное занятие «Скелет - наша опора», 1 класс
Игра - путешествие в страну здоровья, 3 класс
← Классный час «Здоровье и здоровое питание», 1 класс. Конспект | Конспект занятия внеурочной деятельности в 3 классе. Тема «Сервировка стола» →
Опубликовано: 268 дней назад (28 февраля 2024)
Просмотров: 660
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (1)
|
||
|